Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 27.06.2017, 09:05
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Разное

110-летие Веры Пановой (1905-1973)

Фильм о Вере Пановой

Этому юбилею был посвящен выпуск телевизионной программы «Наблюдатель» от 2 апреля. Вел передачу Андрей Максимов. У Максимова, когда обсуждается какой-нибудь положительно окрашенный деятель культуры эпохи совка, всегда некий дискурс удивления: «А как же Х мог при Сталине такое написать?» «А как же  Y с его умом мог не понимать? Или он делал вид, что не понимал?» «А как же Z с ее обнаженной душой могла все это перенести и дожить до глубокой старости?» В данном случае он, подобным же образом изображая из себя наивную гимназистку, спросил: «Как же Вера Федоровна, у которой Сталин убил мужа, могла сохранять советские убеждения? Или она притворялась? Но все равно, я не представляю, как она могла принимать эти бесчисленные Сталинские премии фактически из рук палача». Ах-ах-ах! Кинорежиссер Юлий Файт, один из участников передачи, попытался было вякнуть: «Но точно так же все тогда…» Максимов твердо прервал его: «Мы сейчас говорим о Пановой». Если бы речь шла о Рихтере у которого чекисты убили отца, или об Ольге Берггольц, у которой они убили мужа, или о множестве других талантливых и умных людей, у которых тоже кого-то убили или допустим, никого не убили, но все равно они прекрасно понимали, в какой стране живут, и тем не менее  в меру славили эту страну и радовались, когда их награждали за это Сталинскими премиями, - Максимов тоже перебил бы: «Сейчас речь не о всех, а о таком-то». Потому что если не притворяться, будто ты не понимаешь, что всем, в том числе очень умным и талантливым людям, хотелось жить; если не настраивать свои передачи на фальшивую ноту деланного удивления, - тогда придется искать другую, верную ноту, -  а поди еще ее найди. А на фальшивой ноте все получается гладко, красиво и мелодраматично: «Замечательная бедная Вера Панова, какая у нее была трагическая жизнь!» Да никакая не трагическая, а такая же, как у всех. Жизнь с учетом предлагаемых обстоятельств – куда от них денешься? Вот Андрей Максимов, если бы попал в 1952-й год, он бы, конечно, не выдержал, умер молодым от разрыва сердца или вышел на площадь и закричал: «Да прекратите же этот оголтелый антисемитизм!»  Пиф-паф! Но взрослые люди, жившие тогда, были не такие смелые и совестливые, как он, они молчали в тряпочку и выжили.

Второй интересный вопрос, обсуждавшийся на передаче (и конечно, связанный с первым), был такой: «Насколько правдиво творчество Пановой?» Иначе говоря, много ли она врала? Участники пришли к такому консенсусу: не очень много – в среднем, меньше, чем большинство писателей - ее современников. Но и не говорила всю правду. То есть ее художественный мир – это мир неполной, маленькой правды, который как бы окружен забором, не допускающим туда бОльшую, БольшУю правду.

Но мне хочется защитить Панову, которой я зачитывался на заре туманной юности. Я думаю, к ее творчеству применима другая модель. Да, она говорила маленькую правду, но забор, которым она огородилась, не допускал в ее книги ложь. Она говорила только то, что можно было сказать, - но благодаря своему таланту ей удавалось выбирать из разрешенного то, что не являлось ложью. Вы скажете: да никакой правды нельзя было тогда сказать, все было проникнуто ложью! А вот нет. Не все так просто. Допустим, некая уродливая система приспособилась дышать не кислородом, а углекислым газом. Но все равно ей нужна хоть чуточка кислорода, иначе она задохнется.  Так уж устроен мир – и в этом его спасение, - что, при любых раскладах, он на полной лжи все-таки не может существовать слишком долго. Советская власть просуществовала достаточно долго, потому что, в отличие от 3-го Рейха, все-таки допускала какую-то дозу правды. Сталин давал премии своего имени всяким павленкам и бабаевским за то, что они бесстыже врали, - а Пановой он давал их за то, что она не врала. Сталин любил читать, и я думаю, что в «Кавалере Золотой звезды» Бабаевского он перелистал первых две страницы, дал распоряжение, чтобы тому, хрен с ним, кинули очередную премию, и после этого с удовольствием углубился в «Спутников» или «Кружилиху» и читал до поздней ночи… то есть до полудня (ведь он спал днем).  Он читал и еле сдерживал слезы: из книг Пановой явствовало, что совок – все-таки нормальная, человеческая страна. А говорят – ведь он знает, что так говорят! – будто он превратил страну в ад. Да какой же ад, если вон герои Пановой живут с тем же набором человеческих радостей и горестей, что и все люди на свете.  Бабаевский тоже пишет, что советские люди по-человечески живут, но от каждой его строчки почему-то воняет.  А Панова, он нюхом чувствует, она правду пишет!    

Тут могут раздаться голоса: «Значит, Панова еще хуже, чем Бабаевский! То, что нравится сатане, не может быть божеским». На это я могу лишь ответить: не все так линейно; жизнь сложна. См. мое соображение о потребности любой вонючей, но кое-как живой системы в некотором объеме кислорода.

Кроме того, хочу добавить нечто важное. Панова говорила маленькую правду? Но надо еще разобраться, что значит «маленькая». Человек, который ежедневно нормально питается, если он захотел, чтобы вкусовые рецепторы его неба возликовали, идет в классный ресторан. Житель мегаполиса, если хочет побаловать свои легкие, отправляется в лес или в горы. Но в блокаду ленинградцы ловили от куска ржавого хлеба кайф, которого француз не словит ни от какого круассана. Матрос затонувшей подлодки, припав к щели, откуда еще проникает воздух, ощущает эйфорию, которой мы не ощутим ни в каком сосновом лесу. Кафка или Феллини порождали в душах воспринимателей их искусства (тех, кто способен был его воспринимать) потрясающие эстетические эффекты. Но кто доказал, что рассказ  Пановой «Сережа» 1955 года порождал в душах советских читателей меньший эффект? Кто может измерить? Рай в «Божественной комедии» грандиознее, чем совхоз в «Сереже», - но совки сравнивали совхоз Пановой не с дантовским раем, а с колхозом Бабаевского. И они воспринимали маленькую правду Пановой как большую. Кто-то скажет: эти несчастные слепцы не подозревали, как они обделены, совхоз из «Сережи» - рай для бедных, мир книг Пановой –  душный китайский мир позднего сталинизма.  Нет, извините: рай есть рай, рая второго сорта не бывает. (Я помню, с каким упоением моя мама читала «Спутников» в «Роман-газете». Это издание выходило миллионными тиражами, в нем печатались все советские «бестселлеры». Мама как врач восхищалась, кроме всего прочего, правдивостью медицинского аспекта книги).  Точно так же не бывает маленькой и большой правды: правда есть правда, среди океана лжи даже капелька ее живительна. 

Вот пример. В романе «Времена года» (1953 г.; 2-я редакция – 1956 г. Анатолий Эфрос поставил по этому роману незабываемый фильм «Високосный год») есть персонаж по фамилии Борташевич. Это начальник  торгового главка, в конце романа оказывается, что он был взяточником и вообще крупно проворовался. У Борташевича замечательные сын и дочь, которые восприняли весть, что их отец вор, как гром с ясного неба. Они боготворили его, и не потому, что он умел ловко притворяться – нет, он действительно был прекрасным, добрым отцом и учил детей только хорошему. Почему же  Борташевич, прошедший войну как герой, член партии, вообще человек с явным наличием внутренней моральной шкалы,  брал взятки, воровал у государства? А скажите мне, дорогие читатели, почему в Советском Союзе брали взятки те, от кого этого совсем нельзя было ожидать? Необъяснимо. Загадка. Панова не стала под занавес развенчивать Борташевича и не попыталась как-то объяснить, почему он «разложился», - а ведь она легко могла бы в советском духе показать, как неплохого вроде человека сгубила алчность, слабость к слабому полу или крепким напиткам и т.п.  Ей ничего не стоило бы изобразить, как он сползал по наклонной плоскости и погрязал в болоте родимых пятен капитализма. Но превратилась бы от этого «маленькая» правда «Времен года» в большую? Я думаю, наоборот. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» (Витгенштейн). То, что невозможно разгадать, не надо и пытаться разгадывать.  «Человеческое, слишком человеческое» (Ф.Ницше) – вот и вся разгадка. Странным образом, в этом отказе от объяснения проявились и реализм, и человечность Пановой. Ведь что такое гуманизм? Это не только милосердие, доброта, но и признание того, что человек принципиально необъясним. Для  Павленко, Бубеннова, Сурова, Первенцева, Бабаевского, Семушкина, Лаптева  и даже для Фадеева, который считался глубоким психологом в традиции Льва Толстого, никаких загадок в человеке не оставалось.  

И на этом, пожалуй, можно поставить точку. Человечность, как беременность, не бывает частичной. Панова человечна, и поэтому она как писательница не нуждается в снисходительных скидках на время и место.

 

Выпуск передачи "Наблюдатель" от 2 апреля, посвященный 
100-летию со дня рождения Веры Пановой
 
 
 
 

Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

 

Категория: Разное | Добавил: ovechka (20.04.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: