Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 29.04.2017, 09:21
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Михаил КОЗАКОВ

«Визит дамы»
Режиссер Михаил Козаков. Сценарий Михаила Козакова и Игоря Шевцова по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Телевизионный фильм. «Мосфильм». 1989




                                                          Из глыбы                                              

                                           Прочитал переписку Дюрренматта и Фриша.
                                           Фриш дотошно анализирует комедию
                                           Дюрренматта.
                                           Дюрренматт приглашает Фриша с семьей
                                           Летом в гости приехать к нему
                                           И одновременно публикует в «Вельтвохе»
                                           Отзыв на последнее сочинение друга
                                           Под названием «Отважный замысел
                                           потерпел крах».
                                           Макс ревниво следит за успехами Фрица,
                                           Фриц ревниво следит за успехами Макса.
                                           Макс и Фриц радражаются, что их имена
                                           Надо критикам непременно
                                           Вместе ставить повсюду,
                                           В дурацкого Фришдюрренматта какого-то
                                           Превращая их, а между тем –
                                           И люди они, и писатели
                                           Разные совершенно,
                                           Расходящиеся ну буквально по всем
                                           Философски-мировоззренческим пунктам!

                                           Разные-то они разные,
                                           Но по мере того, как время идет
                                           И друзья постепенно стареют,
                                           Начинают все более тот и другой,
                                           С их припухлыми вислыми щечками,
                                           Роговыми очечками
                                           И предсказаниями
                                           Грядущего вскорости Апокалипсиса,
                                           Походить на сову пожилую,
                                           Которая по ночам
                                           Тяжко ухает
                                           Где-то в ближнем уютном лесу.

                                           Писатели, впрочем, продолжают писать,
                                           Переживают семейные драмы,
                                           Пьют вино или пиво,
                                           На бильярде играют и в шахматы,
                                           Совершают прогулки,
                                           Тормозящие мало, увы, 
                                           Брюшек их огорчительный рост.
                                           И конечно, друзья продолжают, 
                                           Как в молодости,
                                           Письма друг другу писать,
                                           Хоть те письма, ну что ж тут поделать,
                                           Уж не так, как в былые года,
                                           Регулярны, пространны, теплы.

                                          Переписка великих писателей
                                          Снабжена примечаниями
                                          С информацией краткой
                                          О деятелях разнообразных,
                                          Общее между которыми,
                                          Пожалуй, лишь то,
                                          Что в скобках за их именами
                                          Непременно  д в е  даты стоят, -
                                          Оттого, что давным уж давно
                                          Погребла уже каждого без исключенья,
                                          С разговорами его, и раздорами, и запорами,
                                          И вином, и виной, и женой,
                                          Вдохновеньем ночным и храпеньем
                                          И хотеньем добра,
                                          и усердным любовным потеньем,
                                          Уж их всех поглотила давно
                                          Наползающая беспощадно
                                          Глыба смертного оледененья.

                                          Но вот ты читаешь
                                          Переписку такую, как эта,
                                          И глядишь, вот из глыбы сплошной 
                                          Медленно проступать начинают
                                          Чьи-то лица живые,                                      
                                          И чьих-то общений круги,
                                          И странные конфигурации чьих-то судеб...
                                                                                                С.Бакис      


«Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, «трагическая комедия», написанная им в 1956-м году, до сих пор идет на сценах театров всего мира, от его родной Швейцарии до Японии. Во-первых, это уже классика, во-вторых – режиссерам нравится ставить эту пьесу, она дает им развернуться. Это не Александр Николаевич Островский или Юджин О'Нил, где, как ни бунтуй, а надо ставить «точно по автору», вплоть до указаний насчет расположения дверей в картине 3-й. Условный характер пьесы Дюрренматта  позволяет «творить, выдумывать, пробовать». (Пример, чтоб недалеко ходить: в режиссуре Михаила Козакова старая дама превратилась в довольно-таки еще молодую - отсюда  переименование названия пьесы). Исполнителям тоже остается широкий люфт для импровизации. Взять хоть главную роль: какой простор для хорошей характерной актрисы, играющей эту целиком состоящую из протезов «alte Dame», какой фейерверк шамканий, ужимок, походок и прочих находок можно тут развернуть! 
Дюрренматту, конечно, нравилось, что театрам его пьеса по душе. Фантазируют, балуются, наворачивают всякие приколы и примочки, получая от этого удовольствие, - ну и слава богу. Но, по большому счету, ему все это было до фонаря. Если, опять же, сравнивать с другими великими драматургами, то отношение Дюрренматта к постановкам его пьес никак нельзя было сравнить с отношением, допустим, Чехова, который, стараясь внешне соблюдать нейтральность, был в глубине души глубоко неравнодушен к режиссерским и актерским интерпретациям его пьес  (и никогда, на самом-то деле, не был ими  удовлетворен). Потому что Чехов писал – о людях, и главной его целью было воссоздание неуловимой вязи человеческих отношений и далее – вязи бытия: то,  как понял пьесу Станиславский и как играли Качалов и Книппер-Чехова, целиком решало успех или провал постановки. Дюрренматт же писал не о человеках – он выражал идеи, и поэтому ему, в принципе, было все равно, какие психологические оправдания придумает артист и какими эмоциями он наполнит образ: у его пьес  такая железная конструкция, что надо очень, очень постараться, чтобы поставить любую из них перпендикулярно ее содержанию.
Взять ту же «Даму». Играй ее так или эдак, все равно она останется пьесой о механизмах компромисса и предательства. Нагрянувшая из Америки старая дама, чтобы отомстить своему когда-то бросившему ее возлюбленному, предлагает жителям родного городка, весьма захиревшего с тех пор, как она покинула его в молодости, за столько-то миллионов долларов (половина на муниципальные нужды, вторую разделить между населением)  казнить этого самого бывшего возлюбленного. Баксы, конечно, пришлись бы городку и горожанам очень кстати... Можно было бы обновить  вконец прогнившие инфраструктуры, и мэрию подремонтировать, и дать толчок издыхающим на глазах бизнесам... Это не говоря уже об индивидуальных нуждах... Но - это невозможно, совершенно невозможно! Бакалейщик Альфред Илл – почтенный, уважаемый гражданин... И даже если бы, допустим (ну только допустим на минуту), те, кто осознает катастрофическое положение всех муниципальных дел, решились на такое (в конце концов, пожертвовать одним достойным человекам ради блага множества достойных людей... что ж, в жизни иногда приходится выбирать между плохим и худшим), – как бы они убедили остальных? Город, опять же, маленький, все друг друга знают; проголосовать за смертный приговор своему соседу – не все равно, что трудящимся СССР было горячо одобрить расстрел Бухарина и других бешеных собак или гневно осудить реакционное произведение «Доктор Живаго». Отцы города, после того как они сами, наступив на горло своим моральным принципам и знаменитой немецкой сентиментальности, помаленьку приходят к ужасному, мучительному решению: «Что ж поделаешь, надо, Макс». «Надо, Мориц», поступают очень мудро. Никого они ни в чем не убеждают, просто ждут (а ведь предложение старой дамы известно каждому горожанину). И по мере того, как дела в лавках и в банке, в школе и в церкви, в сиротском доме и в городской ратуше стремительно ухудшаются (после предложения Дамы они, черт знает почему, начинают особенно стремительно ухудшаться), сострадательные, но и сообразительные бюргеры приходят к тому же печальному выводу: «Надо, Ганс». «Надо, Фриц».
Я допустил одну существенную неточность, сказав, что, сдав Илла, люди "наступили на горло совести". То есть, с какой-то точки зрения, это верно: если сравнивать их совесть в начале пьесы и на тот момент, когда они единодушно произнесли «за», то, конечно, моральная деградация налицо. Но все дело в том, что, когда они произнесли «за», они уже не помнили, что думали вначале. Пьеса Дюрренматта как раз и сосредоточена на отслеживании сдвигов, ступенек, маленьких шажков, по которым, умело задуривая себя, человек, как скользкая рыба, движется туда, где лучше и глубже, вытеснив на самое дно подсознания, что это «глубже» называется, собственно говоря, «ад». Нисхождение в него может быть, в принципе, и очень быстрым, дело не в скорости: главное – постепенность,  чтобы ни одна ступенька не была пропущена. Сталин это понимал, Геббельс понимал. И старая дама тоже понимает: она не торопится, дает людям подумать. Есть такая забавная штучка, называется по-американски slinky. Поставь ее на площадку лестницы, немного подтолкни, и она начинает смешно переваливаться вниз со ступеньки на ступеньку. Вот так же и эта протезная Клара Цаханасьян подтолкнула добрых людей, и... глядь, они уже в самом низу.
Можно играть Даму мистично, как женскую модификацию Воланда. Можно мелодраматично, в таком плане: она, на самом деле, продолжает любить Илла и собиралась всего лишь хорошенько напугать его; в таком случае, когда Илла вдруг по-быстрому замочили ночью темной, это для нее большой шок. В таком случае в характере Клары появляется краска человечности. Но, повторю, Дюрренматту это не суть важно. Чуть добрее, чуть злее – ему надо свою мысль высказать, состоящую в том, что люди – существа слабые, лукавые по отношению к самим себе и легко коррумпируемые. Особенно когда они соберутся вместе, и их моральная шаткость, как колебания моста под ногами идущих в ногу солдат, возрастает по экспоненте. (Самый ехидно-проницательный и самый пессимистический момент пьесы: горожане начинают активнее брать кредиты в банке, и их покупательская активность начинает подниматься не после того, как каждый получил свою долю Клариных долларов, а гораздо, гораздо раньше - как только они услышали ее странное предложение. Люди  еще искренне негодовали, еще гневно отвергали возможность столь низкой сделки, - но их подсознание уже знало, что в конце концов они согласятся!)
Еще одна моя неточность. Я сказал, что «Визит старой дамы» продолжает быть театральным хитом, потому что дает широкие постановочные возможности. Но это не всё, даже не главное. Просто пьеса продолжает быть актуальной. И даже, более того, она становится все более актуальной по мере того, как мир, наподобие дюрренматтовского городка, хиреет и беднеет, как повсюду на земле тощают финансы и сякнут ресурсы. Противиться старой даме все трудней. Посмотрите: вот сербы сдали американцам Милошевича. Вот совсем недавно на Украине бютовцы сдали ЮТ  (кто не в курсе: Юлию Тимошенко).
А вот личное впечатление. Каждый год мы ездили летом в замечательный городок на севере штата Нью-Йорк: кругом леса, горы и  хрустальной чистоты озера, - чудо. Но оказалось, что эти озера слишком уж хрустальны: если сделать возле них скважины, то можно качать чистейшую воду, тут же бутылировать на заводиках и продавать по всему штату Нью-Йорк и далее по всей стране: прощайте, ледники Аляски, вы нам больше не нужны! Сначала все горожане как один были против: помимо всего прочего, ведь так и сами озера можно высосать. «Старая дама» уверяла их, ссылаясь, разумеется, на заключения экспертов: ничего подобного, озера в результате станут даже еще чище. К тому же, она твердо пообещала городу, если он согласится на ее проект, бессчетные блага: будут обновлены заржавевшие инфраструктуры, бизнесы получат бонусы, школа будет перестроена... ну вы понимаете. А этот городок, в нем очень приятно отдыхать летом, потому что он такой тихий, красиво умирающий... приятная такая разрядка после маниакально энергичного Нью-Йорка. Но жить в нем постоянно трудно, проблематично. Особенно пожилым людям: нет больницы. Особенно молодым: нет работы.
Такие дела. Пока что ничего не решено. Но мы больше не ездим в этот городок, потому что он стал похож на Верону. Он четко разделился на два враждующих клана: возле домов клана Монтекки висят плакаты «No Drill, no Spill!» («Не сверлить, не разливать!); на них картинка бьющего из-под земли фонтана, перечеркнутого красным крестом. У домов клана Капулетти плакаты: «Give Treadwell a boost!» («Дадим Тредвеллу толчок!»); на них тоже бьет из-под земли фонтан – он состоит из красивых струек с надписями: «школа», «больница», «лесопильня». 
Не очень-то приятно отдыхать в таком раздираемом гражданской войной городке. Тем более что Дюрренматт еще в 1956-м году предсказал, которая сторона в конце концов победит.        



Фридрих Дюрренматт (1921-1990)





Автор С. Бакис

Категория: Михаил КОЗАКОВ | Добавил: ovechka (26.05.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: