Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 29.06.2017, 14:26
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Илья ФРЭЗ

«Первоклассница»


                          И не только о тексте про фильм "Первоклассница",
                         но и про любой другой, помещенный на нашем сайте.
                 

Вы вообще есть, друзья, или вас нет?
Ау-у!


***

Режиссер Илья Фрэз. Сценарий Евгения Шварца. «Союздетфильм». 1948



Ко Дню Победы по русскому ТВ показывали фильм «Сталинградская битва» (1949 г.)
А вчера, наверное, к окончанию школьного учебного года, показали фильм «Первоклассница» (1948г.)
И, как ни странно, они очень похожи.
Немцы вот-вот прорвутся к Волге – Сталин спокойно попыхтел трубкой, подвел к карте Василевского и сказал: «Надо передвинуть дивизию Родимцева вот отсюда – сюда».
Манштейн стремительно продвигается к Сталинграду, чтобы прорвать русское кольцо – Сталин, попыхтев трубкой, говорит Василевскому: «Надо выдвинуть к деревне Мамонтовка войска Рокоссовского».
И каждый раз, когда случается какая-нибудь новая неприятность, у него вроде как тень улыбки на лице. Артист А.Дикий очень тонко это играет – то есть, конечно, он играет топорно дальше некуда, но он верно играет Бога: ну разве Бог огорчился бы, видя с небес всемирный потоп? Наоборот, он огорчился бы, не видя потопа: это еще что за нарушение расписания на день тридцать восьмой?
Учительница – Тамара Макарова так же все знает, все понимает, все видит насквозь и наперед. В своем всевидении, неземной красоте и моральном совершенстве она недосягаема для этих несчастных первоклашек, как божество. В картине даже есть кадр, когда Маруся – Наташа Защипина с замирающим сердцем исподтишка дотрагивается пальчиком до краешка платья Александры Ивановны.
Пусть миры Сталина и Александры Ивановны не равновелики, но объединяет  их то, что каждый в своем – демиург.
(Но мир Александры Ивановны даже еще более одинок: у нее нет и Василевского, которого можно было бы раздумчиво «подводить к карте»).   
Есть и более мелкие черты, делающие их похожими. Например, черный юмор и постоянное желание подвергать подданных испытаниям, ставить их в неловкие ситуации. 
Александра Ивановна проходит между рядами, зорко оглядывая парты. Она смотрит на пенал  Марусиной соседки, потом подходит к Марусе и говорит ей:
- Молодец! Теперь ты держишь карандаш правильно. С сегодняшнего дня  можешь писать ручкой!
Маруся просияла.
Теперь Александра Ивановна обращается к соседке Маруси:
- И ты тоже, Катя, можешь начинать писать ручкой.
Девочка печально опускает головку.
- Что с тобой, Катя?
- У меня ручки нет!
(Всевидящая Александра Ивановна давно это заметила!)

Пауза. Александра Ивановна смотрит на Марусю. Та не понимает. Вернее – не хочет понимать. Наконец она говорит:
-  А можно, Александра Ивановна, я Кате свою ручку дам?
-  А как же ты?
-  Ничего, немного она попишет, немного я, - тихо говорит Маруся.
-  Молодец!
Ну не напоминает ли это знаменитое сталинское:
- На вашем месте, товарищ Пастернак, я бы больше беспокоился о своем попавшем в беду товарище. Ведь Мандельштам – ваш товарищ?
И еще одним похожа учительница на вождя. Как Сталин, установив в своей империи тюремный порядок и режим кругового стукачества, она – на словах! – всегда неукоснительно держится моральных императивов; класс живет «по понятиям», но тюремный закон всегда замаскирован, - но замаскирован не совсем тщательно, так, чтобы он постоянно зловеще просвечивал через десять заповедей.
Вот одна из девочек принесла в класс куклу, и Маруся, которая в это утро дежурная, велит ей отнести куклу на последнюю парту. Но девочка не в силах расстаться со своей любимицей, – она лишь прячет куклу под парту.
- Сейчас же отнеси куклу на последнюю парту! – требует Маруся.
- Не отнесу! – отвечает девочка.
- Ну тогда... тогда я вот что сделаю! – восклицает разгневанная Маруся. 
Бежит к доске и большими красивыми буквами пишет на ней: ЛЕНА. (Немного раньше в фильме был эпизод, когда Александра Ивановна выговаривала Марусе за корявый почерк. Но, видно, когда дело доходит до кляуз, каллиграфия у Маруси безупречная).
Учительница входит и сразу же замечает возбужденную дежурную. Что случилось, Маруся? Так и так, Александра Ивановна, Лена держит под партой куклу!
Александра Ивановна взглянула на доску. Она немного нахмурилась. Она все поняла.
- Что ж, Лена, дежурная права. Нельзя держать под партой посторонние предметы. А ты, Маруся, должна была получше объяснить Лене, не дожидаясь, пока это сделаю я.
- Да я объясняла, объясняла!..
-  Выходит, не очень хорошо объясняла! Если бы Маруся как следует объяснила тебе, что нельзя держать куклу под партой, ведь ты бы послушалась ее, верно, Лена?
-  Да, да!
-  Вот видишь, Маруся!              
Самое тонкое в этой сцене, что Александра Ивановна, когда взглянула на доску, немного нахмурилась. Надо понимать, она осудила Марусино стукачество? Осудила или не осудила? Непонятно. Но это как раз то, что надо. Тюремный закон правит, но в головах девочек все же должна оставаться необходимая (почему необходимая? Сложный вопрос. Но - необходимая! Объяснение можно искать у Оруэлла, Брехта...) амбивалентность в этом вопросе.
В этой истории есть еще один нюанс: Маруся вовсе не должна была быть дежурной в это утро – она уже отдежурила накануне! Но эта функция ей до того понравилось, что она, видимо, решила узурпировать ее на все четыре года. И Александра Ивановна, опять-таки, предпочла не убивать на корню марусино административное рвение, никаким намеком не дав ей понять, что лучше бы той направить свои амбиции по линиям устного счета и букваря; учительница ограничилась фразой: «Все девочки дежурят по очереди!». И – честное слово! – при этом, посмотрев на Марусю,  она лукаво улыбнулась. Ну как тут понять бедной девочке – доносить или не доносить?
Нет, много, много общего между Александрой Ивановной и Иосифом Виссарионовичем! 
Вот и такая деталь: весь фильм она ходит в строгом темном костюме, а в финале, сцене посвященного окончанию первого класса утренника, на ней – великолепное белоснежное  платье – ну точь-в-точь белый китель генералиссимуса в знаменитом финале «Падения Берлина»!           
                                                                         ...
В этой самой сцене утренника первоклассницы-второклассницы поют счастливую песню на фоне громадного портрета Сталина. И Александра Ивановна поет с ними. И есть несколько ее крупных планов. Но! Не на фоне портрета!
На фоне портрета вождя можно показывать только м а с с ы. О д н о г о  - нельзя: наместника у Сталина нет!
Это наводит на мысль, что Сталин был не царь – больше царя! (Я отчетливо помню фотографию Столыпина, где он снят на неясном фоне портрета императора всея Руси).
                                                                               ...

«Первоклассница» - фильм сугубо урбанистический, московский. Но, как пришитое кобыле седло, в предфинале картины торчит сцена бурана: Маруся и две ее подружки ни с того ни с сего отправляются в лес «за вербой», где их настигает это почти непременное для поэтики советских произведений «о школе» стихийное бедствие: буран есть и в носовском «Вите Малееве», и в «Дикой собаке динго» Фраермана, и в «Черемыше – брате героя» Кассиля.
Почему обязательно буран?
Наверное, это эквивалент «разведки» в советских произведениях для взрослых.
Так или иначе, в каждой детской книжке или фильме все вертится вокруг некоего морального конфликта, который должен в конце концов разрешиться. Однако если разрешится он внутри школьных или домашних стен – это будет недостаточно доказательно, как-то «на словах» лишь: на словах каждый может «осознать». И «честное слово!» любому нетрудно сказать, и даже прослезиться. А ты вот – на деле! Необходимо какое-то завершение, равносильное «взрослому» смыванию греха кровью (штрафбат), рекорду во время прорыва-аврала, подвигу в шторм, – короче говоря, демонстрация virtue under duress (примерный перевод: «мужество под пыткой»). Кровопролитие в детском фильме как-то все же  «не в дугу», а вот буран - в самый раз!

                                                       ... 

При всем  только что сказанном, «Первоклассница» - фильм, что называется, «интеллигентный», «добрый» и с юмором. Все-таки его авторы, Евгений Шварц и Илья Фрэз – не Вирта с Петровым или Павленко с Чиаурели. Евреи они, одним словом. Ромм с Каплером в переложении для детей.
Евреи же никак не могут удержаться, чтобы не смягчить любую социально-полезную казенщину каплей человечности.
При всей божественности Александры Ивановны, в ней наличествует и плотское. У нее, например, есть горло, легкие. Возглавив поисковую группу во время бурана, она простужает эти органы. Когда девочки приходят навестить ее, их учительница лежит в кровати, и ее горло обмотано шарфом – это трогательно, как накрытый по горло одеялом бедный раненый Ленин в фильме Ромма. Помните: входит Горький, и пристыженный вождь мирового пролетариата хочет сбросить с себя этот буржуйский плед, но Горький гуманно и мудро удерживает покрывало - да не стыдитесь вы, я же все понимаю, дорогой вы мой человек!
Ильич не вылежал до полного выздоровления (ну кто мог заменить его в Кремле? Троцкий? Сталин?) Печальные последствия нарушения постельного режима будут оглашены только на ХХ-м съезде КПСС. Александре Ивановне повезло больше – для нее нашлась временная замена. Девочки, как могли, скрыли свое разочарование.
 
На майском утреннике, как уже говорилось, их богиня опять с ними. Вместе, надо думать, они перешли и в следующий класс. Увы, в 1948-году еще не делали сериалов – да что там, тогда даже двухсерийные фильмы были большой редкостью. Нам остается лишь гадать, что было дальше... 




                                               Наталья Защипина (1939)




                                                   Илья Фрэз (1909-1994)




                                           Евгений Шварц (1896-1958)




Автор С Бакис




Категория: Илья ФРЭЗ | Добавил: ovechka (20.05.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: