Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Понедельник, 23.10.2017, 15:32
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Марк ЗАХАРОВ

«Убить дракона»

Режиссер Марк Захаров. Сценарий Марка Захарова и Григория Горина по пьесе Евгения Шварца «Дракон». «Мосфильм». 1988


«Евгений Львович Шварц родился 9 октября 1896 года в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874—1940), принявший православие еврей, матерью — Мария Фёдоровна Шелкова (1875—1942), из православной русской семьи. Причём православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по восприемнику — Лукич)».
Википедия хорошо постаралась: и мама Федоровна, и папа Васильевич, и дед Лукич. Но стоит прочитать «Дракона», чтобы убедиться: ничего не помогло, автор – иудей. Такая ирония  - только у этого народа-племени. Пара поколений православных по крови или тем более по метрике не смогла существенно изменить генетики тысячелетиями битой собаки, вынужденной смотреть на мир с прищуром недоверия и принимать все cum grano salis, с крупинкой соли. Если бы Гитлер не решил истребить евреев, чтобы подняться на волне антисемитизма, он все равно пришел бы к «окончательному решению». У меня был дядя, большой и складный врун. Он врал только в отсутствии своей жены, которая, когда он заливал на публике, сидела молча, но как только он встречался с ней глазами, то начинал сбиваться. Вся власть и слава Гитлера была построена на лжи, она не выдерживала еврейского прищура.
«Дракон», почти как «1984» Оруэлла, – энциклопедия тоталитаризма. Кроме массы более или менее существенных атрибутов этого строя, Оруэлл и Шварц сформулировали по одной основополагающей его черте. Вклад первого - doublethink, двоемыслие живущих при тоталитаризме, вклад второго – непременно поражающий их стокгольмский синдром. Люди не только смирились с Драконом, который царствует-государствует на их земле уже 400 лет, но нежно любят его. Что бы ни сказал он, что бы ни сделал – 
                                                   

Даже отец девушки, которая в этот год намечена Дракону на съедение, находит в том, что вот-вот случится, нечто положительное. А сама девушка говорит странствующему рыцарю Ланцелоту, вызвавшему Дракона на поединок: «Зачем вы затеяли все это? Я не упрекаю вас, - но все было так ясно и достойно. Вовсе не так страшно умереть молодой. Все состарятся, а ты нет».     
Ну что поделаешь с таким народом, как поможешь тем, кто сам себе не хочет помочь?
Сказки обычно кончаются победой рыцаря над Драконом. Сказка Шварца заглядывает «по ту сторону» победы. Ланцелот отрубил все три поганые драконьи головы… но, как и можно было ожидать, их не три, а почти по счету жителей этого славного города. Да, на каждой бюргерской шее – драконья голова. У каждого достопочтенного гражданина – пропитанная драконьим ядом душа. Вместо Дракона верховную власть берет тот, кто был при нем бургомистром. У этого нет когтей и чешуи, но что с того, если правит он по тем же драконовским законам и к тому же собирается взять в жены ту самую девушку, к которой Дракону не удалось присосаться? И девушка опять смиряется и уступает. И народ опять

         
Ланцелот возвращается в город и видит все это. И сердце его наполняется злостью и отвращением к этим людям, к людям вообще. Он с ужасом понял: для того, чтобы изменить мир, нужно, отрубив драконьи головы, потом рубить еще много, много голов. Сколько? Пол города? Три четверти? Страшно. Неразрешимо. Но все-таки Шварц сказочник, добрый сказочник. Под занавес он золотит пилюлю, закругляет углы. Последние слова Ланцелота: «Я люблю вас всех, друзья мои. Иначе чего бы ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!» Ну да, ну да. И увидим небо в алмазах… которые не алмазы, а драконья чешуя.
Алексей Герман (который, между прочим, в молодости собирался экранизировать «Дракона») в своем последнем фильме изобразил абсолютно аналогичную ситуацию, но пилюлю золотить не стал. Ланцелот из «Трудно быть богом» по имени Румата в конце концов теряет терпение возиться с т.н. простыми людьми, не ведающими, что творят. Ведают, не ведают, достали они его. Выхватил он из ножен  электронный меч-кладенец да как пошел мочить на хрен этих уродов, как пошел! Мало не покажется. Конечно, в масштабах Арканара не так уж он их много замочил, но дело не в этом, а совсем в другом: отныне он стал таким же, как они. Нет, не таким, а куда хуже - ведь у него нет их спасительной сраной святой темноты. В финале картины Румата становится отчасти Драконом, вот что! А раньше-то воображал, что он – другой, что он – человек. Ужас, ужас. (Может, любой Дракон - это разочарованный Ланцелот?)
Вернемся, однако, к Шварцу. Поразительно: как его угораздило в сталинабадской эвакуации 41-44 г.г. написать такую вещь? Понимал ли он, что сотворил? Сам Шварц настаивал на том, что ни в «Драконе», ни в «Тени» никаких "аллюзий" не содержится, он просто писал сказки, как Андерсен, по Андерсену. Ну да, ну да. Сказочки, детские такие. Так я ему и поверил. Все авторы-диссиденты так говорят, а потом, когда Дракон надежно повержен, начинают гордо признаваться, что держали в карманах фигищи размером с арбуз. Даже те, кто не держал в карманах ничего, кроме тридцати сребреников, набираются нахальства намекать, что прятали в карманах какое-нибудь запрещенное в те невегетарианские времена растение. Шварц просто не дожил до времен, когда можно было вывернуть карманы.
Так-то оно так, но, с другой стороны, автор "Дракона", возможно, не вполне и лукавил, уверяя, что "ничего такого" в его пьесах нет, напрасно даже искать. Вспомним о вкладе Оруэлла в теорию тоталитаризма. Двоемыслие - не ложь, не лицемерие, а совсем особый психологический феномен, свойственный не только "плохим" гражданам тоталитарных государств, а всем без исключения. Что, если Шварц держал в голове Сталина, не считая, что его в голове держит? Может быть, он выписывал в "Драконе" как бы абстрактный алгоритм, формулу тоталитаризма, не думая о его конкретных воплощениях и даже не держа в голове слова этого опасного, тоталитаризм, а просто сочиняя себе сказку о вечных механизмах властной лжи, способах порабощения правды кривдой. Или, в крайнем случае, он думал лишь об одном современном ему воплощении тоталитаризма – фашизме, вытесняя второе в подсознание.* Может быть, он не зашел так далеко, как Гроссман, не поставил между тем и другим знака равенства. А впрочем - не был ли и Гроссман достаточно наивен, если надеялся, что «Жизнь и судьбу» могут напечатать в советском «Новом мире» или «Знамени»? Не было ли наивно поведение Пастернака в истории с «Доктором Живаго»? В чем тут дело, как объяснить это парадоксальное противоречие между змеиной еврейской мудростью и святой простотой? А что, если мудрость была не змеиная, а как бы детская – мудрость мальчика, крикнувшего на площади «Король голый!»? (Настоящие, осознанные «диссиденты» типа Синявского или Игоря Ефимова ничего на площадях не кричали, а издавались за бугром под псевдонимами). Согласно Булгакову, «правду говорить легко и приятно». Шварц или Пастернак, возможно, не могли вообразить, что за такое легкое, приятное и естественное дело тебе могут голову отрубить.     
Как бы то ни было, власти поняли «Дракона» лучше, чем сам автор. Постановка Николая Акимова в блокадном Ленинграде была тут же запрещена, однако санкций по отношению к режиссеру тогда не последовало.** Не пострадал, к счастью, и автор: берлинский Дракон отвел от Шварца подозрение в том, что он мог иметь в виду и кремлевского. Мотивировка закрытия спектакля была такая: ну пусть Гитлер, ясно, что Гитлер, но все равно... нельзя такую пьесу советскому народу показывать. Почему? А по колчану! Конечно, советская цензура таким образом саморазоблачалась, невольно признавая, что между Усиками и Усищами нет разницы. Да только кто знал, что она саморазоблачается? Задушили спектакль после двух показов, пьесу запретили печатать, и тихо ша. Потом Акимов еще раз поставил «Дракона» в 63-м, и его опять закрыли! Через 10 лет после мнимой смерти кремлевский Дракон продолжал вонять и рычать!  
Значительных постановок этой пьесы не появилось и тогда, когда они стали уже возможны. «Дракон» - это все-таки демонстрация алгоритма зла, это слишком тонко, а в перестроечные годы все хватались за жгучую чисто конкретную чернуху и антисталинуху. Кусачее «Собачье сердце» оказалось в горбачевскую эпоху куда более востребованным. Фильм по «Дракону» вышел в 88-м году, в разгар погони за жареным петухом, а его постановщик Марк Захаров, при всем таланте, режиссер конъюнктурный – точнее, его талант и состоит в поднятой на художественную высоту конъюнктурности. (Ничего плохого в этом нет. Не каждому режиссеру быть Анатолием Васильевым, ставящим спектакли для самого себя). Это сказалось на всем подходе Захарова к экранизации, от которой лично я не в восторге. С ее злободневными примочками (Леонов-бургомистр явно изображает Брежнева и т.п.: как раз то, чего Шварц избегал, и вовсе не только из страха), она кажется мне топорной. Все слишком круто, жестко и жестоко (в одном эпизоде Дракон прокалывает местному ученому вилкой яйца: бр-р-р, Е.Л. в гробу перевернулся!). Нет шварцевской мудрости и изящества (больше всего то и другое теряется в главном, в диалогах: они, наподобие брехтовских зонгов, ударно бьют зрителя по ушам в знакомой манере Ленкома, между тем у Шварца все тихо-мирно, бытовые разговоры-разговорчики о повседневно ужасном, пересуды людей, притерпевшихся к "обыкновенному фашизму").  
Еще я думаю, что Янковский не подходит на роль Дракона – сей ящер не должен быть столь явно мужествен по своим физическим параметрам. Девушки, приносимые ему в жертву, не успев закрыть глазки от его ласки, задыхаются "от омерзения" (так сказано в пьесе), -  а такой Дракон, как Янковский, еще может, чего доброго, прийтись иной девице по вкусу. В шварцевском монстре сырая бессмертность нежити, как плесень или грибок, а не жизнестойкость отменно здорового организма. Играть Дракона, чья сила в его растворенности всюду, во всем и во всех, должен был бы, мне кажется, другой, медузный, гибко-расплывчатый, многолико-протеичный исполнитель типа Де Ниро или Калягина. 
Но какой получился фильм, такой получился. Хорошо, что он все-таки есть. Сегодня украинцы могут посмотреть его, они не потратят время зря. Но лучше прочитать Шварца. Даже странно, что никому не пришло в голову устроить на Майдане публичной читки этой пьесы - истории про то, что обычно случается после того, как Ланцелот победил Дракона.       

*  Майя Туровская, работавшая вместе с Михаилом Роммом над фильмом «Обыкновенный фашизм», вспоминает, как тот, бывало, отбрасывал замечательные, ударные куски рейховской кинохроники, если аналогии с Совком оказывались слишком явными: он делал это не только и не столько из страха, сколько потому, что, человек своего поколения, сам не был еще ментально подготовлен к подобным аналогиям.  

** Но когда в конце 40-х пошла свистопляска вокруг антипатриотов, Н.П.Акимову припомнили его "идейно двусмысленный" спектакль, и, чтобы избежать ареста,  он уехал из Ленинграда. Очевидно, это был 50-й или 51-й год. Около двух лет он на птичьих правах прожил в Черновцах в квартире своего знакомого. В это время в местном театре был замечательно поставлен "Ревизор", и есть основания предполагать, что это была работа Акимова, хотя его имя, конечно, не значилось в афише. (Инкогнито из Ленинграда поставил спектакль об инкогнито из Петербурга!)  Я видел того "Ревизора" и думаю, что режиссером действительно был Акимов: в памяти остались какие-то кукольно-уютные и одновременно острые, далекие от свойственного украинскому муздрамтеатру им. О.Кобылянской натурализма декорации - а ведь если Акимов поставил спектакль, то он его непременно и оформил. Но импрессии эксперта, смотревшего спектакль с коленок своей старшей сестры, не могут быть решающим доводом. (Зритель на птичьих правах смотрел работу постановщика на птичьих правах!) Жаль, что нет уже Михаила Ивановича Молдована, отца моего товарища Саши: хотя М.И. начал работать художником в нашем театре несколько позднее  ранних 50-х, он, наверное, мог бы подтвердить или опровергнуть данную версию.   

 

Евгений Львович Шварц (1896-1958)

Марк Захаров

 

Смотреть фильм он-лайн

 

Автор С. Бакис
 
 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
+38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис
Категория: Марк ЗАХАРОВ | Добавил: ovechka (05.04.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: