Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Рауф КУБАЕВ |
Телесериал. Режиссер Рауф Кубаев. Сценаристы Александр Бородянский и Рауф Кубаев. 1-й канал, Россия. 2014 Евгений Цыганов в программе Юлиана Макарова "Главная роль".
Этот выпуск программы от 29 сентября, совпавший с показом сериала, поразителен тем, что ни единого слова об огромной роли Цыганова в этом сериале в нем не произнесено! Как будто интервьюер и интервьюируемый заранее согласились, что эта роль не стоит того, чтобы о ней говорить. Но зачем тогда Цыганов сыграл ее, вот в чем вопрос.
Фильм начинается показом новостной телепередачи англоязычного телевидения, т. е., конечно, имитации этой передачи. Англоязычный комментатор сообщает, что Джеймс Сноу, бежавший из США после своих скандальных разоблачений тотальной слежки спецслужб США за переговорами граждан европейских стран, может попросить политического убежища в России. Далее комментатор передает слово некоему профессору-политологу, который говорит (цитирую с пропусками): «Эти разоблачения, безусловно, всерьез подорвут доверие европейских стран к США. Зная методы Вашингтона, я не удивлюсь, если США для спасения своей репутации организуют мощный отвлекающий маневр. Например, это может быть неожиданный военный конфликт на территории самого Евросоюза или его ближайших соседей. На мой взгляд, идеальным местом для такого конфликта была бы одна из бывших советских республик, граничащих с Евросоюзом. Не удивлюсь, если Вашингтон разыграет проверенную карту так называемой «красной угрозы». Американцы могли бы втянуть своего давнего геополитического соперника, Россию, в крупный скандал или, возможно, локальный вооруженный конфликт, а затем объявить и, естественно, возглавить «крестовый поход» против России». Где имение, а где наводнение? Неужели у США нет другого способа отмыться от разоблачений этого Сноу, читай Сноудена, кроме как вовлечь Евросоюз в вооруженный конфликт с Россией? Понять это нельзя. Но пока США разыгрывают свою проверенную карту, сценаристы фильма Бородянский и Кубаев разыгрывают проверенную карту советских фильмов «про шпионов»: зрители не должны пытаться что-то понять, потому что, видите ли, игры американских спецслужб настолько сложны и коварны, что разобраться в их логике невозможно. Ну просто поверьте, что американцы сволочи, а дальше следите за интригой, которая как раз вполне элементарна, уж тут вы головы не сломаете. Сюжет сериала возвращает нас на тридцать лет назад: оказывается, вон откуда она ниточка-то тянется! Американские спецслужбы начали готовить свою спецоперацию загодя, почти с самого рождения Сноу, их будущего разоблачителя. То есть как это, спросите вы? Начали готовить операцию против самих себя? Да говорю же вам – не пытайтесь понять эти «зеркальные войны», они выше вашего ума. Достаточно усечь одно: ЦРУ стало готовить крестовый поход против России 30 лет назад, КГБ и ГРУ вовремя пронюхали про это и стали принимать контрмеры. Но телесериал «С чего начинается Родина» снят сейчас, в 2014 году, поэтому он более тонкий, сложный, чем соответствующие советские сериалы типа «ТАСС уполномочен заявить» и проч. Он рассчитан на более умного, более информированного зрителя, и поэтому, плюс к играм ЦРУ, показывает игры между КГБ и ГРУ, ну вы же не дураки, знаете, были там всякие заморочки между ними. То есть этот сериал, конечно, лишь понарошку рассчитан на более умного зрителя, а на самом деле внутрисовковые игры разведок тоже невозможно понять и тут тоже надо просто сидеть и следить за сюжетом, кто там кого перевербовал, застрелил, отравил, с кем переспал и что сфотографировал установленной в ширинке минифотокамерой «Полароид». И еще надо следить за игрой актеров, некоторые из которых играют очень хорошо. То есть все они играют скучно, плохо (как хорошо играть в такой лабуде?), но якобы играют хорошо. Например, Евгений Цыганов. Артист, исполняющий роль разведчика, тем более советского, должен уметь думать на экране, вспомним Баниониса и Тихонова. Еще в «Оттепели» Цыганов показал себя именно таким артистом. В роли разведчика Громова он все восемь серий думает, думает. Иногда кусочки его мыслей вылезают наружу. Например, жена требовательно говорит ему: «Я хочу, чтобы в эту ночь ты любил не родину, а меня!» (Видите, это все же не вполне советский фильм: в советском жена так не сказала бы. Ну, если бы это был очень смелый советский фильм, на грани фола, она бы в крайнем случае сказала: «Хочу, чтобы в эту ночь ты любил меня так же, как любишь родину!») Жена требует любви, и потом, когда он уже ее любит, продолжает требовать и требовать, ну она же живой человек, а он задумчиво и устало, а как тут не устанешь, говорит ей, что, мол, я не могу тебе всего сказать, но если бы ты знала, до чего злокозненно ЦРУ, ты бы не сердилась, что меня по ночам вечно дома нет: чтобы сломать ихние козни, даже 48-часовых суток не хватит. До жены вроде то ли дошло, то ли она обиделась, в общем, она поворачивается к Громову спиной. Не стану пересказывать сюжет. В таких случаях говорят: «Не стану пересказывать сюжет, чтобы не испортить вам удовольствия». Удовольствия никакого не ждите. Просто мне скучно пересказывать, вот и все. Лучше сообщу читателю что-то другое, о чем узнал пару дней назад из прессы. «Нью-Дели, 30 сентября. Бывшую кинозвезду индийского кинематографа и главного министра индийского штата Тамилнад Джаялалиту Джаярам приговорили к четырем годам лишения свободы и к штрафу в $20 млн. Узнав это, многие поклонники «мамы», как многие в Индии называют Джаялалиту Джаярам, решили свести счеты с жизнью, передает ИТАР-ТАСС. На этот момент покончили жизнь самоубийством не менее 20 человек». Странные люди эти индусы. Но давайте представим вот что. 1988-й или 89-й год. Ночь. Повалив памятник Железному Феликсу на Лубянке, народ устремляется на митинг. Выступают Сахаров, Афанасьев, Егор Яковлев и другие прорабы Перестройки. Вдруг на трибуну продрался некий взъерошенного вида человечек, он кричит в мегафон: «При помощи машины времени я извлек из 2014 года вот этот фильм! Он показывался, то есть, ну, он будет показан через 25 лет по российскому ЦТ, смотрите!» В ночном воздухе возникает экран, и народ смотрит хотя бы первую часть сериала «С чего начинается Родина». И вот я думаю: сколько людей из того полного радужных надежд перестроечного митинга тут же покончили бы жизнь самоубийством, узнав, что в 2014 году по русскому ТВ будут с успехом показывать такое кино? Но я еще не все, еще не до конца выразил то, что у меня на душе. Вы, конечно, помните фильм «Город Зеро» про несчастного командированного инженера Варакина, застрявшего в петле времени? Критик Андрей Шемякин в 16-м номере «Советского экрана» за 1989 год писал: «Шахназаров с Бородянским создают не образ времени,— вчерашнего ли, сегодняшнего ли, а, на мой взгляд, очень точно выражают ощущения человека, начавшего осмысление своего места в мире, в социуме «с нулевой точки» (еще один смысл названия «Город Зеро») <…> Варакина опускают на глубину в 28 метров, взяв 30 копеек «за осмотр экспозиции»... и с двух сторон на него навалится Прошлое: со стороны исторической мифологии массового сознания (разные Самозванцы, крещение Руси, троянцы на территории СССР) и со стороны официально-партийной мифологии — Сталин, Хрущев с Кагановичем» и т.д. Шемякин завершает свою статью следующим пассажем: «Но так, как было раньше, с дурной бесконечностью одних и тех же уроков, на которых не учатся, больше невозможно. Вырвался, убежал Варакин в лес и все кружит. А смотритель (Е. Евстигнеев) гасит в музее свет. Погас Сталин, погасли Хрущев с Кагановичем. Прошлое — в буквальном смысле — не возвращается, хотя кажется, что исхода нет из болота. Но стоит нашему здравому смыслу свернуть в наезженную колею и снова воззвать, под гнетом державного абсурда, к кому угодно— «что я должен делать?», а не решить самому — беда. Точно «на нуле» окажемся, да и этот вариант «с нуля» уже попробовали. Хватит». И вот прошла четверть века. Оказалось: нет, не хватит. Все опять на нуле и даже сползло в минус. Угадайте, какое самое слово в отрывке из статьи Шемякина для меня самое знаковое. Бородянский! Сценарист "Города Зеро" стал сценаристом сериала «С чего начинается Родина»! С ума сойти! Но вы, может быть, пожмете плечами: а чего, мол, удивляться, что тут такого? Тогда товарищ сочинял одно, теперь другое. Хочешь жить, умей вертеться. Этот серый сериал («сериал» вообще от слова «серый») все скоро забудут, а человек на гонорар от сценария починит свою дачу или полечится. Ну да, ну да, понимаю. Но все же, согласитесь… Автор абсурдистской модели России как вечного города Зеро подтвердил свою прозорливость тем, что через двадцать пять лет САМ сочинил сценарий во славу КГБ… это уж такой грустный абсурд, Кафка отдыхает. И ведь не один Бородянский вернулся в точку зеро. Георгий Тараторкин, когда-то сыгравший Раскольникова в фильме по Достоевскому, и вообще некий двойник Алексея Баталова как в плане внешности, так и в плане интеллигентности, исполняет в этом фильме роль гэбиста-ветерана. Ну скажите пожалуйста: надо было человеку погружаться в бездны душевного ада философствующего грешника, чтобы на старости лет сыграть гэбиста-ветерана? Зеро, полное зеро. Вообразите: вечером, после съемки в роли ветерана-гэбиста, Баталов спешит на юбилей Ахматовой, где рассказывает о встречах с нею в легендарном доме на Ордынке и декламирует отрывки из «Реквиема». "Еще, еще!" - требует публика. Но Баталов откланивается. Утром съёмка сложного эпизода: благодаря своей интеллигентной внешности, ветеран-гэбист втирается в доверие к московскому диссиденту Янкелевичу, сволочи, агенту ЦРУ. Тонкая, психологически нагруженная сцена. Надо хорошо выспаться. Но не спится. Баталов лежит в темноте и думает, думает: каким бы сыграть играющего интеллигента гэбиста, на кого сделать его похожим? На Ардова, на Зощенко, на Шостаковича? О! В Шостаковиче было что-то диссидентское! Нервно так с этим Янкелевичем разговаривать, пластику дерганую сделать, как у Д.Д. Да, отлично! Сюр? Вы уверены, что Баталов ни за что не согласился бы играть гэбиста? Мне тоже хочется в это верить. Но, с другой стороны... Баталов любит Ахматову, так? А Ахматова где родилась? В Одессе. А Одесса это что? Новороссия. Кто знает, возможно, возвращение Одессы в лоно России представляется Баталову венком Путина на могилу Анны Андреевны. В таком случае он вполне мог бы рассматривать участие в фильме про то, как ГБ срывает план ЦРУ по американизации Украины, в качестве своего маленького цветка в путинском венке. Трудно, трудно угадать, что сейчас варится в мозгах русских людей, даже самых интеллигентных! Слава богу, что Баталов слишком стар для роли гэбиста, даже ветерана, и вместо него эту роль предложили Тараторкину, прославившемуся все-таки ролью Раскольникова, интеллигента с кровавым топором из страшного романа Достоевского, а не ролями чеховского интеллигента Гурова и толстовского интеллигента Протасова. Что касается Евгения Цыганова, то он довольно еще молодой. И тем не менее. Вот совсем недавно он сыграл главную роль в «Оттепели», его персонаж в сериале Тодоровского был человеком, имевшим проблемы с органами, человеком обаятельно циничным – обаятельно, потому что цинизм, этот иммунитет от веры во что бы то ни было, предохранял его и от веры в мерзкие совковые ценности. И почти сразу же после обаятельного безыдейного циника Цыганов играет обаятельного идейного гэбиста. Возможно, съемки даже наложились, и доигрывая оператора Хрусталева в сериале «Оттепель», он уже начинал играть опера Громова в сериале «С чего начинается Родина». По-вашему, это нормально? Вы давай по новой вразумлять меня: «А что такого? Неужели артист должен всегда одно и то же играть? Хороший артист больше всего боится повторов. И вообще, артисты не выбирают: что им предложат, то они и играют. Это жизнь, брат!» Да, понимаю. Артист должен играть разное, артист не выбирает. Жизнь. Нет, не понимаю! Актерские повторы - это очень плохо, но моральная неразборчивость - это тоже очень плохо! Все-таки что-то есть в этих индусах, которые решили лучше покончить с собой, чем видеть, как их идеал мажут грязью. Когда певец сильно фальшивит, это противно, но не страшно: всем ясно, что он дал петуха. Но когда он поет чуть-чуть "мимо ноты", у людей, не обладающих хорошим слухом, слух еще больше портится. И особенно вредно для ушей публики, когда начинают слегка фальшивить певцы Большого театра во главе с Лемешевым и Козловским. Тех, кто в августе 68-го года вышел на Красную площадь с протестом против советского вторжения в Чехословакию, никто не мог бы убедить, что в этой акции есть своя правота. Но большинство советских граждан не обладали абсолютным нравственным слухом Горбаневской и остальных участников отважной семерки, многие достаточно порядочные люди тогда морально зависли между евтушенковскими "городом Да и городом Нет". Вонючая передовица в "Правде" не могла ничего переменить в их сознании, но одно слово одобрения со стороны того, кого они считали моральным авторитетом, пусть не слово даже, а невнятное одобрительное мурканье, бормотание, кивок - вот это мгновенно улавливалось и склоняло чашу моральных весов среднеинтеллигентной массы в сторону Да. Сейчас в России опять, по слову Мандельштама, "наступила глухота паучья". Киселев, Доренко, Леонтьев, Проханов, Аркадий Шевченко или Жириновский не властны втянуть нормальных людей глубже в эту глухоту. Но Башмет, Табаков, Лунгин или Баталов (!), а также его двойник Тараторкин, а также перевертыш Бородянский - подмахивая подписи под письмами во славу "Крымнаша" или еще как-нибудь подмахивая Путину, они ощутимо склоняют неуверенных и колеблющихся к сожительству с пауками. http://www.svoboda.org/media/video/26625947.html Обсуждение сериала "С чего начинается Родина" на радио "Свобода"
Рауф Кубаев Александр Бородянский
Cмотреть фильм он-лайн: Только 1-я серия. Этого достаточно.
Автор С. Бакис По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
| |
Просмотров: 1808 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |