Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Оскар РЁЛЛЕР |
Режиссер Оскар Рёлер. Сценарий Клауса Рихтера, Михаэля Эссера и Оскара Рёлера. Германия- Австрия. 2010 Подлянка Геббельса Фильм «Еврей
Зюсс». Фильм без совести» - очень глупый и противный. Поскольку это кино о кино, игровой фильм о съемках антисемитского фильма 1940 года, о котором Геббельс написал в своем дневнике: «Фильм Харлана «Еврей Зюсс» — очень крупная, гениальная постановка. Антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать. Я этому очень рад», - формат рецензии о такой картине предполагает краткое историко-киноведческое введение, потом глубокомысленное художественно-философское сопоставление образов с прототипами, потом заключение, желательно гневное: мол, нацистское кино, желавшее заклеймить евреев, этим фильмом навек заклеймило само себя. Но в моем формате заключение заключено в первой строчке. Фильм 2010 года не только не заслуживает исторических экскурсов и анализа на аутентичность, но и не нуждается в них. Для режиссера Оскара Рёлера реальная история актера Фердинанда Мариана, сыгравшего еврея Зюсса, – повод снять собственную историю, имеющую очень отдаленное отношение к реальности. Геббельс уговаривает Мариана, австрийца по национальности, сыграть еврея Зюсса. Тот упрямится, ведет себя даже немного дерзко. Но Геббельсу очень нужно, чтобы Зюсса сыграл Мариан, смахивающий на еврея и играющий в театре скользких слащавых любовников. Будущий фильм, который Геббельс лично курирует, видится ему не вульгарной агиткой, а картиной-предупреждением, предостережением: «Как Зюсс в картине заманил и изнасиловал чистую немецкую девушку, точно так же евреи хотят обольстить Германию! Немцы, будьте бдительны!» Поэтому Геббельс до поры до времени терпит строптивость паяца. Но как только съемки закончились, сатана жестоко отомстил: он сделал так, чтобы зрители приняли паяца, изображающего еврея, за еврея. Как сделал? Слухи, намеки в прессе – министр пропаганды знает, как ворочать мозговыми шестеренками народа. В общем, Мариан жестоко поплатился… Вот на этом месте надо поподробнее. За что он поплатился? Думаете, за моральный компромисс, за то что, не будучи в душе антисемитом и даже имея жену – на четверть еврейку (по фильму она погибает в концлагере; кстати, попадали в концлагерь четвертьеврейки?), он согласился сыграть роль еврея Зюсса? Ничего подобного. Мариан упирался, потому что предвидел, что после этой роли станет для зрителей евреем. (Геббельс только подтолкнул народ в нужном направлении; народ и без того достаточно простодушен, чтобы путать исполнителей с персонажами. Разве не кидали советские зрители камни в Наталью Ефрон, исполнительницу роли Фанни Каплан?) То, чего Мариану не хватило, чтобы отвергнуть отвратительную роль, это не дефицит совести - о ней в фильме речь вообще не идет. Ему не хватило предвидения, чтобы понять: последствия участия в нацистском фильме могут оказаться хуже, чем последствия неучастия. Он думал, Рейх пребудет в веках, а Рейх через пять лет накрылся тазом, и освобожденные евреи из Освенцима окружили его, чтобы растерзать на клочки (самый патетический и фальшивый эпизод фильма). Американский офицер насилу его спас, но он все равно понял, что места ему на земле больше нет, и на полной скорости врезался автомобилем в дерево. Ну и что, какую нам, зрителям, надлежит извлечь из всего этого мораль? Поделом тебе - умей на больше ходов вперед рассчитывать? Поделом тебе – понял, каково оно в еврейской шкуре? Так или иначе, наказание постигает Мариана не в форме угрызений совести, а через метаморфозу в еврея. Но не все, не все зрители этого фильма согласились с той точкой зрения, что быть евреем – моральное наказание. Евреи народ жестоковыйный, даже в муках они не отказывались от своей идентичности. На тот случай, что тема возмездия прозвучит в фильме невнятно, авторы подстраховались - снабдили его эротическими сценами во фрейдистском духе. Например, Геббельс непонятно зачем подсылает к Мариану пожилую арийку-эротоманку, которая жаждет, чтобы ею овладел грязный еврей. Она делает ему знак на светском рауте, они тут же удаляются в гостиничный номер. Геббельс, повернув фуражку козырьком назад, коварно сечет из-за колонны. Они сливаются в экстазе. Мариан, полностью перевоплотившийся в грязного еврея, издает крик, какого не издавал раб, изнасиловавший жену плантатора. Но ни эта сцена, ни другие ей подобные не перебили зрителям нюх, не помешали им ощутить гнильцу. Картина вызвала возмущение еврейских организаций, в Германии она запрещена к показу. Рёлер, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре, на свою голову сунулся с ней на Берлинский кинофестиваль, и был освистан. Эта рецензия не мое размышление для тех, кто посмотрел фильм: подобное вещество не нуждается в анализе, - а предупреждение тем, кто его не смотрел, чтобы они и дальше так делали.* Я забыл кое-что сказать. В фильме воспроизведена добрая четверть картины «Еврей Зюсс» 1940 г.: все тютелька в тютельку, только Зюсса играет не Мариан, а Тобиас Моретти, и т.д. Вроде бы это сделано по той простой причине, что Моретти все-таки не идеально похож на Мариана, и если бы Рёлер использовал в своем фильме сцены из фильма Харлана, зрители почувствовали бы расхождение. Но это чепуха: Моретти достаточно похож, а зазор между ним и Марианом, наоборот, придал бы фильму некоторую терпкую документальность. Я знаете, что думаю? В некоторых совковых фильмах режиссеры показывали западное моральное разложение: ну там, богатые бездельники рок-н-ролл танцуют, негодяй девушку насилует, певичка в таверне поет «Нам бы, нам бы, нам бы пить вино». С одной стороны, «их нравы», с другой – наш кайф. Когда Рёлер, высунув от усердия язык, копировал мерзкий антисемитский фильм, не облизывал ли он губы? Ну это так, фантазия моя психоаналитическая. Рёлер фрейдист, и я фрейдист. * Впрочем, чтобы не нарушать традицию сайта, мы все сопутствующие тексту материалы выставили. Оскар Рёлер, режиссер фильма "Еврей Зюсс. Фильм без совести". Фердинанд Мариан (Хашковец), исполнитель главной роли в фильме 1940 г. Файт Харлан, режиссер фильма 1940 г. Смотреть он-лайн фильм "Еврей Зюсс. Фильм без совести" - фильм 2010 года. Германия, Австрия --------------------- Смотреть он-лайн фильм "Еврей Зюсс" – фильм 1940 года. Германия Автор С. Бакис Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5). Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. С.Бакис | |
Просмотров: 2990 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |