Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 22.08.2017, 20:39
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Олег ФЛЯНГОЛЬЦ

«Безразличие»
Реж. Олег Флянгольц. Сценарий Олега Флянгольца и Михаила Спиридонова. 2011





Олег Флянгольц о фильме "Безразличие"



Я читал книгу одного «шестидесятника»,
 и все понимал в ней,
понимал больше, чем написано в книге, -
как, если бы я написал
свою книгу воспоминаний,
он понимал бы больше,
чем я написал, -
ведь мы оба оттуда,
мы чувствуем одно, об одном,
а то, что чувствуешь,
никогда до конца не сказать.
И я читал эту книгу,
я к роднику юности припадал,
я воду в ступе толок,
и так же легко,
как я читал эту книгу,
я ее отложил,
чтоб заснуть среди летнего дня,
чтобы облако сна
понесло меня в шестидесятые,
унесло меня прочь от них,
понесло меня, унесло меня,
обняло меня, окутало, растворило
в синем куполе летнего дня.
                                                                                                                          С.Бакис

У этого фильма запутанная история. Олег Флянгольц снимал его в 89-м-90-м г.г., но это фильм о 60-х. По разным причинам он не смог его тогда доснять и сделал это лишь совсем недавно. Таким образом, получается некий фильм-колодец: 2011 – 1989 - 196... Есть такой "черный" анекдот, вот как он звучит: «Не бросай меня, мама, в колодец... лодец... одец...о-о-о». Не хочется и мне прыгать в колодец и толковать о ностальгии, зеркалах времени, перекличке воспоминаний, а-а-а... Муторошно это, и можно без конца толочь воду в ступе. Постараюсь высказаться насколько могу компактно и внятно.
Жили-были шестидесятники: Аксенов, Шпаликов, Окуджава, Володин, Радзинский, Хуциев, Калик, Эфрос, Эрнст Неизвестный и др. Эти люди были нонконформистами, но все-таки вписывались в советский истэблишмент. И жили-были другие  люди в те же годы, которые в истэблишмент не вписывались и принадлежали к андерграунду. Они не выносили ничего советского, издевались над ним, в том числе и над «шестидесятниками». Таким человеком был, например, писатель Венедикт Ерофеев, а уже в «наше время» к ним относится писатель Дмитрий Галковский.
Олег Флянгольц (родился в 1965-м, г.Москва) шестидесятые, это вполне очевидно, любит. Он сделал не стёбный, а нежный, печальный черно-белый фильм о том времени. Но это не репликация, не имитация, не стилизация, как, скажем, «Артист» Хазанавичуса – прилежная стилизация немого кино. У Флянгольца свой взгляд на ту эпоху, который не расходится резко, если по кино идти, со взглядами Шпаликова или Хуциева, но несколько "отклоняется по углу". В фильме мелькает монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»: Флянгольц показал этот шедевр соцреализма не спереди и не совсем сзади, а сзади-сбоку. Конечно, этот памятник можно снять так, чтобы получилось уродливо, – но Флянгольц снял без всякого искажения, просто с необычной точки; кстати, он является и оператором фильма, за исключением эпизода в кафе, который классно снял модный оператор и фотограф Анастасий Михайлов. Сам же эпизод в кафе "Пингвин" похож на эпизоды в кафе, которые часто бывали в фильмах 60-х, но, опять же, имеет свои отличия: у Флянгольца в конце его происходит нечто немыслимое в элегантных кафе Хуциева или Калика: драка "стиляг" с "блатными", которые тоже кучкуются в этом "Пингвине" (драка, впрочем, снята А.Михайловым элегантно, как балет). Режиссер не спорит с киностилем  60-х. Взгляд камеры однажды задерживается на названии улицы: "Застава Ильича": привет Флянгольца Хуциеву и Шпаликову. Ему дорога их поэтика и оптика,  приятна электронная музыка, часто сопровождавшая их картины. Герой "Безразличия" Петя (Федя Бондарчук) разговаривает с девушкой, которую полюбил, но с которой почти не знаком (Ольга Шорина) в несколько пижонистом стиле молодых мужчин из «Заставы Ильича», «104-х страниц про любовь» или «Июльского дождя»: с хемингуэевским подтекстом и ильф-петровским юморком. Знакомая, одним словом, и родная сердцу песня, почти "Я шагаю по Москве" - но только по Москве Флянгольца все время бегают . Кроме того, он добавил в песню одну ноту - ноту "до": т.е. все до фени, безразлично (режиссер даже признался в интервью, что сначала у него в голове завертелось само это слово, "безразличие", а уж потом они с Михаилом Спиридоновым придумали под него сюжет). Надо, однако, еще понять, что такое безразличие по Флянгольцу. Я думаю, название фильма следует воспринимать так, как если бы это было название джазовой пьесы. Одиночество в джазе не тягостно, стыд не едок, печаль не горька, а безразличие/безучастность – буддистское состояние, к которому следует стремиться как к недосягаемому идеалу; на то джаз и джаз, чтобы придавать всем чувствам отстраненность, рефлексию и холодноватую красоту (может быть, то направление джаза, в котором это именно так, называется cool jazz – я не большой знаток в этой области и надеюсь, что читатель меня поймет). В картине Флянгольца безразличие, кроме общего настроения, есть еще и отношение ее потрясенного любовью молодого героя к собственной судьбе: это трансовое безразличие путника, обнимающего Тамар, к тому, что случится, когда в окна царских покоев заглянет рассвет. (Смерть Пети пропущена, быть может, потому, что он сам пропустил ее момент). Когда он наливает любимой Жуже шампанское, из бутылки вылетает газовое облачко: для чего оно, что с ним поделать? Его не выпить, им не закусить. Но, возможно, если бы через много лет Пете и Жуже было суждено отметить их первый вечер вдвоем, они вспомнили бы это облачко. «Безразличие» - такое же облачко: в нем нет никакого глубоко смысла и социального подтекста, есть лишь прозрачность, легкость и красота. Не подумайте, боже упаси, что это некий красивый лирический фильм в духе «Мужчины и женщины» Клода Лелуша-Франсиса Лэя. (Флянгольц, правда, обозначил жанр фильма как "лирическая комедия", но, а) это он ссылался на кинокритиков, б) сославшись, он хохотнул). «Безразличие» красиво совсем иной красотой и лирично иной лиричностью: ассоциации должны тянуться в направлении великих рыцарей и маньяков чистой киногении: Виго, Вертов, Годар, Шпаликов... Для таких превыше всего были  ясность, чистота и выдержанность стиля: натуральный, а не рубленый бифштекс!  Да ладно, скажет кто-то, какие там у Флянгольца  ясность и чистота – наоборот, у него винегрет:  монтаж какой-то нарубленный, мультипликация, фокусы всякие. На это ничего не могу возразить: да, это так, если смотреть фильм головой и искать в нем того, чего в нем нет; а если смотреть, отдаваясь «Безразличию» как джазу (который в нем постоянно звучит), – то все чисто, как в аптеке. Мультипликация? Она как джазовые импровизации - отступления от главной темы, которые, на деле, не отступления, а даже больше тема, чем она сама. Чистота стиля не исключает причудливости. Дебюсси тоже казался тем, кто его не понимал, странным и клочковатым – но что может быть плавнее и чище стиля Дебюсси?
Кроме общей ноты джазово-кейфовой отстраненности, Флянгольц добавил от себя в киностиль 60-х еще два момента в аспектах сюжета и изображения. В сюжет он внес прослойку, которая у Хуциева или Шпаликова была бы невозможна и о которой я недавно уже упомянул: блатари, преступники. Но не надо думать, что этот ингредиент путем осмоса проник в «Безразличие» из чернушечного перестроечного кино. Если с чем-то сравнивать, то опять надо смотреть в сторону классического и стильного западного кино. Как в  довоенных фильмах Марселя Карне «Набережная туманов» и "День начинается" или фильме Рене Клемана 1949-го года «У стен Малапаги» (во всех трех главную роль играет Жан Габен), преступники у Флянгольца -  не порождения социума, а некое романтическое экзистенциальное зло, роковым образом встающее на дороге влюбленных к счастью.*
В области же изображения - Москва 60-х у Флянгольца застроена не архитектурой из стекла и металла, которую надергивали там и сям операторы «истинных» шестидесятнических фильмов, а невзрачными одноэтажками. И это Москва не бульваров и площадей, а лабиринтов проходных дворов, бифуркации которых позволяют бандюганам сбрасывать с хвоста ментов. У этих домиков и дворов свои очарование и красота, – но, опять же, в контексте таинственного и печального «неоромантического» кино по Флянгольцу. 
Если предаться греху вульгарного социологизма в марксистском духе и попытаться отыскать в авторской позиции этого режиссера классовую детерминированность, то можно сказать, что его точка зрения –  взгляд не активного представителя социума, но и не чистого маргинала: это взгляд молодого неудачника, человека, который не враждебен миру и в принципе не настроен на безразличие/безучастие -  он хотел бы  участвовать  в его созидании, однако этот мир таков, что упрямо выпихивает его на обочину, как какого-нибудь сэлинджеровского Холдена Колфилда. Отсюда печаль фильма. Не забудем к тому же, что картина была   в общих чертах закончена в 1989-м году; «лихие 90-е» уже дышали в лицо, и, как водитель машины, глядя вперед, видит в зеркале то, что сзади, Олег «Флянц» Флянгольц смотрел в нежно любимое прошлое сквозь призму грядущих глобальных катастроф и социальной отверженности, предстоявших ему и таким, как он.**        

* Другой вопрос, почему Карне или Клеман никогда не позволяли своим героям быть счастливыми: ведь, в конце концов, бывают и очень хорошие фильмы с хэппи эндом? Несомненно, где-то глубоко в душах великих режиссеров маячило предчувствие беды и плохих времен. Но, как это типично для романтического искусства, неосознаваемые импульсы художников этой ориентации претворялись в образы смутные и фантазийные, чья связь с социальной реальностью обнаружилась лишь ретроспективно. Аналогичным образом, кинокритики установили генетическую связь между  великими немецкими экспрессионистическими фильмами, такими, как «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, и социальной атмосферой, в которой вызревал фашизм, только тогда, когда и кино этого толка, и 3-й рейх остались в прошлом. Так психоаналитик путем длительных «археологических раскопок» подсознания пациента доходит до источника его невроза.

** Сюжет фильма построен вокруг поисков «космической собачки» Тузика, который накануне отправки в космос взял да сбежал из пресного медицинского центра  и мотается по Москве. В конце концов Тузик все же отловлен, «запущен» и входит в историю. А вот те же простые чуваки и чувихи, на судьбу которых Тузик странным, а подчас и роковым образом повлиял во время своих шатаний по проходным дворам, - где они? Увы, о них история умалчивает. "Но кто мы и откуда, когда от всех тех лет остались пересуды, а нас на свете нет" (Б.Пастернак).
А теперь, вслушаемся в эти имена: 
Авторы сценария: Михаил Спиридонов, Олег Флянгольц. Композитор: Иван Васильев. В ролях: Федор Бондарчук (Петя Селютин), Александр Баширов (Бучнев), Ольга Шорина (Жужа Папанина), Сергей Брагин (Гарик), Артем Прокин (Суков), Алексей Тараторин (Вася), Юрий Павлов, Александр Сазонов, Андрей Абрамов (бандиты), Андрей Романов (мужчина в самолете), Дмитрий Недзведский (капитан милиции), Инна Выходцева (Зоя), Николай Кохтырев (следователь), Елизавета Буздакова (стюардесса), Вера Панфилова (стиляга), Алексей Козин (стиляга), Оксана Литвинова (официантка), Юлия Соколова (девушка на улице), Вип (Тузик).
Как это часто случается, когда снимается «независимый» или лишь отчасти «зависимый» фильм, все это был, наверное, «ближний круг» режиссера. Но надо полагать, что перечисленные имяреки фигурируют в титрах «Безразличия» не только потому, что они «кореша» Флянгольца и так оно «дешевле обошлось»: талант притягивает талант. Что с этими людьми теперь? В титрах фильма указан исполнитель каждой роли, а под его именем – озвучатель роли. Только под именами Бондарчука и Баширова таких приписок нет: значит, эти двое говорят собственными голосами. Я понял это так: фильм озвучен недавно, когда большинство исполнителей уже не смогли за себя говорить. Спились и потеряли голоса? Утратили профессионализм? Померли? Их невозможно отыскать? Иных уж нет, а те далече... Не хочу сказать ничего плохого о Бондарчуке и Баширове, но разве справедливо, что лишь они «полетели в космос»?
Олег Флянгольц сделал замечательный фильм о безвозвратно ушедших «оттепельных» годах. Кроме того, он  дал возможность на полтора часа вернуться из небытия тем, кого погребли безразличные пески времени.  




Олег Флянгольц, когда он начинал снимать «Безразличие»...                                                  




и когда закончил.




Автор С. Бакис

Категория: Олег ФЛЯНГОЛЬЦ | Добавил: ovechka (15.03.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: