Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Иван ЛУКИНСКИЙ |
Режиссер
Иван Лукинский. Сценарий Виктора Шкловского по рассказу Аркадия Гайдара. К/ст
им. Горького. 1953 Еще интеллигенция бессознательно хочет куда-то выпрыгнуть, бежит за полярный круг, на Памир, в стратосферу... Л.В.Шапорина. Дневник за 1933 г. Что катастрофически убывает в старости – это чувства неизвестного, дали и масштаба. На Брайтоне есть длинная набережная. Она наполнена русскими стариками, которые по целым дням там сидят и ругают Америку. Им всерьез кажется, будто они что-то в этой Америке смыслят. А потому что потеряли вот эти самые чувства. Я не презираю их, боже упаси, я сам старик и сам таков. До ужаса дело доходит! Недавно поймал себя на том, что потерял ощущение колоссальности Манхэттенского skyline’a (очертаний небоскребов на фоне неба). Смотрю теперь, и кажется мне – ну просто кубики какие-то наставлены, и всё. Иммануил Кант сказал: «Две вещи не перестают поражать меня: звездное небо над моей головой и категорический императив во мне». Как только звездное небо вслед за sкyline’ом превратится в светящиеся дырочки, проделаю дырочку в своей голове, клянусь. В детстве же эти три чувства были сильны необычайно. Сырой крик паровоза где-то за домами воздействовал на меня гипнотически. Младшеклассником я то и дело возвращался из школы затемно – в компании таких же "бродяг и пропойц", как я сам, меня носило по городским околицам. А особенно весной! А особенно в марте! Как только март плаксивый наступал, Был это Wanderlust, дух странствий? Очеловечить хоть немного С.Бакис И не случайно С. Бакис любил Гайдара, писателя, у которого очень сильна вот эта атмосфера дали – и не только в повести «Дальние страны», но и в «Военной тайне», в «Судьбе барабанщика», в «Голубой чашке». Дали и печали. Бог создал небо, голубую даль, Омар Хайям Мы у цели, читатель. Я не зря оставил «Чука и Гека» напоследок. Этот рассказик для детей – настоящая «Поэма дали» для взрослых (ну и для понимающих детей, конечно, тоже). Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск. Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости. Ребятишек у него было двое – Чук и Гек. Ощутили? Надеюсь, вы не такие зануды, чтобы уцепиться за эти красные звезды и начать вспоминать, сколько красных звезд Аркадий Голиков вырезал на спинах беляков. Тем более, что это, как недавно выяснилось, неправда. И к тому же, надо еще призадуматься: отчего Гайдар, чем больше жил, тем больше тосковал по дальним странам? И случайно ли он написал «Чука и Гека» в начале 38-го года? Да, красные звезды он любил, и лучший город на земле, конечно, Москва, но вот тянуло же его в те края, где нет партчисток и стукачей и мимо тебя проезжают лишь оленьи упряжки, а не фургоны «Мясо» и «Советское шампанское», которые иногда бывают загримированными «черными марусями». За гремучую доблесть грядущих веков, Мне на плечи кидается век-волкодав, Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Уведи меня в ночь, где течет Енисей О.Мандельштам 17-18 марта 1931, конец 1935 Конечно, Гайдар не был парией, как Мандельштам, ему было что преодолевать и что терять. У Мандельштама – крик, у Гайдара – просто вздох. У разных людей разная глубина вздоха и высота прыжка, каждый переступает столько, сколько может переступить. Я не приписываю Аркадию Петровичу никакого диссидентства, только говорю – ветер веет, где хочет, и не так легко угадать, что может прятаться за сюжетом детского рассказа. А фильм «Чук и Гек» - очень хороший фильм. Тарковский, и не он один, считал, что экранизировать можно только несовершенные произведения – совершенное только испортишь. Рассказ Гайдара чудный, но режиссер Иван Лукинский не испортил его, и по простой причине. В фильме почти нет портящихся материалов: он состоит из поездов, снега, сосен, таежных горизонтов, лошади, пса по имени Смелый, печи, ружья, сундука. Еще он состоит из двух мальчиков, которых режиссер, постаравшись, в принципе мог бы испортить, но в данном случае этого не произошло, дети остались такими, как они есть, замечательными. Еще он состоит из Веры Васильевой, в раннее послевоенное время - одной из главных лауреаток сталинского кино. Но в данном случае ее идеальная русская румяность пришлась очень кстати, нисколько не испортив снежной борозды, остающейся за санями: ямщик гонит и гонит их через седую тайгу, туда, где двум маленьким мальчикам предстоит встреча с богатырем-папой, а красивой женщине – долгожданное объятье с мужем. (Ямщик, представляете? В 53-м году еще были ямщики!) В завершение. Если некоторые читатели решили, что автор сам впал в маразм и потчует почтенную публику залежалыми карамельками, то вот фильмографические данные: «Чук и Гек»: премия в категории «Фильмы для детей от 12 до 15 лет» на международном кинофестивале короткометражных и документальных фильмов в Венеции в 1956 году. Если же и это вас не впечатлило, то извольте: «Чук и Гек», если даже он не войдет в века в качестве литературного памятника, войдет в них как певучий памятник грамматической ошибке. Слушайте внимательно – исполняет Гек: Песня о родной стране Музыка: Анатолий Лепин Слова: Георгий Рублёв 1953г. Исполняет: Детский хор под управлением А.Н. Чмырёва. «И где бы ты нЕ был»! Знай автор стихов, что следует писать и произносить «ни был», он, может быть, не нашел бы, с каким другим словом срифмовать «небо» - и я не пел бы эту замечательную песню в нестройном хоре других мальчиков и девочек под аккомпанемент баяниста-затейника перед началом фильма «Чук и Гек» в кинотеатре им. Ольги Кобылянской в 1953-м году. Вот так! Спасибо родному товарищу Рублеву за его счастливую безграмотность! Гайдар с семьей
О.Мандельштам с женой | ||||
Просмотров: 3229 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |