Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 26.04.2024, 00:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Ираклий КВИРИКАДЗЕ

«Пловец»
Режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе. «Грузия-фильм». 1981


Уходят лучшие люди старшего поколения,
И лучшие люди следующего поколения говорят:
«Чувство такое, будто гаснут маяки».

Потом и это поколение уходит,
И те, кто остается, говорят:
«Чувство такое, будто гаснут маяки».

Если принимать такие разговоры всерьез,
Не считать их пустыми охами да вздохами,
То выходит, что те, кто сегодня говорит:
«Чувство такое, будто гаснут маяки», -
Выходит, они карлики-морячки,
Плывущие через ручейки
На карликовые маячки.
                                       Тахиро Осада 

Это, мне кажется,  лучший из немногих фильмов, поставленных самим Квирикадзе, и из многочисленных фильмов, поставленных по его сценариям. Квирикадзе – большой выдумщик, но во многих его работах выдумки слишком много, чтобы мы воспринимали его создания как нечто весомое. В «Пловце» -  изящная, как всегда, выдумка есть, но ее ровно столько, чтоб всерьез растрогаться и задуматься. Остальные фильмы пенятся фантазией, как шампанское пузырьками; «Пловец» –  чача или киндзмараули: более серьезный, хотя и не менее пьянящий напиток.
Фильм короткий, всего 69 минут, и сюжетно очень простой. Собственно, сюжета нет, если понимать под ним интригу, некие нарративные узлы. Узлов никаких нет, все линейно и прямо: это как бы документальный фильм, хотя и очень даже художественный.
Ну что там? Дурмишхан Думбадзе (Элгуджа Бурдули) был известен в Батуми как отличный пловец. Может быть, и даже наверняка, спортивные результаты Дурмишхана были на уровне мировых спортивных достижений. Да он об этом не знал. И даже не знал, что он спортсмен. Геракл или кто там из греческой мифологии носил на шее теленка, тот рос, и Геракл постепенно превращался в Геракла*: сегодня это называется – постепенное наращивание нагрузок. Братья Знаменские каждый день бегали в школу и из школы по 10 километров и так стали братьями Знаменскими. А Дурмишхан Думбадзе, когда река весной разливалась и буйволов, которых он пас, уносило далеко в Черное море, плыл за ними и отгонял назад к берегу – вот и стал Дурмишханом Думбадзе. Хотя и остался никому не известным, не вошел ни в какую мифологию или книгу рекордов. А ведь мог бы! Когда в Батуми приехал из Англии знаменитый пловец Томас Уинстон, переплывший Ла-Манш, Дурмишхан подошел к нему и сказал: «Я переплыву два Ла-Манша!» Уинстон, и его красивая жена или любовница Франческа Коти, и батумский градоначальник, постоянно сопровождавший иноземных гостей, и кинооператоры, запечатлевавшие каждый их шаг, и даже, кажется, бульдог Уинстона, - все рассмеялись: да понимаешь ли ты, простофиля, что это такое, переплыть Ла-Манш? Известна ли тебе его ширина?  Ну попробуй, попробуй, переплыви Ла-Манш хоть раз, хоть полраза – посмотрим, через сколько минут ты отморозишь свои...! Этот смех так разозлил Дурмишхана, что он сказал Уинстону: «От Батуми до Поти – как раз два Ла-Манша. Я поплыву прямо сейчас!» Снял бурку, перевязал длинные черные тарзаньи волосы ленточкой, чтоб во время заплыва в рот не лезли – и вошел в воду. Он плыл два дня, а наутро третьего вышел, пошатываясь, на берег у морской таможни Поти. Потом вернулся на арбе в Батуми, пришел к Уинстону и сказал: «Я побил твой рекорд!» Тот опять рассмеялся: «А где доказательства?» Помощник градоначальника или какой-то другой низкопоклонник перед Западом услужливо сообщил Уинстону: «Известно одно: он выходил на берег в Чакле». Чакла –  не Ла-Манш. Это меньше, чем полпути до Ла-Манша. Ступай прочь, брехло... Наивный Дурмишхан!  Он не знал,  что прошли те времена, когда слава начиналась под честное слово героя и распространялась через народную молву или свидетельства апостолов. В ХХ веке подвиг не подвиг, если не сопровождается паблисити, вспышками блицев и прочей информационной поддержкой. 
В общем, печальная история. «Левша», но только не про кузнеца, а про пловца. И точно как  Левша, затосковал Дурмишхан. Перестал он совсем плавать и теперь только нырял – не для того ли, чтобы уйти подальше-поглубже от этого несправедливого мира? Однажды он нашел на морском дне лодку, нагруженную амфорами. В амфорах было вино, и, вынося один сосуд за другим на сушу, Дурмишхан запил. Так он жил-пил и не заметил, как времена опять изменились и настала такая пора, когда левшам открылись все дороги, а массовое физкультурное движение стало всемерно поощряться, ибо оно вырабатывало качества, необходимые для труда и обороны. Теперь Дурмишхан мог, наконец, показать, на что он способен... да он уж мало на что был способен. Решил повторить свой великий заплыв, но в 15 км от Батуми сдался, влез в лодку сопровождения. И с тех пор он еще больше зачастил в свое подводное винохранилище. Короче говоря, пропал человек.
Но к тому времени уже подрос сын Дурмишхана (Руслан Микаберидзе) – красавец и здоровяк подстать отцу. Этот уже не стихийный, а сознательный спортсмен, инструктор спорткомитета по организации массовых заплывов и сам прекрасный пловец. Подстать отцу – значит, надо повторить его деяние, и даже - во славу Дурмишхана Думбадзе Доментий Думбадзе должен превзойти отца, совершить то, что ему не удалось! Сын уже знал, что такое тренировка: готовясь к заплыву, он проводил в море больше времени, чем на земле, почти в Ихтиандра превратился. И вот – утро старта. Праздничная толпа на батумской набережной, оркестр готов ударить марш или польку. Но... Доментий не вышел на старт. В чем дело, что с ним стряслось? Неизвестно. Да только вот что: для руководства мероприятием приехал из Тбилиси большой спортивный начальник Одиссей Месхи (Гурам Пирцхалава), сам в прошлом чемпион по плаванию, да еще какой – поныне не побит его рекорд в марафоне. Когда веселый, неосторожный Доментий сказал ему: «А вот спорим, я побью твой рекорд!» - опасно блеснуло бериевское пенсне Одиссея. Потом, злобно макая перо в чернильницу с деколем в виде щита и меча, он что-то писал ночью.  И Доментий, он не только на старт не вышел -  он исчез навсегда. Темная, плохая история. 
А Одиссей увез из Батуми в своем номенклатурном лимузине сестру Доментия, красавицу Лалу. Неужели она ничего не почувствовала? А неужели ничего не почувствовала, венчаясь с Клавдием, мать Гамлета? Неужели ничего не чувствовали героини греческих трагедий, делившие ложе с убийцами своих отцов или братьев? Жизнь сложна, жизнь темна. К тому же Одиссей, в традиции злодеев-предшественников, чтоб сломить будущие колебания Лалы,  на второй день после своего прибытия в Батуми грубо овладел девушкой: повез покататься в горы - и потом мы только видим издали, как поднимается и опадает его зад в окне лимузина.
Вот, собственно, и вся история. Но нет, не вся. Фильм как бы обрамлен виньеткой. Все, что я вам только что рассказал, – это фильм в фильме: киношники снимают картину про отца и сына Думбадзе. Основная история, то есть «матрешка в матрешке», снята «под документ» - желтоватое изображение выглядит точь-в-точь как архивная съемка, - но в «верхней матрешке» мы видим артистов, играющих роли Дурмишхана и Доментия, это современные люди, в перерывах между съемками они слушают по магнитофону джаз.  Фильм о пловцах немой, но сопровождается закадровым голосом. Говорит Антон Думбадзе, сын Доментия, внук Дурмишхана. Он постоянно вертится на съемках и надоедает киношникам, стараясь им что-то объяснить, поправить их. Помощница режиссера (Нана Джорджадзе) бросает ему: «Чем мешать нам, вы бы лучше сами попробовали проплыть от Батуми до Поти!» Легко сказать: Антона играет артист Баадур Цуладзе, немолодой рыхлый человек с солидным брюшком. Он ничего не ответил раздраженной женщине, – но нам, зрителям, из-за кадра сказал: «Я хочу прикоснуться к морю, войти в воду, почувствовать волнение перед дальним заплывом. Я должен бросить вызов себе!»
Должен – так чего ж не бросаешь? Или море уже высохло? Увы, богатыри не мы. Прошли легендарные времена! Но постойте, постойте. Когда мы говорим: «легендарные времена», - не допускаем ли мы тем самым, что, на деле, те времена были... времена как времена, такие, как всегда, как наши? И люди из легендарных времен были такие же, как мы?
Может быть, может быть. Но все-таки – из пустоты легенды не делаются. Геракла не было, и никто не доплывал из Батуми до Поти, - но кто-то брался чистить Авгиевы конюшни, кто-то входил в море для непосильного заплыва. А потом люди возогнали его порыв до легенды. Чтобы наши дети нас помнили, мы должны хоть попытаться что-то сделать.
И Антон Думбадзе - в последних кадрах фильма - поплыл! Вот его толстое моржовое тело рассекает воду. Чем черт не шутит: моржи – прекрасные пловцы...
Ох, все-таки вряд ли у него получится. Ну не тренированный он, не тренированный!
Что ж, пусть. Тогда заплыв Антона – как финальная улыбка Кабирии. Неужели эта улыбка ничего не значит для человечества?
... Вот я сейчас пишу и сомневаюсь: а зачем? кто это будет читать? И знаете, о чем я вспоминаю? Моя бабушка говорила мне, что ее папа, хоть и служил бухгалтером на мельнице, был известным в Богуславе трактователем священных книг: евреи постоянно приходили к нему, чтоб он объяснил им какое-нибудь непонятное место в Талмуде или в Торе. Бабушка рассказывала мне: «После того, как папу убили петлюровцы, мама вспоминала, как он, бывало, по ночам не давал ей спать: «Слушай, Сурка, наконец-то я понял, что имеется в виду в такой-то строчке Мидраша!» Мама отвечала ему: «Слушай, Вольф, лучше бы ты по другой причине будил меня!» 
Постоянно ли приходили к нему богуславские евреи или только изредка? Был ли он таким уж большим мудрецом? Кто знает. Но все-таки информация о прадедушке Вольфе меня как-то подкрепляет. Все-таки недаром он не давал моей прабабушке спать по ночам.
* На самом деле, это был Милон Кротонский, ученик Пифагора.
    

            
Молодой Ираклий Квирикадзе    Пожилой Ираклий Квирикадзе              






Автор С. Бакис

 

            
Категория: Ираклий КВИРИКАДЗЕ | Добавил: ovechka (25.04.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 3088 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: