Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 28.03.2024, 21:41
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Иосиф ХЕЙФИЦ

«Дама с собачкой»

Режиссер и сценарист Иосиф Хейфиц, по рассказу Чехова. «Ленфильм». 1960.

                  Ролик и одновременно как бы видеосинопсис фильма   


Как ни странно, я раньше не смотрел этого фильма. Когда он вышел, я был мальчишкой, и мне отчего-то не хотелось смотреть - видимо, казалось, что фильм окажется скучным. Потом  я его так и не посмотрел, но мне уже казалось, что я его вроде смотрел: ну как же, "Дама с собачкой", такой знаменитый фильм, как я мог пропустить? Так многим людям кажется, что они читали "Обломова" или "Войну и мир", хотя на самом деле они не читали.
Ну вот, посмотрел. Какой плохой фильм! Нет, я понимаю: надо смотреть на все, в т.ч. старые фильмы смотреть - исторически. Для того времени это было хоть что-то, немного солнца в холодной воде и т.п. Но все же. Как Хейфиц нечуток к Чехову, как он находится в плену советских трюизмов насчет Антона Павловича. Пошлость жизни, мечта о чем-то светлом впереди, бла-бла... И в итоге: из этого тончайшего, ах-ах, интеллигентнейшего из советских фильмов напрашивается вывод: светлое наступит после Великой Октябрьской Социалистической Революции. Говорят (Мейерхольд, Товстоногов это говорили): ставя какую-то вещь классика, надо ставить его всего. Может быть, в общем случае это верно, но в случае Хейфица это скверно. Он не обращает внимания на конкретность данного рассказа, превращает Гурова в Вершинина-Войницкого-Астрова. Но ведь Гуров недаром Гуров, почти Огурцов, Огурцов - это обыкновенный, ничуть не "астральный" человек.* Те, из пьес, были обыкновенно-необыкновенные, "духовные", а он обыкновенно-обыкновенный. Обыкновенный бабник, относившийся к женщинам потребительски и так же к жизни относившийся. И вдруг, бац! - он полюбил. После первого полового акта с Анной Сергеевной он размышляет: "Что-то в ней есть жалкое"... а потом это странное чувство жалости обернулось зерном, из которого проросла его человечность. Можно сказать. что Гуров полюбил Анну Сергеевну той любовью, которой любил женщин Пастернак: страсть и желание как сублимация жалости. Ну это я, в некоторой степени, фантазирую, но нельзя отрицать, что чувство к Анне Сергеевне оказалось тем, что сдернуло для Гурова с жизни покрывало Майи: 
Майя (санскр. माया, māyā IAST, букв. «иллюзия», «видимость»)  — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща. Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Человек часто пытается такое представление о мире натянуть на реальный мир, предаётся иллюзиям, майе. Для индуизма (как и буддизма) характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде и т. п. Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота сансары. 
А короче, Гуров в результате своей любви становится из пустышки содержательным, его жизнь превращается из пыльного фарса в постановке уездного театра - в драму. 
Раз так, то, экранизируя этот рассказ, необходимо показать текучую банальность жизни, ее беглую обыкновенную пошлость. Вот есть обыкновенный фашизм. А жизнь, как не-эйнштейнианский космос эфиром, заполнена до краев, как частичками пыли, обыкновенной пошлостью. Обыкновенной, а не той гротескной в духе фильма "Свадьба" Анненского, которая и у Хейфица! Такую, как у него, нос любого нормального человека уловит сразу, и человек расчихается. А та пошлость, среди которой жил-поживал Гуров, неаллергична, это он сам, я, ты, каждый, всё. Большинство людей умирает, так и не догадавшись, какой пылью всю жизнь... А Гурову вот случайно выпало. В рассказе несколько раз повторяется: "они понимали, что все только начинается". Что же начинается? На простом уровне: всякие сложности и заморочки, связанные с их тайной любовью. А на смысловом уровне: только начинается постижение того, как тяжела, сложна, мучительна и, может быть, удивительна жизнь. У Хейфица же пошлость жизни воплощена в приятеле Гурова, богаче, который в ресторане бросает на пол вилки, чтобы официант подбирал (господи, какая глупость! можно ли вообразить, чтобы у Чехова - не Чехонте - некий нормальный человек, товарищ Гурова, бросал на пол вилки с целью унизить официанта?), и в жене Гурова, изображенной как чопорно-манерная кукла. Не то, не то! И Баталов не то, и Саввина (ужас, что я говорю!) - слишком красивые они и слишком интеллигентные. Анна Сергеевна должна ведь тоже быть в меру пошлой: ее слезы после "греха", причитания, что Гуров, наверное, теперь считает ее "дурной женщиной" - так многие дамы, «согрешив», говорят (даже у самого Чехова можно найти другие рассказы, где они то же самое говорят). Поэтому Гурову скучно, он ест арбуз. Но отличие в том, что Анна Сергеевна говорит это не по "ролевой модели", а от себя, ей действительно стыдно и т.д. Гуров сквозь обыкновенность Анны Сергеевны пробивается к ее человечности, он - не сразу, а когда уже расстался с нею - вдруг прозревает (как будто иголочкой в сердце кольнуло) за ее банальными причитаниями человеческую феноменальность (в строгом смысле этого понятия, то есть не как исключительность, а просто как особость, отличность от прочих) -- и оказалось, он полюбил ее, вот о чем рассказ Чехова!
А этот фильм…Конечно, надо учитывать: даже в таких Гурове и Анне Сергеевне, какими их представил режиссер, было для того времени что-то интересное и свежее, на фоне каменных постановок позднего МХАТа и вообще каменной советской жизни. Интеллигентные зрители могли радоваться уже тому, что герои фильма – не матрос Железняк с рабочим Василием, не колхозник и колхозница, а люди благородные и, вроде, даже дворяне (из ямы 1960-го года трудно было уже разобраться, дворяне или нет, но, во всяком случае, не хамье). Понимаю. Но, во-первых, как я уже заметил, Хейфиц представляет дело как-то так, будто драма героев «Дамы с собачкой» – не экзистенциальная, а социальная: вот наступит другое, правильное, «не пошлое»  время, когда ничто не будет мешать счастью Гурова и Анны Сергеевны или таких, как они. Ну да, ну да. При социализме женатый мужчина не станет влюбляться в чужую жену, зачем ему, если он сразу найдет ту единственную, которая... Ведь смотрите, Чехов пишет, что Гурова «женили рано, когда, когда он был еще студентом второго курса». Женили! Значит, он сделал это не по своей воле; может быть, его женили «на деньгах»? А при социализме деньги потеряют свою роль, и все будут жениться исключительно по любви. Я дурачусь, но все-таки… неужели в 1960 году люди были настолько глупее, чем сейчас, и им так мало правды надо было от искусства? Неужели всего полвека назад зрителей вполне устраивал хейфицевский Чехов для бедных? Ну да, ну да, время было бедное и кино бедное.**   
От таких мыслей, с одной стороны, испытываешь невольно-самодовольное чувство гордости: насколько я богаче и продвинутее, чем те! Но, с другой стороны, приходит в голову мысль, гасящая этот приступ гордыни: каким, наверное, дураком и бедняком я ретроспективно окажусь через пятьдесят лет!  

* Кстати. Соня в финале "Дяди Вани" говорит: "Мы увидим небо в алмазах". Ха, да она же при этом ни о каком не о будущем, а об Астрове своем думает! "Астра" - значит звезда!

** Хейфиц действует наверняка. Если бы он показал героев менее «тонкими», такими примерно, как мы с вами, тогда, чтобы фильм состоялся, надо было его делать стилистически, сценарно, в плане актерского исполнения и проч. -  одним словом, интегрально - по-чеховски тонким. Это сложно, а, пожалуй, и невозможно. Чехова, например, пишет: «они долго гуляли и разговаривали». Однако самого диалога героев он не дает, экранизатору надо сочинить разговор за писателя, но Хейфиц – не Чехов.  Если же сделать Гурова и Анну Сергеевну «тонкими», то даже примитивный фильм будет иметь успех: «тонкость» героев сбалансирует  нетонкость постановки, общее необходимое кол-во тонкости будет достигнуто  В этом случае уже допустимо и диалоги досочинять, и вставлять в уста героев текст «от автора». Чехов, допустим, пишет: «Гуров думал то-то и то-то». В фильме Гуров произносит: «Я думаю, что то-то и то-то». Такая сценарная методика широко применяется Хейфицем. Но ведь это неправильно! Во-первых, автор – бог, он может ведать, что герои нечто такое думают, чего они сами не осознают, потому что  эти мысли не в голове у них, а в душе. Во-вторых, человек не всегда выскажет то, что думает. В-третьих, если он и выскажет, то не так, не теми словами, какими описал его мысли автор. Но Хейфиц смело конвертирует чеховские замечания по поводу героев в их базары и добивается большого успеха: герои начинают говорить несколько выспренно и ходульно (Чехов пишет просто, но авторская речь всегда «литературнее», чем разговорная) и от этого кажутся зрителям еще интеллигентнее! (Читатель может проделать такой тест на чувство стиля: не перечитывая рассказа, посмотреть фильм и постараться определить, какие диалоги иначально были у Чехова, а какие переделаны в прямую речь из авторской). 
Трудности, которые так лихо преодолел Хейфиц, на самом-то деле являются вечными преградами на пути экранизации. Проблема А: в кино нельзя показать того, что герои думают и что автор о них думает. Проблема Б: в кино, просто в силу визуального характера этого вида искусства, приходится показывать то, чего автор не упоминал. Допустим,  позади героев видно стену, которая писателю не нужна, он не хотел бы, чтобы читатель во время объяснения Яши с Дашей воображал что-либо, кроме них самих. При экранизациях произведений посредственных А и Б не так уж серьезны: автор сказал, но мог бы не сказать; автор не сказал, но мог бы сказать; можно добавлять, убавлять, подумаешь. Но вот режиссер берется за произведение совершенное, т.е. такое, где автор пишет и не пишет ровно то и столько, что и сколько необходимо, как будто он лекарство в аптеке готовит. В этом случае малейший режиссерский произвол ядовит. Привередливый Набоков назвал «Даму с собачкой» одним из величайших произведений мировой литературы. Следовательно… не трогал бы лучше Хейфиц этого рассказа.
Так может, кино вообще не должно "трогать" литературных шедевров? Что ж, есть такая точка зрения. Тарковский именно и считал, что лишь несовершенные произведения поддаются экранизации. Но, с другой стороны, так хочется, так манит… Надо, надо пробовать. Да как же пробовать, если А и Б? Ясный ответ: экранизатор шедевра должен нарушать А и Б не воровато и по-мелкому, а лихо и наотмашь; при всем почтении к классику, он должен подходить к его творению без комплексов. Выйдет нечто "по мотивам", но, может быть, по-своему удачное. (Таковы, если на музыку перескочить, некоторые модернистские постановки классических опер). Туманный ответ: да, А и Б, но талант – исключение, и потому никакие А и Б для него не писаны. Можно сказать и наоборот: талант точнее всех соблюдает А и Б через нарушение их единственным неразрушительным способом, который зрим только для него. Так великий альпинист сокращает путь к вершине, поднимаясь к ней трассой, по которой может пройти только он.                                                                                                                                         
Приложение: Обсуждение рассказа Чехова в передаче Игоря Волгина «Игра в бисер». Если хотите знать мое мнение, то обсуждальщики, которых вы увидите, –  пошляки еще те (кроме Валерии Пустовой и пожилого чеховеда Катаева). Но, посмотрите, посмотрите. Поучительно посмотреть, до каких смешных и глупых выдумок могут доходить люди, которым по долгу службы положено непременно плести что-то оригинальное и высокоинтеллектуальное.   

Авторы фильма:

 

      (1905-1995)

Смотреть фильм он-лайн

 

 

 

Автор С. Бакис

 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис


   

Категория: Иосиф ХЕЙФИЦ | Добавил: ovechka (29.07.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1388 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: