Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 29.04.2017, 01:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Михаил РОММ

Юбилей Михаила Ильича Ромма

 

Эпизод из "Мечты"

Эпизод из "Пышки"

 

24 (11) января 1901 года, 115 лет назад, в городе Иркутске, в семье сосланного социал-демократа родился Михаил Ромм, будущий выдающийся советский кинорежиссер, который поставит ряд замечательных фильмов, а как профессор ВГИКа станет учителем Чухрая, Тарковского, Кончаловского, Шукшина, Данелии, Ролана Быкова и т.д.
Ромм был очень умным, обаятельным, остроумным, живым и добрым человеком, но он был человеком советским. Сочетание этих качеств, как ни странно, имело и свою отрицательную сторону. Владимир Ильич в его фильме "Ленин в 1918 году" (сценарий Алексея Каплера и Таисии Златогоровой) выглядел в исполнении Щукина человечным и даже немного смешным, но когда подлые эсеры пытались убить такого Ильича, это делало апологию  "большого террора" по Ромму гораздо более убедительной, чем подобная же апология по какому-нибудь чугунно-деревянному Чиаурели. Притом надо учесть, что Ромм снял этот фильм не когда-нибудь, а в довольно страшном 1939 году.
Значит, не надо заблуждаться. Человечный кинорежиссер Ромм внес такую же лепту в формовку хомо советикуса, как менее человечные Роом, Эрмлер, Пырьев, Довженко или тот же Чиаурели. Но он отличался от прочих именно тем, что был человеком живым, и оттого его советскость не была непроходимо сплошной, как бетонная стена. В 1943 году, когда власти вознамерились создать в Москве «чисто русскую» (без режиссеров-евреев) киностудию «Русфильм», он обратился к Сталину с письмом, в котором указывал на антиеврейский характер этой идеи; в том, что она не была воплощена, есть и его заслуга. Ромм был способен сознавать свою ответственность, каяться и меняться, причем он менялся искренне, а не в угоду новым веяниям.  "В эпоху хрущевской «оттепели» (ноябрь 1962 г.) Ромм выступил во Всесоюзном театральном обществе с речью, в которой напомнил об антисемитской практике сталинских времен, когда слово «космополит» заменило слово «жид». По доносу писателей-сталинистов Ромм был обвинен в сионизме". (Википедия). Но и тут Ромм остался человеком советским. В ответ на обвинения в сионизме он написал: "Сионизм - это буржуазный еврейский национализм с ярко выраженным антисоветским характером... Я не сионист, я коммунист". Не надо думать, что это всего лишь тактической ход: в осуждении сионизма Ромм был так же искренен, как в осуждении антисемитизма.
Ромму все-таки легче было меняться в хрущевские времена, потому что и в сталинские он не был цельнометаллически идеологизированным режиссером. Да, несколько его фильмов (дилогия о Ленине, "Русский вопрос" по пьесе К.Симонова) прямо обслуживали режим, но другие были, насколько возможно, идеологически нейтральными или вообще "не про то". Первой его самостоятельной картиной была "Пышка", экранизация новеллы Мопассана. Ромен Роллан, посмотревший ее, восхитился, насколько точно Ромм передал атмосферу французской провинции времен франко-прусской войны. Роллан чуть меньше бы удивился, знай он, что Ромм владел французским почти как родным и, прежде чем стать режиссером, зарабатывал переводами французских романов. А фильм "Мечта" (1940, сценарий Ромма и Евг.Габриловича ) в чем-то предвосхитил темы и стилистику итальянского неореализма. Вообще, оттого что Ромм был. что называется, "белым человеком", даже в его официозно-заказных фильмах всегда присутствовало что-то органическое, юморное, в меру правдивое и вменяемое (о плюсах и минусах этой вменяемости и правдивости я уже говорил). Эйзенштейн в шутку и не в шутку сказал Ромму: "Что бы ты ни снимал, выходит роммовая пышка с начинкой из мечты". 
Ромм дружил с Эйзенштейном, тот был самым умным человеком в его жизни. Впрочем, Эйзенштейн был самым умным человеком в жизнях всех его знакомых. Ромм был умен, Эйзенштейн суперумен, Ромм начитан, Эйзенштейн прочел все на свете, Ромм ироничен, Эйзенштейн ироничен насквозь, Ромм старался теоретически осмыслить свой практический опыт, но до теорий Эйзенштейна ему было, как до неба. Физик-теоретик Куликов из "Девяти дней одного года" в исполнении Смоктуновского - это  отчасти Эйзенштейн с его веселым, дерзким цинизмом и базаром, в котором никогда нельзя было отличить шутку от нешутки. 

                                     Related image

Я говорил о поведении Ромма в послесталинский период, а "Девять дней" вводят в нас в послесталинский период его творчества. Этот фильм был    
первым результатом мучительной "переделки себя", совершенной Роммом как кинорежиссером "сталинского стиля" и человеком сталинского мышления. Вышедшая в 1961 году картина про физиков-ядерщиков (сценаристы Ромм и Александр Храбровицкий) была необычайно популярна и подвигла пойти в физики даже иных из тех, кто по ментальному складу был чистым "лириком". У меня есть хороший знакомый, который, поддавшись обаянию роммовских киношных физиков, почти полжизни обретался "не в той степи", пока в конце концов не стал тем, кем ему нужно было бы стать с самого начала, т.е. журналистом. Академик Будкер назвал "Девять дней одного года" "пародией на физиков", и в этом был свой резон. Как ни стремился "новый" Ромм избавиться от "лакировки действительности" и быть максимально трезвым реалистом, он все-таки, уступая привычным канонам драматургии, показал повседневную работу физиков полной героизма и трагической жертвенности. Сюжетной пружиной фильма служит авария синхрофазотрона. Главный герой, физик-экспериментатор Дмитрий Гусев (А.Баталов), упорно стремится получить "термояд" и подарить человечеству неисчерпаемые источники энергии, как Прометей подарил людям огонь. Между тем схваченная во время аварии доза радиации ест его изнутри, как орлы клевали Прометееву печень. Отношения Гусева с женой Лелей сложны не только потому, что они люди интеллектуальные и все у них на подтексте, как у Хемингуэя; Ромм тактично дает нам понять, что в результате той самой аварии Гусев не может удовлетворить Лелю.  Поскольку Андрей Михайлович (Герш Ицкович) Будкер вовсе не считал работу физика более опасной и жертвенной, чем любая другая, импотенцией, скорее всего, не страдал, а ближайшие перспективы "термояда" (который и сегодня маячит в неопределенном будущем) оценивал вполне трезво, то он рассматривал "Девять дней" как романтическое фуфло, будучи и правым, и неправым. Вот что сказал о фильме Сергей Герасимов: "Конечно, интрига  картины натянута, мелодраматична. Но какая фактура, какая фактура!" Действительно, сюжетное наполнение "Девяти дней" малоправдоподобно, но Ромм сделал резко современный, стильный, "шестидесятнический" фильм. Баталов, Смоктуновский и Лаврова в главных ролях были интересны в каждой минуте своего экранного существования и волнующе узнаваемы (или, во всяком случае, соответствовали представлениям зрителей о типичном молодом ученом). Артисты "Современника" и студенты режиссерской мастерской Ромма во ВГИКе, исполнявшие большинство эпизодических ролей, были ненаигранно, остро умны и по самому своему естеству больше походили на физиков, чем на замшелых мхатовских актер-актерычей. В результате фильм получился свежим, молодым и достоверно отражал то наивное и смешное время, когда "физики были в почете, а лирики в загоне" (почти цитата из Бориса Слуцкого). Свежо предание... Сегодня физиков никто, кажется, не романтизирует, и если ждут чего-то от реализации их "безумных идей", так разве что ухудшения климата и полной гибели Земли всерьез в результате экспериментов на адронном коллайдере;  поймали уже эти шизики-физики бозон Хиггса, вот-вот поймают или не поймают никогда, человечество это совсем не колышет: оно заморачивается насчет поимки очередных террористов и ловит кайф от интернета, компьютерных игр и новых гаджетов.                        
Еще дальше в отходе от "прежнего себя" режиссер продвинулся в "Обыкновенном фашизме" (1965, сценаристы Майя Туровская и Юрий Ханютин). Ромм не был наивным человеком, и удивительная похожесть гитлеровской Германии на сталинский СССР отнюдь не является случайным и незапланированным эффектом картины. Не надо также думать, что это сходство прошло мимо внимания советских бонз. "За что вы нас так не любите?" - спросил Суслов Ромма после просмотра фильма. Нет случайности в том, что этот документальный антифашистский фильм был пущен в стране, победившей фашизм, ограниченным прокатом. (В ФРГ его показ предусмотрен школьной программой). Но и тут Ромм остался советским человеком. По воспоминаниям Майи Туровской, он не включал в фильм хронику, в которой аналогии между Рейхом и совком были слишком уж явными. Ромм поступал так не из страха. Или, говоря точнее, то был страх советского человека перед самим собой, поневоле обнаружившим жуткое сходство политических систем, которые он от всей души желал бы видеть несопоставимыми.
"ОФ" прошел по всему миру, но нигде не прозвучал так пронзительно и глубоко личностно, как на родине. Причина очень проста: в других странах фильм приходилось дублировать, и никакой голос не мог заменить неповторимый голос Ромма, который читает в "ОФ" закадровый текст. Михаил Ильич вспоминал, как его старший брат Саша (погибший, а точнее, при невыясненных обстоятельствах покончивший с собой на войне) сказал ему, когда оба были молоды: "Знаешь, в чем твое настоящее призвание? Да, ты переводчик, скульптор, режиссер, и что бы ты ни делал, выходит талантливо. Но как рассказчик - ты гениален, тут я не знаю никого, кто мог бы с тобой сравниться". При этом талант Ромма - raconteur'а лишь во вторую очередь происходит из артистичности, остроумия, памяти на живые детали, etc.; по существу своему этот дар почти тождественен его редкой человеческой контактности, общительности, душевной открытости. Вот и в "ОФ" он не текст готовый читает, а думает вслух, гневается, недоумевает, скорбит, язвит, доверительно обращаясь к невидимому собеседнику-зрителю. Под старость, а лучше сказать, в последние годы жизни (потому что с возрастом Ромм если менялся, то скорее молодел, чем старился), когда хвори иногда приковывали крайне подвижного, деятельного Михаила Ильича к дому, он, чтобы чем-то заняться, стал вспоминать вслух для магнитофона; теперь эти записи доступны, слушаешь их и не можешь удержаться от нехорошей мысли: ну почему он так мало болел!               
Последний период жизни Ромма прошел в работе над вторым документальным фильмом, в котором он хотел поразмышлять о глобальных проблемах современного мира. Картина осталась незавершенной; наработки Михаила Ильича, смонтированные Элемом Климовым и Марленом Хуциевым, вышли на экран под названием "И все-таки я верю". Климов был учеником Ромма, и этой работой исполнил свой долг перед учителем. (Досадно и странно, что он и другие питомцы Ромма не смогли исполнить другого долга - поделиться своей памятью о нем. Книга воспоминаний планировалась в середине 70-х, потом была отложена на 80-е, потом, средь вихря невероятных событий, проект был заброшен. А сколько людей, и каких талантливых людей, могли бы о нем рассказать, и сколько интересного они бы порассказали! Теперь всего горстка из них еще не отправилась вслед за Мастером, и те, кто живут и здравствуют, одолеваемы совсем иными заботами. Поздно, поздно...)        
В заключение - о еврейской теме у Ромма. Таковой у него как будто не было - и все же она была. Действие его последнего предвоенного фильма "Мечта" (1941) происходит в небольшом польском городке типа Белостока, а персонажи картины обитают в пансионе "Marzenie" ("Мечта"). Их национальности не называются, но нет сомнения, что некоторые из них, как, например, хозяйка пансиона Роза Скороход, - евреи. Да и сам дух этого ироничного, печально-смешного фильма - еврейский дух. Ромм считал "Мечту" своей лучшей картиной "дооттепельного периода", а Фаина Раневская, сыгравшая Розу Скороход, называла эту кинороль единственной, которою не стыдно "плюнуть в вечность". (Глядя на Раневскую - мадам Скороход, я подумал: "Как гениально могла бы она сыграть Рахиль Капцан в великой пьесе Фридриха Горенштейна "Бердичев", какая потеря для искусства, что этого не случилось!")   
Фильмы Ромма (некоторые) живут. Его ученики (некоторые: например, Сергей Соловьев, Александр Митта) продолжают работать. Правда, киноинститут назван именем Сергея Герасимова, другого вгиковского профессора. Не знаю. Мне обидно за Ромма, он выпустил больше выдающихся режиссеров, снял, как на мой вкус, больше хороших картин. Но Герасимов был глубоко русским (он всего лишь наполовину, и притом втайне, еврей), и все его фильмы были глубоко русскими (всего лишь один, телеэкранизация "Красное и черное" по Стендалю, "про Запад"), в то время как у чистого еврея Ромма из тринадцати картин одна (фильм "Тринадцать") "про Среднюю Азию", семь "чисто про Запад", две вперемежку "про Запад и Россию", и только три – "чисто про Россию", да и то одна из них, "Девять дней одного года", про людей, занимающихся физикой, которая западной или русской не бывает. Вот и выходит, что лишь дилогия о Ленине специфически "русский" роммовский фильм. За что же, в самом деле, его именем ВГИК называть? Но ладно, не будем искать антисемитский умысел и русский национализм там, где их, возможно, нет... или где они есть лишь отчасти. Юбиляр национализма не терпел ни в русском, ни в еврейском преломлении.  

Пояснение к заставке. Михаил Ильич трансвеститом не был, боже упаси. Это он пробуется на роль английской королевы Елизаветы I для 3-й серии фильма Эйзенштейна "Иван Грозный". Ромм пробу прошел, да съемки 3-й серии не состоялись. Сначала Сталин 2-ю серию запретил до тех пор, пока Эйзенштейн ее не переделает, а потом - вскоре - Эйзенштейн, не успев переделать (или чтоб не переделывать), умер от инфаркта. Шутливый ужасно был человек, но не все собственные шутки до него доходили: сердце все же воспринимало некоторые удары судьбы всерьез и вот не выдержало.                            

        

Ромм в пору учебы на скульптора

Эпизод из "Девяти дней одного года"

Смотреть фильм он-лайн:

Фильм "Мечта"

 

Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 

 

Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

 

 

 

 

 

Категория: Михаил РОММ | Добавил: ovechka (24.01.2016) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 146 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: