Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 29.04.2017, 01:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Николаус ГАЙРХАЛТЕР

«Припять»
Реж.Николаус ГАЙРХАЛТЕР. Австрия. 1999



В зоне отчуждения

Я смотрел этот фильм во время Нью-Йоркского кинофестиваля и помню, как меня иногда клонило в сон, – настолько этот фильм местами скучен. Режиссер и оператор Николаус Гайрхалтер снял эту длинную документальную ленту на черно-белой пленке, и снял в беспросветно серую, сырую пору осени или ранней весны. Унылость картины, несомненно, определена ее внутренней задачей, но для нее есть и прагматическое объяснение: кто-то из действующих лиц картины между прочим замечает, что в Припяти нежелательно появляться в солнечную, жаркую погоду - солнце создает пыль, а пыль в Чернобыльской зоне радиоактивна. Наверное, австрийские кинематографисты, готовясь к съемкам, учитывали и это.
В фильме нет дикторского текста, и он не нужен в нем. Закадровый голос неизбежно звучал бы хоть с некоторым, да пафосом – между тем абсолютная бесстрастность, явное нежелание придать тому, что показывается, трагическую окраску или как-то потрясти, напугать зрителей – отличительная черта этой картины. Собственно говоря, о самой катастрофе почти никто не вспоминает: кто-то один раз ткнул пальцем в сторону трубы и черной крыши – вот, пожалуй, и всё. Глядя прямо в камеру, люди обстоятельно, монотонно говорят о сегодняшних бытовых проблемах, говорят почти одно и то же. Оттого так скучно. Впрочем, в картине Гайрхалтера, совершенно лишенной стилистических ухищрений, все же улавливается один «художественный прием». Человек говорит, говорит, и время от времени экран на мгновение меркнет. С одной стороны, это можно объяснить австрийской добросовестностью: зрителям дают понять, что монолог дан с купюрами (затемнения как бы играют роль отточий). С другой, создается впечатление, что человек, устав от своих собственных тягомотных заморочек, периодически вздремывает.
Я не обмолвился, назвав людей, запечатленных в этой документальной ленте, действующими лицами. Они так выразительны, что кажутся актерами, отлично играющими роли в стиле «под документ». Вот средних лет вохровец с набрякшим над ремнем серьезным брюхом, проводя киношников по кладбищу «загрязненной» техники («Необходимо охранять - рядом колхозы, совхозы... пытаются снимать детали на запчасти»), философствует: «Да, радиация, она, конечно, потихоньку свое берет, действует на организм... А зона – зона что? Мертвая земля. Тут и через сто лет никто жить не будет».* Замолчав, нетерпеливо смотрит на киношников: когда же вы, наконец, уберетесь, и я смогу возвратиться в будку допивать мое пиво?
Молодой оператор энергоблока за обедом в столовой делится личным: «Удовлетворен ли я своей работой? И да и нет. Теплоэнергетика как таковая меня никогда не увлекала. Как работники предприятия повышенной вредности, питаемся мы здесь бесплатно – как бы не просто едим, а поправляем свое здоровье. Это, конечно, плюс. Плохо то, что зарплату платят нерегулярно... Да такая зарплата меня как человека семейного в любом случае не устраивает». В просторной, с кафельным полом столовой чисто, как в хирургической палате. Немного пожевав, он зачем-то спрашивает: «Хотите, покажу вам свои талоны на бесплатное питание?» Может быть, пожалел, что слишком много нарассказал немцам о минусах своей работы, и решил продемонстрировать главный плюс?
Женщина довольно интеллигентного вида, в прошлом местная, а теперь киевлянка, ежедневно ездящая автобусом на работу в Припятскую дозиметрическую лабораторию, торопливо, но все равно очень долго ведет нас по вымершему городу. Нескончаемые асфальтовые тропинки, заросшие дикой травой. Забухшая дверь подъезда многоэтажки открылась с трудом. Вверх по лестницам. «Тут всегда было чисто. А теперь смотрите, какая пыль!» Входим в незапертую квартиру. Она совершенно пуста, лишь растерзанный диван посреди одной из комнат. «Господи, где же все вещи, куда всё подевалось?» - поражена женщина. Оказывается, она привела нас к себе домой, где не была тринадцать лет. В начале фильма постовой на границе тридцатикилометровой зоны объяснял: «Задача нашей службы – не допускать выноса загрязненных материальных ценностей, в том числе имущества граждан». Семьи эвакуировались из Припяти с минимальным скарбом, надеясь через несколько дней вернуться. Почему же квартира пуста? Женщина подбирает с пола школьную тетрадку. Листает ее. Плачет. По молодости? По прочности былого житья, обернувшейся такой сокрушительной иллюзией? Но  и сквозь слезы она продолжает объяснять: «Вот здесь у нас стояло пианино, сын ходил в музыкальную школу, недалеко отсюда очень хорошая была...» Говорит и говорит. Вдруг припомнилось, как торопливо она шагала по заросшим тротуарам, стараясь схватить дозу поменьше. И возникает догадка: она честно отрабатывает, компенсация в австрийских марках за опасное экскурсоводство семье не помешает.
Некоторые эпизоды сняты зимой. Человек устанавливает у проруби лебедку и начинает со скрипом раскручивать ее, погружая в реку корыто. Другой человек, стоящий на берегу, - видимо, начальник первого - важно сообщает в камеру: «Анализ воды в реке Припять регулярно проводится для принятия мер по предотвращению загрязнения реки Днепр». Вопрос из-за кадра: «И удается предотвращать?» «Да, безусловно... Хотя, конечно, нам хотелось бы иметь еще лучшие результаты. Но это очень нелегко». Лебедка скрипит. Корыто, накренясь, вылезает из-под воды.
Старик со старухой были эвакуированы, но на собственный страх и риск вернулись в родное село и живут в старой хате, может быть, одни-одинешеньки на многие километры вокруг. Высокий тощий дед медленно говорит по-русски с украинским акцентом: «Радиация, она, конечно, есть, но мы вот живем и, слава Б-гу, здоровы. Рыбку ловим, грибкы собираем». Маленькая бабка резко, зло вмешивается: «В грибах больше всего той радиации!» «А мы вот едим их», - упрямо повторяет старик и вдруг демонически улыбается: «Не желаете ли наших грибочков попробовать?» «Не желають оны, не желають!» - врезается старуха. «Надо просить у Б-га, он все дает, если хорошо просить», - туманно говорит старик. На покосившихся жердях окружающего двор забора (от кого он защищает их? от одичавших собак?) насажены банки для закруток, облупившиеся тазы и ржавые ведра. Стол с истершейся клеенкой, за который они, кажется, никогда не садятся, столько забот у них от светла до темна. Вот сейчас она заметает нападавшие листья вокруг печи-времянки и одновременно приглядывает за булькающим горшком, он тащит воду из криницы. Инерция подталкивает сказать: «бегство от цивилизации», «тяга к корням», «любовь к родному пепелищу». Если же выразить, что действительно чувствуешь, то произнесется: «мерзость запустения».
На просмотре «Припяти» зал часто взрывался хохотом, который меня, «русского» зрителя картины, поначалу несколько шокировал. Постепенно, однако, я понял, что смеющиеся американцы не циничнее, а непосредственнее меня, и оттого чувствительнее к интонации фильма. Они быстрее уловили, что его скучность – черта стиля, она сродни замудонской скучности абсурдистских пьес. Аналогия не случайная. Характерные темы абсурдистских пьес: смутность реальности, бессмысленность существования, механичность мышления людей и пустая окостенелость их взаимоотношений, - это и темы «Припяти», где радиация выступает как Годо, который то ли существует, то ли выдуман, но подозрение людей о его существовании сообщает их действиям и словам черты смешного и жуткого. При всем при том «персонажи» фильма не абстрактные фигуры, а реальные люди. То, что эта картина – метафора абсурдности бытия, вовсе не мешает ей быть еще и точной моделью постсоветской жизни, вернее – постсоветского доживания в условиях тлеющей социальной и экологической катастрофы (не забудем - фильм вышел в 1999-м году). Возможно, важная типологическая черта пьес Беккета или Ионеско - подвешенность их хронотопов «вне времени и пространства» - объяснялась не только эстетическими предпочтениями этих писателей, но и тем, что они попросту не могли найти топосов и времен, где философия, к которой они оба были склонны, воплотилась бы, естественно подкрепленная реальностью. Вот и приходилось создавать пьесы-пробирки. В таком случае, они могли бы позавидовать Николаусу Гайрхалтеру, которому Чернобыльский апокалипсис позволил, в некотором роде, «закрыть тему», предложив зрителям сто девяносто три минуты предельного и строго документализированного абсурда.



Николаус Гайрхалтер


Автор С. Бакис

Категория: Николаус ГАЙРХАЛТЕР | Добавил: ovechka (13.03.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 684 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: