Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 19.10.2017, 01:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Илья АВЕРБАХ

«Монолог»
«Монолог». Режиссер Илья Авербах. Сценарий Евгения Габриловича. «Ленфильм». 1972




                                        
                             Куда-то торопятся по улицам Киото
                             старики и старушки. Несет их по ветру,
                             как пустые фантики от самих себя.
                             Очень они любят дать полизать эти фантики,
                             и это называется: передача опыта молодым.
                                                                                 Тахиро Осада


Семидесятилетний Евгений Иосифович Габрилович написал сценарий по мотивам собственных, впрочем, также беллетризированных, воспоминаний, где рассказывает о странной судьбе одного человека, не принадлежащего к искусству, ученого... рассказывает так, что ясно: это его собственная судьба. Через шесть лет Авербах снимет еще один фильм по воспоминаниям Габриловича, «Объяснение в любви». Странно, что молодой человек отдал так много времени и сил материализации мемуаров старика. В жизни Авербах был чрезвычайно умен, но признаков ранней старческой мудрости никто из вспоминавших о нем после его трагически преждевременной смерти не отметил. Отличался резкой сменой настроений, - но не вялым их тонусом. Напротив, был он энергичен, подтянут и бодр. Однажды, приехав в Киев, решил посетить Виктора Некрасова, с которым знаком не был. Он знал его адрес, но телефона не знал, и потому явился без предупреждения. Позвонил в дверь. Некрасов открыл, окинул незнакомца взглядом и спросил: «Как изволите вас величать, поручик?» «Поручик Авербах!» - отрапортовал гость. Недаром заветной мечтой Авербаха была экранизация «Белой гвардии»!
Так почему же эти упорные обращения к Габриловичу? Кто-то предположит: может быть, Авербах предчувствовал раннюю смерть и через воспоминания старика подводил свои собственные итоги? Может быть. Но этого я не знаю, и это из области метафизики. Есть более простой и очевидный резон: Авербах использовал мемуарную прозу не как повествования о жизни, а как ее параболы, как метафоры человеческого бытия. Не отказываясь, впрочем, от живой конкретности воспоминаний Габриловича.
Взять тот же «Монолог». С одной стороны, это life story: кто пришел в кинотеатр, чтобы подсмотреть чужую судьбу и попереживать за героя, а попутно и за самого себя, не будет разочарован. Представлена судьба человека, начиная с его среднего возраста (а если воспринимать частые перебивки, в которых этот человек показан мальчиком, не как лирические виньетки, а как существенную часть фильма, так и с детства) и до старости. Была у этого человека, ученого-биолога Сретенского, красивая жена, да отчего-то бросила его. Потом, через много лет откуда ни возьмись возникла его взрослая дочь, да тоже не надолго задержалась: оставила у отца свою собственную дочь да и улетела по своим кукушечьим делам. Внучка выросла, влюбилась в женатого человека, тот поматросил и бросил, и это стало для девушки катастрофой. Дед попытался, как мог, утешить ее: ты, мол, еще молода, время залечивает любые раны – я это знаю по себе, поверь! Но внучка в ответ на такие утешения закричала деду сквозь слезы: «Уйди! Ненавижу тебя!» И дед, сам чуть не плача, ушел. То есть не навсегда ушел, а просто оставил внучку в покое, то есть в душевном смятении, не зная, как ей помочь и что еще сказать. По ходу фильма кандидат наук Сретенский становится доктором, профессором и, кажется, даже академиком. Он занимается очень серьезными вещами, затрагивающими сами основы жизни: клетки, гены, нуклеиновые кислоты, что-то такое. Нам не понять, а Сретенскому понять, он, похоже, ведущий отечественный специалист в соответствующей области. Занимается этими делами всю жизнь (показано, как он в свое время пострадал за свой упрямый интерес к сим «идеалистическим» штукам, но упора на этом не сделано: фильм о другом) и не прерывает своих занятий даже в периоды личных бед и драм. Сретенский очень хороший человек, и он не на шутку переживает от того, что никакие бури душевные, семейные и социальные не в силах нарушить его обычного распорядка дня ("Да есть ли у меня душа, в самом деле?" - думает он иногда), - но все равно с утра идет в лабораторию, а вернувшись домой, до поздней ночи читает старые толстые книги и пишет новые.
Проницательный читатель, может быть, уловил, что в профессоре Сретенском есть что-то от доктора Борга из «Земляничной поляны». Может быть, она и вдохновила режиссера на воссоздание мемуаров Габриловича средствами кино? Если и так, «Монолог» не копия «Поляны»: у фильма Авербаха, при всей его глубинной общности с бергмановским шедевром, своя тема, свой поворот раздумий о «жизни и судьбе». Парадокс, на котором построен фильм, состоит в том, что Сретенский глубинные загадки жизни, почти как Фауст, постиг, а обыкновенной жизни не понимает. Дело не в том, что он слишком холоден, эгоистичен и проч. Вовсе нет, у него с душой, вопреки его опасениям, все нормально - в этом смысле он как раз отличается от Берга, который, на каком-то самом последнем уровне, был безнадежным индивидуалистом и если не эгоистом, то эготистом. Сретенский не может понять простую жизнь, потому что она по сути своей сложней, загадочней всех загадок клетки и гена. И прежде всего, непостижима душа человеческая.
Сам Сретенский устроен достаточно просто: он честен, открыт, организован (опять же, не как машина, а как напряженно трудящийся человек, который просто не может позволить себе расхлябанности). О как бы ему хотелось, чтобы все люди вокруг него, и особенно те, кого он любит, были такими же: тогда он мог бы разобраться в их проблемах, помочь им стать счастливыми! Но, увы, не все такие, как он. У него все так ясно и просто, потому что, в сущности, он не имеет личной жизни: работа, работа, работа... благодаря ей он и перенес уход любимой женщины сравнительно легко (а может быть, кто-то свыше так повелел, чтобы женщины быстро покидали его, оставляя ему больше времени для работы?) Но жена, но дочь, но внучка... у них личное на первом плане. Он понимает их и не винит. Да что там не винит – он, напротив, себя винит, что он такой сухарь и личное у него даже не на втором, а на десятом плане.
И все-таки, все-таки – почему мир так иррационален? В науке есть логика – неужели к вопросам человеческой души она совершенно неприложима? Конечно, он проявил себя, как дурак и чурбан, пытаясь утешить внучку будущим, откуда ее нынешнее несчастье, быть может, не покажется таким уж огромным. Бедной девочке не нужно будущего: она поглощена настоящим... И верно, верно - будущего ведь, в сущности, никакого нет, это абстракция, или это конкретность лишь для таких, как он, строящих жизнь по графикам экспериментов и планам научных работ. Попытавшись подсунуть ей абстракцию взамен реальной боли, он пренебрег ее страданием, поступил, как мошенник, подсовывающий бумажки вместо денег. Но что делать, если он такой человек - привык искать рациональный выход из любого положения? О господи, ну что за мир! Почему по небесам кружат «расчисленные светила», на земле же - «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет»?
По фильму Сретенский биолог. Но если бы он был физиком, это тоже вписалось бы в метафору фильма. В таком случае Сретенский понимал бы теорию относительности, но сокрушенно разводил руками перед относительностью человеческого опыта. На старости человек видит, что совершил в молодости уйму ошибок, и он хочет предостеречь нынешних молодых от них. Но если бы каким-то чудом молодость вернулась к нему, - он повторил бы все свои ошибки, повторил даже в том случае, если бы опыт старости был у него сохранен: в контексте повторной молодости этот опыт стал бы нерелевантен.
Ничей опыт не имеет преимущества над чужим опытом; никакой возраст не ценнее другого возраста. (Человечество начинает потихоньку это понимать. Всего три века назад в мире еще не существовало детской литературы, а художники не умели рисовать детей, изображая их лилипутами с разбухшими головами. Нетрудно, вроде бы, было бы научиться – но детство не считалось, как сегодня, «самостоятельным» возрастом, было лишь подготовкой к...) Сретенский постоянно наталкивается на эту релятивность человеческого существования, умом понимает ее, но сердцем... а вернее, настоящим, глубинным своим умом - ее не понимает и постоянно совершает мелкие и грубые бестактности, раздражая своих близких, которым он так хотел бы передать часть своего большого ума... который не нужен им, зависимым лишь от прихотей их страстных опрометчивых сердец.
В фильме хорошо играет Михаил Глузский: Авербах неожиданно выбрал этого записного шпиона и злодея советского кино на главную и глубоко положительную роль. Потрясающе играет внучку Сретенского Марина Неелова. Все в этом фильме играют хорошо и всё в нем хорошо. В нем только есть одна роковая ошибка, которую трудно было бы исправить. Фильм слишком уж жестко оструктурен и организован: повторения и сходства безвыходных ситуацией, на которые наталкивается Сретенский на разных этапах судьбы, чересчур однообразны и больше похожи на математическую итерацию, чем на живую жизнь, - как будто эту картину о непостижимости жизни и релятивности человеческого опыта сделал сам профессор Сретенский. Нет, почему же, так тоже можно было бы: дикое поле жизни с точки зрения укладывающего все на кальку педанта. Но в фильме этого нет – есть просто излишняя упорядоченность и симметричность. Наиболее приближена в этой картине к тому, какой она должна была бы быть, музыка Олега Каравайчука: мощные, порывистые и тревожные звуки рояля, бьющие в жесткую решетку фильма, как темные властные стихии почвы и судьбы бьются о великий интеллект бедного профессора Сретенского.

     
                                                                                                    
   Илья Авербах (1934 - 1986)                                              





Евгений Габрилович (1899 – 1993)




                         Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо.     С.Бакис  




Автор С. Бакис

Категория: Илья АВЕРБАХ | Добавил: ovechka (03.04.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1678 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: