Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Кристиан ПЕТЦОЛЬД |
Phoenix. Режиссер Кристиан Петцольд. Сценарий Кристиана Петцольда и Харуна Фароки по роману Юбера Монтейе «Возвращение из пепла». Германия. 2014 Крестики и нолики Фильмы снимают не для описания и анализа, но некоторые из них все-таки поддаются тому и другому, а некоторые не поддаются или поддаются с трудом. «Феникс» - трудный случай. Это не сугубо реалистический фильм и не фильм-метафора, а нечто «между». Рассказывая о нем, рискуешь соскользнуть к одному из полюсов. Я мог бы, правда, выражаться смутно и поэтично, но, во-первых, рецензии не стихи, во-вторых, «Феникс» картина не смутная, а, в сущности, очень простая… но тем трудней ухватить ее суть. Нелли доводы Лены не убеждают. Она хочет встретиться с Джонни. Почему она так упрямо стремится к этому? Ответ прост: она любит его, в нем сосредоточен весь смысл ее жизни. Ответ непрост: потеряв свое лицо, Нелли потеряла себя. Чтобы обрести себя вновь, ей нужно одно из двух: чтобы Джонни узнал ее или полюбил ее новой и неузнанной. Так или иначе, она не должна открывать ему, что она Нелли. Когда они наконец встречаются, происходит нечто третье, неожиданное. Джонни не узнает Нелли, но находит ее немного на Нелли похожей. У него рождается план: если эта женщина, Эстер (так Нелли представилась ему) выдаст себя за его погибшую жену (ибо он уверен, что Нелли погибла), то ей удастся получить компенсацию. Джонни порядочный человек – он предлагает Эстер поделить будущие доллары пополам. Эстер соглашается, и Джонни думает, что она согласилась ради денег. Да, Эстер весьма похожа на Нелли, но надо еще, чтобы она досконально изучила биографию Нелли, научилась ходить, как та, делать такой же макияж, носить такую же прическу и, главное, подписываться, как Нелли. Эстер оказывается удивительно талантливой артисткой. Чтобы убедиться, что Эстер не смошенничала, не перевела подпись под копирку, Джонни заставляет ее написать под диктовку одно письмо Нелли, письмо, написанное ею ему на заре их любви. То, что у Эстер вышло, оказывается абсолютной копией этого любовного письма. И более того: иногда Джонни казалось, что Эстер пишет слова вперед его диктовки. Он уже мог бы, уже мог бы догадаться, что Эстер – Нелли. Но он удивительно недогадлив. Отчего же? Ответ прост: ведь он уверен, что Нелли погибла. Ответ непрост: он не хочет признавать, что Нелли жива, потому что он предал ее и не мог бы посмотреть ей в глаза. Легче думать, что ее нет. Я не стану пересказывать сюжет до конца. Скажу о смысле, да и то пунктиром. «Феникс» странно напоминает «Солярис» Тарковского. В том фильме существование Хари тоже зависело от любви Кельвина, да и просто от того, признавал ли он ее вообще существующей или считал химерой. А Кельвин, как Джонни, существование бывшей жены признавать отказывался, потому что был виноват перед ней (из-за его черствости или, возможно, из-за его предательства она покончила с собой) и не хотел этой вины признавать, вытеснял ее в подсознание. Но разница между «Солярисом» и «Фениксом» в том, что картина Тарковского рассматривает проблемы совести вины, любви и вины как бы в абстрактном или поэтическом плане, в то время как фильм Петцольда наполнен жгучим реальным содержанием. Однажды в разговоре с Леной Нелли говорит: «Я не еврейка». Как понимать? Ответ простой: она человек не еврейской, а немецкой культуры, и потому ей не хочется жить в Хайфе или Тель-Авиве. Ответ непростой: она не еврейка и не немка, а просто человек. Она человек, уничтоженный, стертый из жизни другими людьми, которых она не может, отказывается оценивать в политических категориях. Представьте себе школьную виньетку. Вы рассматриваете ее лет через пятнадцать после выпуска. Тридцать юношеских и девичьих лиц. Сейчас вам известно: вот этот убил эту, этот убил этих двух, эта выдала этого и вот эту. У Нелли такой виньетки нет, но у нее сохранилась групповая фотокарточка. Над головами мальчишек и девчонок, снявшихся на пляже, нарисованы крестики и нолики. Крестик означает: этот человек стал нацистом, а нолик означает, что человек убит. В общем, можно считать, что эти конкретно крестики уничтожили эти нолики. Нелли ждет от Джонни не любви и не покаяния: покаяние, странным образом, может быть формой забвения. Ей нужно одно: чтобы он признал ее живой, признал ее существование таким же реальным, как свое собственное, ее душевный опыт таким же реальным, как свой. Посмотрит ли он на нее тогда со слезами раскаяния или с ненавистью – это, в конце концов, неважно. Пусть только угадает в этой груде пепла очертания человека – и тогда феникс возродится. Кристиан Петцольд Смотреть фильм он-лайн
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
| |
Просмотров: 975 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |