Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 29.06.2017, 12:43
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Марк ЗАХАРОВ

«Тот самый Мюнхгаузен»

Режиссер Марк Захаров. Сценарий Григория Горина по его пьесе. «Мосфильм». 1979

В предыдущем моем тексте я сорвал маску с фильма «Семья Оппенгейм». Это было легко: фильм плохой, да и кто о нем вообще помнит. Сегодня моя задача неизмеримо сложнее: я собираюсь развенчать «Того самого Мюнхгаузена», да, того самого, которого зрители моего поколения так любят! Простой народ любит этот фильм за то, что он красивый и в нем играют все как на подбор классные артисты во главе с Олегом Янковским. А для продвинутого зрителя этот фильм остался в сознании как «культовый». Трудно объяснить, что значит это слово, но если культовые фильмы существуют, то «Мюнхгаузен» точно один из них. Да, а я вот собираюсь посягнуть.  Опасно. Боязно. Мне придает смелости лишь то, что никто на этом сайте комментариев не оставляет, и значит, на клочки на тряпочки меня, авось, не разорвут.

Даже в 79-м году я смотрел эту картину с какой-то смутной тоской, а теперь, когда пересмотрел, «смутная тоска стала ясною, осознанною болью» (почти В.Маяковский). Я имею в виду, зубной. А теперь, когда я взялся писать, еще и головной: ну как бы все получше объяснить уже насторожившемуся читателю?
Начну просто: этот самый «Тот самый Мюнхгаузен» меня ни в чем не убедил, и более того, я считаю фильм Горина/Захарова пустышкой.  
Нахохлившийся читатель скажет:
- Ну раз так, значит, ты тупой.
- Почему?
- Потому что ничего не понял.
- А что я должен был понять?
- О господи, что… Тупому разве объяснишь?
- Ну ты попробуй.
- Это фильм о нестандартном человеке, нонконформисте, яркой, незаурядной личности. Коротко и емко можно сказать, что это фильм о Поэте. Серость и низота, которой большинство, таких терпеть не может. Она всегда, испокон веку, подвергает Поэта остракизму. Потому что, хотя он живет себе на отшибе своей наполненной внутренней жизнью, общаясь сегодня с Софоклом, завтра с Шекспиром, послезавтра с Ньютоном…
- Ну ясно, пирдуха.
- Ты не ехидничай, а лучше слушай, если ничего не понимаешь. Итак, он, как держава с державой, общается с великими и никого, казалось бы, не трогает… Но именно то, что он не трогает эту серость, не хочет с ней смешиваться, ее больше всего и злит. Да, сам стиль существования Поэта ее бесит! Будь таким, как мы! Сделай вместе с нами контрольный выстрел в голову всему высокому  и духовному! А-а, западло тебе? Ну тогда берегись! Это – аспект фильма, применимый ко всем временам: так было, есть и будет. Но в этой картине была и острая актуальность, которую, конечно, просекал не каждый. Главная байка Мюнхгаузена, о чем она? Он вытащил сам себя из болота за волосы! Из болота, понимаешь? Сам себя! Это 79-й год, глубокий застой, уже интеллигентным людям совсем дышать нечем. И вот фильм нам говорит: что значит, нечем? Неужели вы пердежом геронтов из политбюро КПСС дышите, неужели на этих альцгеймерщиках свет клином сошелся? Да какое вам на хрен вообще дело до них? А тот же Шекспир, а музыка, а природа, а вино, а любовь, наконец? Некий аристократ сказал: «Я не позволю себе унизиться до плохого настроения». Слишком много чести Совку, чтобы мы с вами, друзья, из-за него в депрессуху впадали. Горин/Захаров как бы приободряли и вместе с тем укоряли кислых-приунывших. Против объективной данности,  говорите, не попрешь? Да плюньте вы на эту объективную данность, живите, как Мюнхгаузен, на автономной подпитке, по собственным часам и своему календарю. Ежедневно с десяти до двенадцати – подвиг! Но проклятая среда, со своей стороны, жмет, жмет на Поэта… и он, в минуту слабости, может поддаться, совершить духовный компромисс. Но поскольку Поэт по сути своей духовен, то такой компромисс равносилен смерти: тело может сохраниться, но это несущественно. Поэт погиб, и теперь, когда он уже неопасный труп, его «почетом, как селедку луком, окружают» (строка М.Светлова). Так стали посмертно чтить Сократа, Спинозу, Пушкина. Так  чтили в Совке Маркса, выхолостив из него его перченую суть. Так чтят Станиславского, сделав из его беспощадной для актеров системы снотворное. Но если бы увенчанный посмертными лаврами Поэт каким-то чудом ожил, его бы вновь свели в могилу. Если Христос вернется на землю, его опять распнут. Именно эта гипотетическая ситуация – но, конечно, не в трагическом, а в ироническом повороте – замечательно и обыграна в финале картины. Но второй раз Поэт уже не уступит, дудки. Теперь он, наоборот, погибнет телом, но душу сохранит. Мюнхгаузен восходит по лестнице духа «на Луну», оставляя Землю, где «все тонет в фарисействе», где эти почтенные граждане во главе с герцогом-Броневым,* не зная, что им делать с живым мифом, не нашли ничего другого, кроме как превратить все в фарс. Горин сделал очень интересно, он применил такой ход: Мюнхгаузен весь фильм живет бок о бок со всеми этими людишками как их  современник, но в то же время «Приключения барона Мюнхгаузена» уже написаны, и эта книга перед ними не как новинка, а как шедевр мировой литературы. Это, конечно, довольно сложно, просекаешь ли ты?
- Ну да, Мюнхгаузен наперед легендарен. Что-то в этом роде до Горина и Шварц делал, и Дюрренматт, и многие другие. Как это сделано в данном случае, мне не нравится, муть какая-то. В фильме есть и другие игры со временем. Например, Мюнхгаузен произносит: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятнейшую новость» - и тут же раздумчиво бормочет: «Неплохое начало для комедии… Надо будет кому-нибудь предложить». Или он говорит: «То, что на небесах секунда, на земле столетие. Все относительно, господа». Горину как бы недостаточно, что его герой есть тот, кто он есть, дерзкий, веселый фантазер, он еще хочет повернуть так, что эти фантазии, мол, предвосхищают будущие прорывы в искусстве и науке. К чему это? По-моему, просто плохой вкус.
- Ладно, не будем о вкусах. Но ты общую-то мою трактовку фильма ухватил?    
 - Ухватить-то ухватил, да только в фильме ничего этого нет.
- Как нет? Откуда ж я взял?
- Вот! Вот! В этом все дело. Ты все это взял… из своей головы.
- Что значит, из своей? Да каждое слово Мюнхгаузена-Янковского, каждая его эскапада…
- Нет. О Христе не будем, это уж ты вообще хватил. Но настоящий Поэт (в предложенном тобой  же расширительном смысле),  пусть это будет Чаадаев, которого царь определил в сумасшедшие, или чудаковатый генерал Григоренко, с которым Андропов поступил аналогично,  или Бродский, также отсидевший свое в психушке, они говорили не просто нечто оригинальное, а выявляли истину, которой другие не видели. А Мюнхгаузен, какую он незримую истину выявляет?** Что он вообще доказывает, подстрелив через дымоход утку или объявив войну Англии?

- Ну, объявив войну, он выявляет… он проявляет очень даже много: он демонстрирует, что индивидуум равен государству! Но дело даже не в подобных политизированных акциях. Если угодно, утка даже важнее Англии. Подстреливая утку через дымоход, а потом выпуская ее, жареную, из окна в небо, Мюнхгаузен ломает физические законы реальности, те самые, через которые, по мнению нытиков, не переступишь. А вот переступишь! Можно заставить жареную утку полететь, как можно вытащить самого себя из трясины за волосы! «Мир как воля и представление» - слыхал о такой книге Шопенгауэра? Да ничего ты не слыхал. Ладно, тогда проще: Мюнхгаузен, как Синявский, борется с пошло-подлой действительностью стилистическими средствами. И сравнение с Синявским – не просто так: Горин/Захаров сделали явно диссидентскую картину. (В ней, между прочим, есть абсолютно крамольные фразы: например, барон говорит монаху: «Вы, служители церкви, предлагаете мне жить во лжи». И как только цензоры не заметили, что.это слова.Солженицына!)

-  Вот-вот, поэтому ты в таком в восторге от «Мюнхгаузена». Тебе льстит, что ты, как скринер в аэропорту, видишь сквозь штаны авторов фиги в их карманах. Тебе приятно, когда умные люди говорят то, что ты и так знаешь. Точнее, вот как: тебе этого даже не говорят, а просто подмигивают, и ты ловишь из воздуха то, чего нет.

- Неправильно! Оно есть, но оно в подтексте, через аллюзии.
- Нет, его нет. Слышал анекдот? В одной тусовке ребята уже рассказали друг другу все свои хохмы, и теперь, чтобы не повторяться, они присвоили каждой номер и просто произносят: 48! 25! И все хохочут. Я хочу сказать: чтобы видеть в фильме «Тот самый Мюнгхаузен» глубокий смысл, надо его, этот смысл, заранее в голове держать. Но в таком случае, зачем этот фильм?
- Что ж, остается только повторить: стиль! Ты нечувствителен к стилю. Наверное, тебе  Шварц тоже не нравится?
- Нет, нравится. Шварц не ограничивается подмигиванием «своим». Он подмигивает, но у него есть и большие концепции: идея, что с уничтожением Дракона он еще долго остается в сознании тех, кто был под его властью, – это целое социологическое открытие, ставящее Шварца на один уровень с Оруэллом. А Горин только подмигивает. (Ха! «По жизни» шепелявил, а «по искусству» страдал тиком).
- Ну ты на физические-то дефекты не сворачивай, сперва на себя в зеркало посмотри.
- Пардон. Это меня, действительно, занесло ради красного словца. Горин был хороший человек и очень остроумный. Но он остроумен словесно, в деталях, по мелочам, а в общем построении банален, по крайней мере, в данном случае. Все, что ты мне вначале втемяшивал насчет содержания фильма, а я терпеливо, не прерывая, выслушивал, ведь это, в сущности прописи для младшеклассников или, в крайнем случае, что-то на уровне шутливых туристских песенок: «Не отрекся б Галилей, было б на Земле теплей». Еще ты мог бы добавить: родным и близким с Поэтами тоже очень трудно, жены от них уходят, устав так жить (линия Кореневой-Марты). А когда Поэт «возвращается из мертвых», то обнаруживает, что в «доме пахнет воровством»: все обуржуазилось, бывшие верные друзья уже не те, стали конформистами-бургомистрами (линия Кваши). Видишь, как я тебе помогаю?
- Не надо мне помогать. Если бы даже ты был немного прав, все равно в целом ты не прав: у тебя слишком большие требования, ты не понимаешь, как важен был этот фильм в свое время, каким глотком кислорода... Это теперь, когда разрешено болтать все что угодно…
- Ага! Значит, я чего-то добился: ты уже соглашаешься, что это фильм не «на все времена»?
- Ничего я не соглашаюсь. Он на все времена… по своему остроумию, по стилю.
- Да что ты все стиль да стиль. Если хочешь знать, так это не ахти какой фильм именно по стилю. В «Обыкновенном чуде» действительно был создан некий особенный целостный мир. В нем не было «реальных» улиц-городов, он весь в каких-то волшебных огнях. В «Мюнхгаузене» Захаров как раз не нашел стиля. Здесь всадники скачут на конях под тревожно волшебную музыку, как в «Обыкновенном чуде» (композитор уже не Гладков, а Рыбников, а музыка почти та же… странно), но они скачут по натуральным улицам немецкого городка с сохранившейся или отстроенной средневековой архитектурой; волшебная музыка не идет «Мюнхгаузену», фильму в целом ироническому. А еще хуже то, что не нашел стиля Горин. Ну ладно, Мюнхгаузен эксцентрик – так пускай бы и чудил себе в своем особом гротескном пространстве. Но его «странный» мир существует смежно с почти взаправдашно-бытовым миром Якобины-Чуриковой. Даже фамилия этой Якобины - фон Дуттен. А любовника ее Абдулова фамилия Рампкопф. Что-то из Шиллера или Ибсена, а не из легкой сказочной пьесы. В этом ощущается какой-то стилистический разнобой... 

-  Но авторы и хотели показать, что Мюнхгаузен и Якобина живут в разных мирах!

- Разных, но все равно между ними должен быть некий общий стилистический знаменатель. Это трудно объяснить... Пересмотри фильм беспристрастным глазом, может быть, ты со мной согласишься. Но это еще не все, дальше - хуже. Вот Мюнхгаузен просит через суд развода, чтобы иметь право жениться на Марте. В этом эпизоде он сначала нормальный, в общем, человек: убеждает судей, как может, что развод обоснован и т.д. И вдруг, когда те уже готовы удовлетворить его прошение, все срывается, потому что он поставил под ним дату 32-е мая. И он уперся рогом и ни за что не соглашается изменить на 1-е июня: дурацкая выдумка для него важнее любви!  Это не только сюжетная нелепость, заставляющая нас заподозрить, что Мюнхгаузен – никакой не Поэт, а просто сумасброд; тут дребезжащий стилистический диссонанс. И вот еще что мешало мне смотреть фильм: непонятно все же, как  эти чудеса, летающие жареные утки и т.п., у Мюнхгаузена получаются:  он их с верным слугой Томасом подстраивает, или сие следует рассматривать как «поэзию»/«метафоры», так же как финал фильма сплошная метафора?
- О господи! У того же Горина есть юмореска: какому-то зануде рассказали анекдот про то, как у раненого головная повязка сползла по левой ноге, и он (зануда) потом не может уснуть, все думает, ну как она могла сползти? Нельзя, брат, быть таким дотошным.
- А я вот считаю, что можно. Серьезное произведение искусства выдерживает проверку ОТК на прочность даже мельчайших деталей. Если, конечно, работник ОТК не полный кретин.
- А ты себя каким работником ОТК считаешь?  Вот ты любишь Тарковского, да? Посмотрев "Мюнхгаузена", он позвонил Захарову и поздравил его. Тарковский ради приличия никогда не хвалил!  

-------------------

* Секрет успеха фильма - на 40 процентов вклад Янковского, на 60 Броневого. Последний играет так иронично, ну так иронично... даже самый глупый, но интеллигентный зритель чувствует себя ужасно умным, следя за его примочками. "Этот герцог даже  интереснее, чем Мюллер; монарх - специалист по от кутюр, монарх-эстет: "Такое сегодня на войне не носят", класс! Просекаю, все просекаю!" А что, собственно, просекать? Ну да, эстет он, портной по призванию, отношение длины штанины к ширине занимает его больше, чем отношения с Соединенными Штатами - что из этого? "Да как что? Чувак, которому надо быть портным, сидит на троне, неужели  не доходит? Так и эти там  постоянно портачат, потому что их место где-нибудь на шахте или на поле, а не в Кремле! Дошло?" Ну хорошо, но какое это имеет отношение к теме вдохновенного враля Мюнхгаузена? А бог его знает. Просто вот класс, и точка. Советское интеллигентное кино и театр вообще достигли виртуозности в создании образов монструозных королей, можно даже написать диссертацию: "Короли в искусстве позднего Совка как воплощение инакомысленной фиги в кармане".    

** Написав это, я подумал:  а ведь авторы для того и вложили в уста Мюнхгаузена  "прозрения будущего", чтобы хоть таким образом наделить его тем даром, который, как они сами чувствуют, их герою необходим, но ничем иным не подтверждается: той самой способностью видеть невидимое, о которой я выше говорил. Но как ни старайся сделать его предтечей Гоголя и Эйнштейна, все равно чего нет - т.е. чего нет в  сюжете, в действенной плоти фильма - того нет.                       

                                 

Григорий Горин (1940-2000)


Марк Захаров

 

Смотреть фильм он-лайн

 

Автор С. Бакис
 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

  
 
     

Категория: Марк ЗАХАРОВ | Добавил: ovechka (18.07.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 735 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: