Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 23.05.2017, 16:41
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН

"Королева бензоколонки"
 
История создания фильма


Кинокомедия в Советском Союзе был обречена, особенно при зрелом социализме. При незрелом, хотя ехидный Ю.Благов и написал: "Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали", все же еще можно было снять сатирическую комедию "про бюрократа". Довольно еще молодой и мобильный Сталин натравливал киношников на всяких прозаседавшихся маразматиков, как Мао - хунвейбинов на профессоров. Недаром "Волга-Волга" Г.Александрова (1938 г.), высмеивавшая глупого чинушу Бывалова (Игорь Ильинский), была любимым фильмом Иосифа Виссарионовича, который он пересматривал бессчетное число раз. Почти через двадцать лет социализм все еще был не вполне зрел, поэтому Эльдару Рязанову разрешили в "Карнавальной ночи" посмеяться над не менее глупым, но осовремененным бюрократом Серафим Иванычем Огурцовым (сыгранным, впрочем, тем же Ильинским). Но когда социализм наконец дозрел и перезрел, издевательству над бюрократом был положен конец. На головах геронтов из Политбюро шапки горели: любая насмешка над стареющим и тупеющим начальством могла бы теперь читаться как камешек в кремлевский огород.
Ну так над чем оставалось смеяться? Смеяться осталось не над чем, поскольку все стало и без того до абсурда смешно, и любой смех в советском искусстве мог быть понят как антисоветская фига в кармане, по-ученому "аллюзия". В это время цензурой был введен термин "неконтролируемый подтекст": про что бы ни писал писатель, ни рисовал художник, ни снимал режиссер: 15-й век до н.э., Марс, джунгли, детский сад, - отовсюду, как опара из квашни, лез этот проклятый подтекст, хоть вообще все пекарни социалистического реализма закрывай!
Комедия осталась двух видов: лирическая и идиотская. Лирическая - типа "Девчат" Чулюкина: про любовь, конечно, притом лучше вдали от зон особо неконтролируемого подтекста. В тайге там, в степи, в глуши какой-нибудь. Девушка долго держит парня на голодном пайке и сама держится, при этом поются задумчивые песни, при этом парень изредка падает в колодец или на голову ему высыпается ведро макарон или сваливается небольшой кедр: комедия все-таки. Ну очень скучно.
Идиотская комедия была куда смешней. Такую не снимали никогда на "Мосфильме", изредка на "Ленфильме", а в основном на киностудии Довженко, как вот эту нашу "Королеву бензоколонки" (выпуск 1963 г.), которая вообще может служить моделью данного типа кинопродукции.
Симпатичная коротышка Людмила Добрыйвечер (Надежда Румянцева) мечтала стать стюардессой, потом дикторшей, наконец твердо выбрала искусство балета на льду. Но ее не приняли туда, где этому учат. Сказали: "Тренируйтесь еще". "А как?" - со слезами спросила Людмила. "На роликах". "А где?" "На асфальте". И в следующем кадре мы уже видим, как Людмила на роликовых коньках плавно скользит по середине оживленной автострады. "Почему едете по осевой?"- спрашивает, высунувшись из окна автобуса "Київ - Ялта", веселый водитель (Юрий Белов). "А может быть, я как раз и ищу эту осевую линию... своей жизни!" - многозначительно отвечает Людмила. Через несколько минут всё поворачивается так, что она вынуждена сбавить тон и сесть в этот автобус. "И не надоедает вам все время ездить?" "Надоедает? - изумляется шофер. - Трасса - вот где красота! Ялта, Карпаты, сады Винницы, золотые хлеба Полтавщины, песня колес..." Слава Кошевой – так звать шофера - одобрительно кивает, услышав, что отец Людмилы монтажник, работает на стройке в Индии. Однако узнав о балетных амбициях дочери монтажника, он назидательно произносит: "Не место красит человека, а человек место".
Пропустив некоторые подробности, сообщим, что Людмила решила до следующего лета потрудиться заправщицей на бензоколонке. Вняла мудрости Славы? Ничего подобного, там дури еще хоть отбавляй. Просто бензоколонка где? У дороги. А дорога какая? Асфальтированная. Дошло?
Но боевой характер и беспокойное сердце коротышки не позволяют ей просто так перекантоваться, точнее, переконьковаться месяцев десять в теплом, хотя и взрывоопасном месте. Осмотревшись вокруг зорким глазом, она подмечает на бензоколонке уйму недостатков, в основном в плане культурно-бытового обслуживания: воняет бензином, негде присесть, ассортимент блюд в придорожной едальне беден, ни огурца, ни помидорчика, цветы на столах искусственные, пухлая буфетчица Рогнеда Карповна (Нонна Копержинская) зажимает салфетки, и едокам приходится утираться пробензиненными рукавами. Постепенно довольно наглая, в сущности, Людмила начинает качать свои комсомольские права: выпускает сатирическую стенгазету, заставляет ленивого, но в общем невредного начальника бензоколонки Панаса Петровича (Андрей Сова) расколоться на клумбу, на почтовый ящик (пока Людмила поит железного коня горючим, шофер, чтобы не пришлось любимой плакать, может черкнуть той пару строк), на какую-то качалку для детей. Последняя не совсем понятно для чего - никаких детей на бензоколонке, по-моему, ни разу не возникает, - но если комсомолка Добрыйвечер что-то взяла в голову, лучше этому маленькому танку на роликах дорогу не переступать. В один прекрасный день она отказывается отпускать бензин замурзанному водителю кинопередвижки (Алексей Кожевников): а вот приведи себя в порядок, тогда дам! Между прочим, в этом фильме воспроизведена тройка из популярной комедии Юрия Чулюкина "Неподдающиеся": Румянцева - Белов - Кожевников. Режиссеру "Мосфильма" или "Ленфильма" было бы западло так беззастенчиво использовать результаты чужого удачного кастинга, но довженковцы - народ не гордый: раз эта тройка опробована, так чого ж?
Однако мы отвлеклись от сюжета. После полученного от Людмилы втыка кинопередвижник всегда приезжает на бензоколонку стерильный как с больничной иголочки. Вообще наводит она на этой бензоколонке шороху: все шоферюги, даже самые лохматые архаровцы, начинают ходить у нее по струнке. Апофеозом картины является следующий масштабный эпизод. Бензин на колонке кончился, потому что бензовоз застрял по ту сторону сломавшегося моста. Людмиле приходит в голову блестящая идея: недалеко от моста - открытый склад песка и щебня. Если использовать их, можно починить этот несчастный мост в два счета! Правда, вышеуказанные стройматериалы - кому-то принадлежащие материальные ценности. Но Людмиле на это плевать: накладные-шмакладные, долой бухгалтерскую трахомудию, при социализме всё общее! Она поднимает шоферюг на аврал: мчатся с песнею ребята, крадут песок и щебень, бухают все это в реку, ходка за ходкой, ходка за ходкой, Людмила командует, и все это монтажно, монтажно, как в "Броненосце "Потемкин"! Порядок. Побольше бы таких неуемных малахольных Людмил - всюду был бы порядочек!
В конце концов до нее доходит: прав был Славка, не место красит человека, а наоборот. И она принимает зрелое решение поступать в автодорожный институт, на бензозаправочный факультет. Что, нет такого? Будет. Всё будет! Еще не вечер, Людмила Добрыйвечер только начала разворачиваться! В последних кадрах она куда-то уезжает вдаль (не на роликах, ну их к чертям, а на огромном грузовике), а влюбленные Белов и Кожевников грустно глядят ей вслед. Хорошие парубки, но Людмила никого из них не предпочла, потому что впереди у нее - большое будущее, в том числе и на любовном фронте. Она еще за начальника гаража, может, выйдет, на что ей эти лохи?
По моему затянувшемуся синопсису можно представить, что фильм, во-первых, для ребят-октябрят, во-вторых, чрезвычайно зануден. Первое - что ж, правильно: идиотская комедия на то и идиотская, чтобы метить в телесный низ и мозговую подкорку, одинаково радуя и малыша, и мужика. Второе, ей-богу, не так: "Королева бензоколонки" туда, куда она метит, попадает и по-своему, по-идиотски весьма смешна и мила, причем сегодня милее, чем в 1963-м году, потому что в 2011-м примешивается проклятое чувство ностальгии, если зритель старпер, как я. (А если он к тому же старпер-черновчанин, как я, то, когда усилиями тов. Добрыйвечер бензоколонку наконец радиофицируют, и из динамика полилась "Маричка" композитора Степана Сабадаша... о, такой старпер и вовсе выпадает в осадок!). Осевая линия жизни, золотые хлеба Полтавщины, отец-монтажник, рассуждения насчет кого что красит, повышение уровня бытобслуживания тружеников баранки, беспокойное комсомольское сердце Людмилы и бензозаправочный факультет - это все для отмазки, для отвода глаз, чтоб никакая собака не прицепилась. Вы хочете идейности? ее есть у меня! А промежутки между идейностью, из которых и состоит собственно тело фильма, заполнены полноценным, здоровым, ритмичным и динамичным идиотизмом. Я рассказывал одно, но пропускал другое. Я пропустил, как Людмилу смешно искусали пчелы. Как она ловко орудует бензошлангом, вертясь на роликах. Как милиционер, сделав шоферу дырку в талоне, говорит: "Ничего, и кандидатам наук пробиваем - умнеют!" Как вышедший из автобуса выпить пивка батюшка (Александр Хвыля), чересчур увлекшись сим напитком, опаздывает на свою пересадку и говорит Людмиле: "Неудобство, дочь моя! Отчего радио не глаголет?" Как Панас Петрович учиняет Рогнеде Карповне переучет, при чем идет следующий диалог: "Недостача. Где конфеты "Кыс-кыс"?" "М-м-м... имейте снисхождение к женской слабости". "А пыво? Тоже женская слабость? А печенка? Где печенка?" "Короткая у вас память, Панас Петрович, насчет печенки". "А-а, правильно, - как кот, облизывается ревизор, - печенку я ел". Как та же самая Рогнеда Карповна, отчаявшись возбудить Панаса Петровича, сбивает с бочки ржавый обруч и начинает крутить его на пузатой талии как заграничный хула-хуп. Как два бюрократа, на манер Ильинского в "Волге-Волге", сваливаются в реку, да только щи пожиже и мост пониже.
И еще в фильме полно всяких уморительнейших трюков, которые не стану уж перечислять. К тому же артисты все козырные: носатые бородавчатые украинские комики Сова и Яковченко, авантажный Хвыля, матерый Белокуров, сексапильная пампушка Нонна Копержинская (и чего ее Панас Петрович разлюбил?) А упомянутый аврал у сломанного моста - оно вроде по Эйзенштейну, но, с другой стороны, эти с песней ворующие щебенку под водительством Румянцевой водилы - тут уж сплошной бред сивой кобылы. И я даже так скажу: общая советская сюжетика фильма не то что не ослабляет, а обостряет наслаждение идиотизмом. Дети любят слушать знакомые сказки, потому что, когда содержание известно, можно сосредоточить все внимание на деталях. Точно так же и зрители "Королевы бензоколонки", зная наперед все эти ороговевшие советские мансы, могут, как мясо из рака, без помех извлекать из картины ее идиотскую суть: взбрыки Панаса Петровича, дурости Людмилы, приколы шоферни, соперничество двух припыленных влюбленных и т.д.
Фильм поставили Николай Литус и Алексей Мишурин. Главный в этой паре, несомненно, Мишурин. В 59-м году он поставил свою первую знаменитую кинокомедию, "Годы молодые" со Светланой Живанковой и "Пiсней про рушник" Платона Майбороды. Журнал "Советский экран" объявил, что по результатам опроса зрителей "Годы молодые" оказались одним из худших фильмов года 59-го. А в 63-м "Королева бензоколонки" была якобы названа читателями того же журнала самой плохой картиной. В юности я работал киномехаником и мог читать закрытые справочники для работников кинопроката. "Годы молодые" стояли, если не ошибаюсь, на втором месте по кассовым сборам в своем году, "Королева бензоколонки" - на третьем. Это значит, что их посмотрели десятки миллионов зрителей. Какие же другие миллионы проголосовали за то, что это - самые плохие, ужасные фильмы? Да никакие. Но не мог же "Советский экран" раскрыть грязную тайну, что "Королева бензоколонки" обошла очередной шедевр Герасимова или Бондарчука. Кроме того, сразу же после выхода таких фильмов, как "Годы молодые", "Королева бензоколонки" или какая-нибудь другая идиотская кинокомедия, критики дружно облаивали их за пошлость, безвкусицу и оглупление советского человека. Главный аргумент: эстетический уровень советского зрителя настолько уже возрос, что делать подобные комедии - значит не уважать не только нашу интеллигенцию, но и наших рабочих и крестьян. Как же можно потом сообщить, что рабочие и крестьяне, наоборот, в восторге от этой бяки?
Задуматься: чего вообще хотели эти кровопийцы-критики? По-настоящему проблемный фильм - нельзя, правдивый фильм о войне - непременно взгляд с обывательской "кочки зрения", сатирическая комедия - ни-ни, идиотская комедия - фу. Ну ладно еще картины про современную жизнь или про войну. Это сферы тонкие, политические, тут много может наделать ошибок беспечный, безыдейный творец. Но на всяких безобидных "Королев бензоколонки" чего уж так взъедаться? А тут причина вот какая. В чем была главная слабинка кино нашего советского? В том, что никак киношникам не удавалось воссоздать образ нашего замечательного современника. Казалось бы: он же не прячется в пещерах или под землей. Ну, шахтеры, положим, прячутся, но и они периодически вылазют. А другие современники и вовсе целый день на поверхности, вот они гордо шагают по улицам, прекрасные человечища, - следи, лови, греби их лопатой на экран! Ан нет, не даются, словно Иванушка-дурачок, когда Бабка-Ежка его норовила в печь. То есть, тьфу, неправильное сравнение. Не дурачок он, наш советский человек, - он, наоборот, глубок, загадочен, таинствен, духовно сложен офигенно, никаким его художественным рентгеном до донышка не просветишь. Глыбища! Но все-таки многие передовые деятели кино, они предпринимали кое-какие шаги, двигались к заветной цели. А эти, которые комедии лудили, - они даже не пытались, они вместо образа современника воссоздавали образы каких-то странных чмуров из края непуганых идиотов. Безыдейщина, понимаешь, полнейшая.
И тут вот еще какое дело, более общего порядка. Тут нам придется немножко вдаться в философию. Задумаемся: какие предметы скорее всего устаревают? Колесо не устарело, стол не устарел, трусы не устарели, забор не устарел. Фонарики, телефоны, радиоприемники, часы, компьютеры постоянно устаревают. Предмет устаревает тем быстрее, чем больше в нем техники. Теперь перейдем к жанрам. Что техничнее, трагедия или комедия? Конечно, комедия. Трагедии особая техника не нужна, как извлечь слезы, довольно понятно: смерть должна быть, беда, война. Как там в интернете пишут: "Страшная трагедия в семье Софии Ротару!" (кликнешь - тьфу, у нее прабабушка умерла. И понимаешь, что одурачили тебя, и претензий предъявить не можешь: смерть - трагедия, факт). А как извлечь смех, черт его знает. Что вообще смешно? Глупость человеческая? Но это слишком общо. Человек упал в лужу? Но это слишком конкретно. Для смехоизвлечения нужна особая тонкая драматургическая техника. Но техника, как мы отметили, устаревает. После революции все ожидали, что теперь весь мiръ абсолютно перевернется: и люди станут жить вечно, и делать их начнут совсем иначе, пальцем или еще как, и даже денег не будет: да-да, уж на что был Ленин реальный мужичок, но вот продержал целый год страну на безденежье. Такой конфуз получился, В.И. от огорчения первый инсульт хватил. Ну вот, теперь опять возвращаемся к нашим баранам, точнее, козлам (комедия - "козлиная песнь" по-гречески). Большевики драму и трагедию не очень трогали: ну нетехнические жанры, что с них возьмешь? А вот комедия! Надо ее как-то освежить, революционизировать. Ну что, понимаешь, уже и лампочки повсюду Ильича, и патефоны больше вручную не крутят, и хлорка гигиеническая в передовых сортирах, а комедия всё пользуется покрытыми пылью веков механизмами смехоизвлечения  от Аристофана, Гольдони и Мольера. Обновить все это к чертовой бабушке! И вдруг оказалась: ан нет, не получается ничего. Как детей по-новому сделать не получается, так же не выходит изобрести какие-нибудь другие приемы выжимания смеха, кроме нелепого недоразумения (qui pro quo, по ученому), ложного узнавания, обманутого ожидания и еще полдесятка древних штучек-дрючек. Нет, говорите, новых смехоизвлекательных штучек-дрючек в природе? Как так нет, мы и кулака задавили, и через полюс перемахнули, и преступников в передовиков производства перевоспитываем (вот-вот научимся полынь в пшеницу перевоспитывать) - и чтоб в области какого-то там кино, понимаешь...?! И стали сталины от искусства лютовать: подать сюда немедленно новую, передовую кинокомедию! И что вы думаете, нашлись тут же лысенки и стахановы, которые мобильно ответили на запрос партии изобретением новых механизмов дОбычи смешного: например, конфликт хорошего с лучшим. Передовой предколхоха Иван Иванович, передовей, кажется, некуда, а вот Иван Степанович, представьте, еще более передовой!  Смешно? Еще как. Новаторам-драматургам давали Сталинские премии 1-й и 2-й степеней, но политически несознательный народ, не обращая на это ни малейшего внимания, продолжал радоваться изъеденному молью qui pro quo или как на мужика упала сосулька. Вот недоумки! Но называть рабочих и крестьян недоумками можно было только про себя, причем в закрытой комнате под одеялом. А называть вслух недоумками, а также драмоделами, халтурщиками, пошляками авторов реально смешных комедий можно было. Вот потому-то партия и правительство лично, а также через своих сатрапов-искусствоведов на протяжении всей советской власти неусыпно гнобила мастеров и подмастерий козлиного цеха хуже сидоровых коз.          
И особую стружку снимали взыскательные критики с идиотской комедии. Никак они, со смертельной серьезностью своей, не могли согласиться, принять, что это, ну, жанр такой: идиотская комедия. Да и как им было с этим согласиться, если не существовало в советской классификации киножанров такой строки. На Западе существовала, а у нас нет. Причем, заметьте, что это не excentric, эксцентрическая комедия: в той все полностью подчиняется как бы иным законам гравитации, вроде не на Земле, а на Марсе. В идиотской же все происходит на Земле, но... по-идиотски. В английском языке для таких комедий имеется два названия, не идентичных по содержанию, однако, поскольку советская идиотская комедия, как и всё жанровое советское кино, была дифференцирована слабо, то подойдет и то и другое: screwball comedy и madcap comedy. Подобного рода картины снимали такие крутые режиссеры, как Говард Хокс, Альфред Хичкок, Фрэнк Капра, Джордж Кьюкор, Престон Стэрджес, Билли Уайльдер, Роберт Мамулян, Джордж Стивенс. Критики не только не укоряли их за это, но, в случаях удач, причисляли работы в этом жанре к самым высоким достижениям перечисленных режиссеров. Потому что сделать хорошую screwball comedy очень трудно, тут постоянно балансируешь на канате между вульгарной и артистичной глупостью. Продюсеры умоляли Уайльдера после бешеного успеха Some Like It Hot ("В джазе только девушки") продолжить в том же духе, но он не захотел и в дальнейшем угомонился на драме, детективе, бытовой комедии - жанрах куда менее рискованных.
А поливаемый грязью Мишурин, которого один критик обозвал в рецензии на "Королеву бензоколонки" мишурным Мишуриным, отряхивался и пер своей неправильной, глубоко порочной дорогой. Не очень-то он переживал. Конечно, в ежегодном отчете на пленуме украинских кинематографистов директор студии Довженко повинно клонил голову за выпуск к допуску, то есть, извините, за допуск к выпуску очередной мишуринской пошлятины. Но я такую картину себе воображаю, и думаю, воображение меня не подводит: после каждого такого отчета директор шел с Мишуриным в кабак. Они усаживались, и директор говорил: "Прости, Леша". А Мишурин снисходительно отвечал: "Да ладно, я ж понимаю, политика". И директор говорил: "Одно обещаю: премиальные тебе будут хорошие". И они, не чокаясь, горько выпивали горилки.
На большие деньги, заработанные для студии Мишуриным и еще парочкой таких же пошляков, народный артист СССР Тимофей Левчук мог широко развернуться в очередной нудной эпохалке про революцию, рабочих, крестьян или партизан. Где теперь его "Киевлянка", "Наследники", "Дума о Ковпаке"? А "Королева бензоколонки" - недавно по ней сделали модернизированный римейк, "Королеву бензоколонки-2". Но особого успеха фильм не имел, телезрители упорно продолжают смотреть старенькую  "Королеву бензоколонки", без номера один.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор  С. Бакис

slavabakis@gmail.com
 
 
 
 
 
 
 
Просмотр фильма он-лайн на YouTube.

Внимание!
Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу"
можно выйти на рецензии других авторов на новые фильмы "Елена" и
"Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"!

 
 
Категория: Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН | Добавил: слабак (29.06.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2833 | Теги: Мишурин, Румянцева, Литус, кст Довженко | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: