Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 19.10.2017, 01:49
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Михаил КАЛАТОЗОВ

«Летят журавли»
Реж. Михаил Калатозов. Сценарий Виктора Розова по его пьесе «Вечно живые». Оператор Евгений Урусевский. 1957-й год.


 
                                        ...
 
                     "За Родину! За Сталина! Ура-а-а...!"
                      Выскочив из окопа,
                      Он побежал вперед,
                      Но не сделал и двух шагов,
                      Как ударило что-то в лицо,
                      И последним, что он ощутил,
                      Был привкус на языке,
                      С детства знакомый ему:
                      Бывает такой, когда с шоколадки кусочком
                      Откусишь чуть-чуть серебристой фольги.
                                                             С.Бакис
   
Пьеса «Вечно живые» связана с двумя этапными событиями в советском искусстве: в 56-м году ею открылся театр «Современник», в 57-м по ней были поставлены «Журавли». 
Почему был такой интерес к этой пьесе (талант автора выносим за скобки)? Виктор Розов воевал, потерял на войне ногу, до конца жизни гордился своим «ветеранством», - но он был не из тех ветеранов, для которых жизнь, в сущности, кончилась с концом войны. После 9-го мая он жил дальше и, по прошествии времени, сумел вспомнить войну по-новому. Речь  не об «окопной правде» в духе «лейтенантской прозы» Некрасова, Бакланова и Бондарева и тем более не о коренном пересмотре опыта войны, как в романе Виктора Астафьева 95-го года «Прокляты и убиты» (Розов был человек, что называется, очень советский, и Перестройка по мере ее разворота и метаморфоз вызывала у него больше раздражения, чем радости).  Но он был человек интеллигентный. Через десять лет после войны он  взглянул на нее, во-первых, раздвинув в стороны мраморные плиты сталинско-имперской монументальности, во-вторых, с точки зрения не столько фронта, сколько тыла, и, в-третьих, с точки зрения не «народа», а интеллигенции (конечно, не противопоставляя, а включая последнюю в первый – что тоже было «свежим ветром»).
«Современник» потому и выбрал «Вечно живых» для своего дебюта, что стилистика Розова давала возможность проявиться тому негромкому, неброскому реализму, который «договорились» исповедовать Олег Ефремов и его соратники, а в центре пьесы стояла семья не сталевара или хлебороба, а московского врача Бороздина.  И еще очень важно – «Современник» хотел стать театром, для которого, в традициях русского искусства, этика стоит впереди эстетики, и ефремовцам показалось новым и важным рассказать историю девушки Вероники, изменившей ушедшему на войну жениху, без ожесточенного осуждения, стремясь если не оправдать, то хотя бы понять ее.
Фильм Калатозова не перевернул розовскую пьесу с ног на голову, он  сохранил ей верность. Занятые в фильме актеры: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Валентин Зубков, Светлана Харитонова, Антонина Богданова, - играют так, что Ефремов мог бы, пожалуй, пригласить каждого из них в свой театр. (Татьяна Самойлова типажно и стилево не укладывается в рамки неброского реализма,  и о ней речь впереди). По сравнению с пьесой Розова фильм не поведал никакой новой острой правды о тыле или фронте; по самому материалу в фильме не было ничего такого, чего уже нельзя было показать, и что уже не было до него или одновременно с ним показано, в советском искусстве периода хрущевской оттепели. Но при всем при том фильм Калатозова-Урусевского (называю последнего рядом с режиссером, потому что в «Журавлях»  вклад оператора неизмеримо значительнее, чем обычно бывает в практике создания фильмов) выбивался из стиля советского неореализма конца 50-х годов, того стиля, который, может быть, полнее всего выразился в картине Сегеля и Кулиджанова «Дом, в котором я живу», вышедшей в том же 57-м. «Журавли» скорее предвещают «поэтический кинематограф» 60-х, хотя у создателей фильма, кажется, не было четко сформулированного намерения делать поэтическое кино (что не ослабляет, а, напротив, увеличивает выразительную силу фильма: спонтанные реакции обычно бывают стремительнее и интенсивнее осознанных). Так или иначе, получился фильм  небывалый и невиданный, причем второе из определений «попадает» в его уникальность точнее. Вся суть именно в оптике «Журавлей», если понимать под нею не только чисто визуальные особенности фильма (действительно поразительные), но и особенности взгляда его авторов на мир. В таком случае можно сказать, что объектив камеры Урусевского омыт слезами. 
И до фильма Калатозова все знали, что война  была  страшной бедой, что победа куплена кровью миллионов, что погибали прежде всего лучшие и молодые. Сталин, собственно, не запрещал такое говорить. Такое,  но не так -  не так, как об этом говорится в «Журавлях». Сталинский дискурс был дискурсом командира полка, сообщающего личному составу правду (относительную) о потерях. В такой дискурс входили и приличествующие слова скорби – почему бы нет? Но то была скорбь бесслезная, скорбь, нацеленная на будущую месть.  (Дело не только в жестокости Сталина и сталинцев; не сказала ли антисталинка Анна Ахматова, пусть по другому поводу: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас»? Если впереди испытания, если предстоит бой – не время плакать).  Как бы то ни было, «военная» скорбь имела направленный характер и, следовательно, подлинной скорбью не была. Но вот прошло двенадцать лет, боев впереди вроде не предвиделось (с уходом Сталина кремлевские промывщики мозгов заметно отодвинули тезис об осадном положении на второй план), Хрущев с трибуны назвал усача бесчеловечным – в общем, затрещали льды, заворочался ключ в ржавом тюремном замке... И наконец настал час катарсиса, час непрагматичной, ненаправленной скорби. Скорби как таковой, для самой себя, для слез. «Летят журавли» не показали в войне ничего нового - только слезы очистили изображение от красивости, сантиментов, пафоса, выспренности,  всякой вынужденной полулжи и намеренной лжи. И всё вдруг увиделось не столько социально, сколько экзистенциально (не отсюда ли незапрограммированная поэтичность фильма?) Внезапно стало предельно, первозданно ясно, что  значит – двое любят друга друга. Что значит –  все семьи узнают: началась война. Что значит – проводы, когда одни люди остаются, а другие, их близкие, уходят умирать. Что значит – смерть, когда человек падает навзничь в болото, а над ним кружатся деревья, над ним небо, и он не думает ни о родине, ни о победе, не гордится, что удалось выполнить боевую задачу, а видит лестницы своего дома, своего папу, свою любимую девушку. И потом он умирает, и больше ничего нет.
А в тылу – там в плане смертности чуть полегче, там в основном трудности бытовые и психологические: показано, что такое ждать, как недели ожидания кажутся годами, и вроде конца этому ожиданию не будет. Как втягивают в себя жернова безнадежных, свинцовых буден, как опасно легко они втягивают девушку, и особенно такую, которая еще не защищена жестким хитином  внятного взгляда на мир, какого-то ярко выраженного патриотизма. И особенно такую девушку, как Вероника-Татьяна Самойлова, одинокую, замкнутую, странноватую, похожую лицом и душой на дикую лошадь – бог знает, что может такая лошадь натворить и куда  побежать при звуках бомбежки. Вероника побежала в сторону жерновов, и они стали сминать, размалывать ее. Она насилу вырвалась, - но, по беспощадным советским канонам, неважно, что вырвалась, а важно, что поддалась. А вот по Розову, по Калатозову, по Урусевскому – нет, главное, все-таки, что вырвалась! Притом они не побоялись показать, как опыт преодоленного греха, опыт покаяния возвысил Веронику. Замечательный кинокритик Майя Туровская в заметке, посвященной 50-летнему юбилею фильма, написала: "Красота Тани Самойловой была странной, тревожащей – беззащитной и разящей. Судьба была банальна – личность раняще-необычна... Недавно, показывая картину в местном, мюнхенском русском киноклубе, я, кажется, догадалась, что за банальностью обстоятельств просвечивало в этом странном лице. Не только красота – ею в разных ипостасях завален современный экран, – но нечто, ни Вероникой, ни Таней не осознаваемое, инстинктивное. Чувство достоинства – человеческого, женского, собственного. ЧСД вопреки судьбе, войне, советской власти, наконец, которая требовала преданности себе. То, что нынче отчасти растрачено и почти утрачено в погоне за успехом, статусом, состоянием. Нечто неназываемое, что остается в прекрасном лице Вероники, хотя мы – поколение войны – стареем и уходим".     
И все это вместе  -  иной взгляд Калатозова, и глаз камеры Урусевского, и глаза Самойловой - сделало фильм новым словом в киноискусстве, сообщило ему власть потрясать сердца, русские или нерусские, неважно.  
Еще одна цитата, из Геннадия Шпаликова - он написал это, пересмотрев фильм в 74-м году: "Кино, кино... Читал ли я что-нибудь похожее? Только стихами. Да, это пьеса Розова. И все же, и все же – волшебство.
У  каждого поколения будут свои «Журавли», своя легенда.
Моя легенда проста: ничего лучшего тогда, в 57-м году, я не видел, не знал и – более того – видеть не хотел. <...>  Сейчас я смотрю: какая картина молодая, щедрая. Распахнутая какая-то. 
С.П.Урусевский рассказывал мне, что название в последние дни перед сдачей картины придумал Михаил Константинович Калатозов.
Название оказалось пророческим. Полетели вслед за «Журавлями» - и очень скоро – «Баллада о солдате», «Судьба человека»... А потом уже пришло «Иваново детство», «Мне двадцать лет»... Сейчас осень, картину восстановили, озвучили теми же актерами, - она идет, они, «Журавли», летят". 
Несколько месяцев назад все mass media передали: «В Москве пропала без вести актриса Татьяна Самойлова».* . Умирающий слон уходит от стада, чтобы не мешать ему идти. Не знаю, покидают ли стаю ослабевшие журавли?

* Через несколько дней Самойлову нашли где-то далеко от дома.
 

Михаил Константинович Калатозов

28.12.1903 - 27.03.1973





«Журавли» получили на Каннском фестивале 58-го года
Золотую Пальмовую Ветвь (единственный раз в истории советского кино!)
Слева направо: Сергей Юткевич (затесавшийся: где Пикассо, там и он!), Пабло Пикассо, Сергей Урусевский, Татьяна Самойлова и Жан Кокто.     



                                            Напоминание:
                          Следите ли Вы за нашим новым разделом
                                 "Информация по существу"?
Автор С. Бакис

           
Категория: Михаил КАЛАТОЗОВ | Добавил: ovechka (12.12.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1867 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: