Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Мишель ГОНДРИ |
«Пена дней»
Режиссер Мишель ГОНДРИ. Сценарий Люка Босси по одноименному роману
Бориса Виана. Франция. 2013 Дорогой Л.! Не спится, решил написать тебе. Сегодня, т.е. вчера посмотрел французский фильм Мишеля Гондри "Пена дней", который сначала поразил меня, но потом разочаровал. Читали ли ты роман Виана? Вот это – да! Лучше Олеши (у которого чувствуется, что метафоры взяты из записной книжки, а у Виана - на ходу, поток импровизаций, недаром он был джазменом). Предтеча Юрия Коваля с его почти гениальным "Суер-Выером" и Валерия Попова - в том смысле, что у Виана действия - сплошь и рядом реализация метафор. Пример из Попова. У него есть рассказ о страданиях писателя, наблюдающего, во что режиссер превращает его сценарий. Снимается эпизод, где три мужика в сапогах и фуфайках: их имена "по жизни" Пал Баныч, Отвал Степаныч и Маньяк Тимофеич, - карабкаются по кирпичной стене. Писатель: "У меня нет такого в сценарии!" Режиссер: "Как же нет? Вот у вас сказано: "Три солнечных зайчика взлетели вверх по стене". (И весь этот рассказ о сценаристе - метафора о столкновении мечты с действительностью) Пример из Виана. О конькобежке: "Блистательно выполнив ласточку, она пожинала лавры, а уборщик тем временем сметал разлетавшиеся во все стороны лавровые листья". А вот еще образы Виана (с той же страницы, где про конькобежку): Порыв ветра сдул с платка цвет и унес его на крышу здания; Колен протянул абонемент, который подмигнул контролеру двумя пробитыми глазками; Служитель в белом свитере открыл ему кабинку и сунул в карман чаевые, но по всему было видно, что он лжец, что чая не пьет, что для него это не невинные чаевые, а винные, или даже коньячные (Ну тут, конечно, сотворчество переводчицы Лилианы Лунгиной). Далее идет длинный пассаж, в котором, из-за того, что Колен побежал противотоком катающимся, те стали падать, образовав грандиозную кучу-мала. "Очень скоро там уже собралось девять десятых катающихся... Уборщики, не надеясь найти в этом живом месиве что-либо кроме не представляющих никакого интереса продуктов распада личности, вооружились скребками и двинулись к стоку нечистот, толкая перед собой всю кучу разом". Такой вот веселый сюрреализм (причем жестокое и кровавое, характерное для сюра, у Виана не отменяется, но становится тоже легким и веселым). По поводу Олеши. "Зависть" - роман, где парад метафор смыслово оправдывается (и отчасти компрометируется - такой уж морально шаткий человек был Олеша) тем, что герой романа Кавалеров - бесплодный мечтатель: Бабичев, мол, действует, он работает на заводе колбасы, а этот - на заводе метафор, - ну и далее, с гнилой амбивалентностью Ю.К., идет утверждение права поэта на бесполезное существование параллельно с подсознательным признанием ничтожности такого существования по сравнению с существованием полезных бабичевых: ЗАВИСТЬ! В общем, и волки сыты, и овцы целы: Олеша сделал всю свою прозу на этой теме "протестной капитуляции". Ладно. Но я хочу сказать другое: всю жизнь Олеша мечтал о еще одном романе вроде "Зависти", точнее, о таком романе, который, в отличие от "Зависти", был бы не гардеробом с вешалками, на которые можно нацеплять метафоры, а подлинным романом-метафорой. Мечтал, да так и не вымечтал. "Пена дней" - роман-метафора необыкновенной поэтической красоты. Любимая героя заболела смертельной болезнью: в ее легкое проникла водяная лилия - нимфея. Чтобы уничтожить эту нимфею, одних лекарств недостаточно - надо постоянно окружать девушку цветами: нимфеи боятся земных цветов. И молодой человек тратит все свои деньги, день изо дня покупая любимой горы цветов. Вначале богатый, живущий в необыкновенном комфорте, он разоряется, и ему приходится, чтобы иметь деньги на цветы, впервые в жизни поступить на работу. И что это за работа! Он нанимается на военный завод, где должен ложиться на металлические чушки, которые, высасывая его тепло, его кровь, превращаются в ружья. Через год ты становишься на этом заводе стариком. По Виану, человек на любой работе становится через год стариком. И Колен, денди в духе Оскара Уайльда (вообще у Виана много общего с Уайльдом), на глазах старится. Но недолго он проработал на заводе: он должен прикасаться к чушкам лбом, грудью и пенисом - и такой уж он человек, что в результате этого соприкосновения на концах ружей образуются стальные розы. Его увольняют, и он переходит на другую страшную работу: устраивается разносчиком плохих новостей. Люди, к которым он является, плюют ему в лицо, бьют его, гонят. И однажды он является в свой собственный дом с новостью, что завтра его любимая умрет. И она умирает, и какие-то жуткие пьяные могильщики хоронят ее в болоте, вытряхнув из гроба, потому что у Колена нет денег, чтобы похоронить любимую на кладбище. А в доме Колена живет мышка. Не в силах думать о страданиях Колена, который целыми днями пропадает на болоте, стреляя в водяные лилии, она просит знакомого уличного кота съесть ее. Коту не хочется, но мышке удается как-то его уговорить. Она вкладывает головку ему в пасть. Но все равно он не решается укусить ее. Но тут прохожий наступает ему на хвост, и он от боли рефлекторно смыкает челюсти. Это конец романа. Ужасно, ужасно. Роскошная, комфортная молодость Колена, когда даже вещи, меняя свои физические свойства, подчиняются ему (что очень здорово сделано в фильме – потому-то он меня вначале поразил), сменяющаяся полным нищенством – это метафора судьбы каждого из нас, из которого подлая жизнь высасывает все соки. Сам Виан умер в 39 лет. Ну, а фильм, сам понимаешь... Виан пишет об одном джазовом саксофонисте, что в его игре "было что-то возвышенное, необъяснимое и абсолютно чувственное. Чувственность, так сказать, в чистом виде, освобожденная от всего телесного". Эти слова можно обратить и к прозе Виана. Картина "Пена дней" по отношению к "Пене дней"-роману - те самые небритые солнечные зэки-зайчики, "взлетающие" на стену. И кроме того, герои «Пены дней», Колен и Хлоя, должны быть ослепительной, как земляника со сливками, свежести – в фильме же их играет пара сорокалетних звезд, Ромен Дюрис и Одри Тоту. Виан ненавидел нормальную буржуазную жизнь, так же как он терпеть не мог нормальной реалистической литературы. А вернее сказать, он ненавидел всякую «жизнь как она есть», с ее пошлой тягомотной «экзистенцией». (Не случайно одним из главных объектов его издевательства в романе является некий философ-экзистенциалист Жан-Соль Партр. Поэтому, а также поскольку Виан все же написал на материале «буржуазного общества», его роман в 1983-м году издали в СССР. Конечно, если бы Виан жил в Совке, он ненавидел бы его куда больше Франции… но ведь это недоказуемо… и поэтому роман издали в СССР). На отпевании Хлои, которое тоже проводится по самому последнему разряду, ибо Колен нищ, он с укором говорит Христу, который в это время ошивается в церкви: «За что это все Хлое? Ведь она была так прекрасна!» Христос отвечает Колену зевком. Неудивительно, что «Пена дней», вышедшая в 1947-м году, стала культовой книгой бунтующих французских студентов в 1968-м. Но теперь другие времена, Гондри сам буржуа, фильм его – развлекательный, и буржуев он показывает с мягким, вялым юмором. Поэтому непонятно, зачем этому фильму его жестокий, кошмарный финал. Будучи последовательным, Гондри должен был переделать роман, чтобы в конце была не кошка, а собака. Я имею в виду, ему следовало присобачить к сюжету Виана хэппи-энд. Может быть, и скорее всего, ты читал "Пену дней". Тогда - что пардон, то пардон. Всего хорошего, старина! Пожелай мне все же спокойной ночи… спокойного предрассвета. ......................................................... Для особо интересующихся: Рецензия Натальи Сиривли в новом номере "Нового мира": Борис Виан (1920-1959) Мишель Гондри (1963) Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать без нее мне тоскливо. С.Бакис Автор С. Бакис | |
Просмотров: 1374 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |