Выпуск телевизионной программы от 8 мая 2015 г., посвященный фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».
Обсуждение фильма "Обыкновенный фашизм" на программе В.Хотиненко "Смотрим... обсуждаем..."
Участники: Александр Митта, Марлен Хуциев, Сергей Соловьев, Наум Клейман, Лев Карахан и Майя Туровская.
Следует уточнить: Майя Туровская, соавтор сценария фильма «Обыкновенный фашизм», живет в Мюнхене и участвовала в передаче всего одну минуту: ее голос прозвучал на фоне ее фотографии.
Передача как передача. «Обыкновенный фашизм» вышел на экраны 50 лет назад, ну и собрали видных кинематографистов, хороших людей, чтобы они высказались. Собрал ведущий передачи Хотиненко, которого я хорошим человеком не считаю. Но это другой вопрос. А все приглашенные хорошие, умные, и говорили умно и хорошо. Что надо знать, как это все тогда раскручивалось в Германии, как людей оболванивали. Что фильм актуален, потому что фашизм никогда не бывает до конца истреблен, потому что он не только коричневые рубахи и свастики, но и любого рода жестокость, расизм, нетерпимость, национальное высокомерие, «охота на ведьм», подавление свободы слова, манипулирование общественным мнением, промывание мозгов. Да, во всем этом – зерна фашизма. «Еще, - сказал Брехт, - плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада». И участники передачи предупреждали об этом не для галочки, а от души. Когда какой-то парень, сидевший «на хорах» (а на них в этой передаче всегда сидят студенты ВГИКа), сказал, что «ОФ» - отличный пропагандистский фильм, и в таком аспекте о нем и надо говорить, Сергей Соловьев так рассвирепел, чуть по зубам этому парню не врезал. «Какой пропагандистский? Ты хоть думаешь, что несешь? Михаил Ильич снимал этот фильм кровью сердца, он жизнь себе укоротил, просматривая миллионы метров фашистской кинохроники, в том числе концлагерной. Может, тебе легко было бы это смотреть, а ему было не легко, не легко!» Я не цитирую дословно, но что Соловьев фактически низвел этого глупого парня до фашиста, это точно. Хотя я-то лично думаю: почему глупого? что плохого в пропагандистском фильме, который за хорошее пропагандирует? и почему пропагандистский фильм нельзя делать кровью сердца?
Ну ладно, разнервничался человек. Больно ему было видеть, как молодое поколение ничего не понимает, все забыло… то есть ничего не запомнило. Кроме того, мне показалось, что Соловьев был немного под мухой. Но это простительно, ведь передача снималась 8 мая, ну как не выпить русскому человеку в День победы или накануне?
Другие участники не психовали, как Соловьев, но они все, как один, неоднозначно заявили: «Фашизм не пройдет!» Или не должен пройти. Мы всё должны сделать, чтобы он не прошел нигде и никогда!
Нормальная, в общем, передача.
Но, с другой стороны, это передача удивительная.
Ни один из этих добрых людей ни словом, ни намеком, ни экивоком не обмолвился о том, что в то самое время, когда он все это говорит, за стенами павильона, на улицах города Москвы, пышным цветом цветет жестокость, расизм, нетерпимость, «охота на ведьм», национальное высокомерие; а в другом павильоне той же телестудии в ту же самую, может быть, минуту целая команда хорошо проплаченных профессионалов манипулирует общественным мнением и промывает миллионам людей мозги.
ОК. Участники передачи не могли об этом говорить: они, допустим, боялись. Ну это же естественно, что они могли бояться. Если бы не боялись, это бы значило, что не все так плохо и ничего страшного пока не происходит.
Но я хочу другое сказать. Посмотрите, посмотрите эту передачу! Вы убедитесь, что Хуциев, Клейман, Соловьев, Митта и Карахан, мало того, что они не вспоминали о фашизме, который вот сейчас, сию минуту буйно прорастает в России, и неизвестно, на каком уже месяце это дитя в чреве мамы, - они к тому же говорили так, таким тоном, чтобы ни у той молодежи, которая сидела в зале, ни у телезрителей не возникло, не дай бог, никаких подозрений, что гитлеровский фашизм имеет некое отношение к российской действительности.
Это не только удивительная, но великая передача. Великая, поучительная и смешная. Она показывает, как люди могут говорить взволнованно и в то же время сонно. Горько и сладко. Остро и кругло. В яблочко и в молочко. Тревожно и убаюкивающе. И при этом люди не лицемерят, ведут себя совершенно искренно!
Лицемерие – это у Хотиненко, процветающего на перегное путинизма. И это не представляет большого интереса. Интересен именно Соловьев, который готов за забвение страшного прошлого любому в морду дать, и в то же время молчит в тряпочку, как паинька, про настоящее.
Это называется двоемыслие. Термин, изобретенный Джорджем Оруэллом, часто понимают неправильно. Его трактуют как синоним слова лицемерие, которое не имеет никакого отношения к тому, что Оруэлл имел в виду. Лицемерие осознаваемо и намеренно: это стратегия. Двоемыслие невольно и бессознательно: это рефлекс. Лицемерию можно обучиться. Двоемыслию обучиться нельзя, оно вырабатывается само собой. Мозги людей становятся двоемыслящими в скороварке страха, под большим прессом. Такой пресс не может создать никакой сколько-нибудь свободный государственный режим, как бы ни был он лицемерен. Его способен нагнетать только режим тоталитарный.
В силу сказанного должно быть ясно: я ни в коей мере не осуждаю Клеймана, Хуциева, Соловьева и т.д.: ведь они избегали малейших аллюзий с сегодняшним днем почти бессознательно. Я почти не сомневаюсь: если бы я жил сейчас в России и участвовал в этой передаче (жил, а не залетел в телестудию заморской пташкой) – я бы говорил, как они.
Но такой базар – грозный симптом. Симптом фашизма. Люди, рассуждавшие о фильме «Обыкновенный фашизм», параллельно демонстрировали, что такое обыкновенный фашизм.
И в самом деле, что он такое? Что значит «обыкновенный»? Многие думают, что это плохие дела, совершаемые в фашистском государстве каждый день, заурядно и без всякого пафоса: мальчики и девочки тренируются в «гитлерюгенде» метко стрелять по фанерным коммунистам, почтенные граждане обходят былых еврейских знакомых десятой дорогой, нормальный человек решает сходить на собрание нацистов, просто послушать, что они там говорят.
Но это уже довольно продвинутая стадия фашизма, здесь он уже не совсем «обыкновенен».
«Обыкновенный» начинается гораздо раньше, когда об этом еще мало кто подозревает. Люди полагают, что фашизма еще нет, что он начнется тогда, когда запретят говорить о гуманитарных ценностях. На самом же деле, он начинается не с запрета, а с момента, когда разговор об этих ценностях становится абстрактным, теряет всякую привязку к актуальности.
А запрет… я думаю, даже при полностью оформленном тоталитарном режиме он не накладывается на всю катушку. Или накладывается, может быть, уже на стадии конца такого режима, в фазе коллапса, когда из чрева издыхающего дракона вываливаются его поганые кишки. До этого момента фашизм вынужден кое-как притворяться человечным, ибо человек есть человек, и полностью бесчеловечного дискурса он принять не может. Все-таки десять заповедей закрепились в мозгах homo sapiens почти на генетическом уровне. Есть множество людей, поступающих ужасно, – но людей, думающих ужасно, не так уж много.
Интересно было бы снять продолжение «Обыкновенного фашизма», где, с той же дотошностью, с какой Ромм и его сотрудники отбирали хронику про маленькую повседневную бесчеловечность фашизма, была бы отобрана хроника про его маленькую или напыщенную человечность: нормальные нотации учителей в школе на темы честности и взаимопомощи, передачи по радио о традиционных немецких ценностях, фильмы о чистой юношеской любви. Здорово было бы отыскать кадры, где папа-штурмовик шлепает сынишку за вранье, воровство или жестокое обращение с песиком.
Я думаю, это был бы поучительный фильм-предостережение. Антифашистский и по-хорошему пропагандистский.
Владимир Хотиненко
А это - отдельное интервью Майи Туровской, посвященное юбилею "ОФ":
http://www.svoboda.mobi/a/27135899.html
Написать письмо автору
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|