Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 26.04.2024, 14:08
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Разное

«Наблюдатель»

ТВ-передача "Наблюдатель". К 90-летию Ю.В.Трифонова.  Ведущий Андрей Максимов. Участники Ольга Трифонова-Мирошниченко, Сергей Урсуляк, Игорь Волгин, Юрий Беляев.

                                            Люди пишут, а время стирает,
                                            Все стирает, что может стереть.
                                            Но скажи, - если слух умирает,
                                            Разве должен и звук умереть?
                                                                                С.Маршак    

Ну говорят и говорят. Все, что они говорят, имеет слабое отношение к Трифонову. Эти банальности можно было бы сказать и о ком-нибудь другом.  Если у этих людей было сердце, когда они читали Трифонова, то пустота того, что они сейчас говорят, подтверждает главное послание этого писателя лучше всяких точных слов. А послание его таково: время стирает все. В том числе -  память о самых замечательных книгах. Эти эксперты забыли свои чувства от чтения Трифонова, время стерло их, люди сидят и в основном колеблют пустоту. Но надо сделать исключение для Урсуляка: он единственный говорит как живой о живом. Весь квартет под руководством лишенного слуха дирижера Максимова обсуждает в основном такой вопрос: чем волнует Трифонов, в чем  его секрет? И Урсуляк говорит примерно так: это трудно выразить, но у меня вызывает непонятное, но острое волнение, когда
Трифонов пишет: вот на этом месте, где сейчас гастроном, в первые годы после войны был маленький домик со входом через калитку... это было так недавно и так невообразимо давно;
в такой-то повести проходит по московской улице мимо мужчины женщина, которую он когда-то любил и не встречал давным-давно;
или, наоборот, в прошлом людей, живущих вместе, открывается такое, что непонятно, как они могут жить вместе, и однако же они живут... как странно.
Последнего, каюсь, Урсуляк не говорил, и этого сюжета нет у самого Трифонова, но мне кажется,  мог бы быть, если бы он дальше писал. Потому что это одно и то же: люди любили, а потом расстались и почти забыли друг о друге, или люди не расстались, хотя давно уже не любят. В первом и втором случае общий знаменатель - забвение. Представим, что герои  "1984" пережили все пытки и козни оруэлловской лубянки, прошло 30 лет, и они живут вместе. Такое может быть, если он и она все забыли, забыли, как они предали друг друга. Время стирает память. 
Магия Трифонова происходит благодаря дару этого писателя воспроизводить все стирающий, все сглаживающий,  по-ученому, облитерирующий эффект времени.* А также его всеизменяющий, трансформирующий эффект. Представим видеоролик, в котором быстро, но беспрерывно заснята трансформация лица человека с момента его рождения и до последнего предсмертного вздоха. Это было бы захватывающе... как повести Трифонова. Почему, что за чара? Трудно сказать.  Я думаю, такая съемка позволяет видеть, отчего каждая черта лица, из чего выросла, как стала такой, как есть, и как переходит в новую фазу. Так и все на свете есть не то, что оно есть, а момент между двумя преображениями. Наблюдение, лицезрение этого почему-то всегда завораживает. А в переводе на социум такое наблюдение называется история, и Трифонов насквозь историчен. Но неповторимое волнение от его прозы происходит от того, что он личностно, лирически историчен, что мы никогда не заблуждаемся: он рассказывает о себе, о том, что время сделало с ним. Книги Трифонова всегда так или иначе касаются революции или революционного движения, но это не из-за его интереса к теме революции как таковой, а из-за того, что он из семьи революционеров, что идеи и дух революции неистребимы в составе его души, независимо от того, как он сам относится к соответствующим явлениям.
Вот это очень важно: революция в составе души, независимо от того, как сам... Такой расклад создает противоречивость и трагизм его книг. Герои Трифонова живут в преобразившейся, стершей все прошлое  и спокойно, стремительно, беспощадно двигающейся в непонятное будущее Москве, - но в них самих, героях этих, прошлое живо... и как же им жить посреди этой все стирающей, все заметающей пустыни? Для кого-то - считай, для всех остальных - это не пустыня, а сад, нормальная, в общем-то, жизнь. Но не для них, не для этих немногих отщепенцев. Они отщепенцы и лузеры, потому что не могут увидеть пустыню как сад и, значит, не могут "приспособиться". И тем не менее они живут, живут почти как все. И незаметно, обыденно гибнут. Обыденность, реальность трагедии трифоновских людей придает его книгам почти документальную ауру правды.
Но нам-то что до всего этого? В наших душах простых совковых антисоветчиков никакой ведь революции не хранится? Дело не в революции, а в том, что и мы суть порождения чего-то, что прошло, что стерто временем. Каждый человек, у которого есть душа, более или менее отщепенец. В водовороте все стирающего, все потопляющего времени ты или отщепенец, или приспособленец, третьего нет.
Но я еще не сказал о втором центральном мотиве Трифонова. Это сопротивление человека молоху времени. Надежда Мандельштам каждый день повторяла по столько-то строк мужа, чтобы, когда придет время, составить книгу. Герои Трифонова держат прошлое в душе не потому, что безусловно любят его - вовсе нет, их отношение к нему сложно, - и тем более не в надежде донести остатки революционной традиции до "лучших времен" - такие никогда не наступят, шестидесятые годы с их смешной верой в хорошего, но извращенного Ленина были последней судорогой "комиссаров в пыльных шлемах". Но они судорожно удерживают в душе и памяти прошлое просто потому, что оно было, и это их, их прошлое, пусть через два или три поколения. Неслучайно герой Трифонова почти всегда историк или писатель, одержимый исторической темой. В "Долгом прощании" нигде не печатаемый писатель Ребров собирает материал для романа из периода народовольцев, причем хочет сделать главным персонажем не Желябова или Перовскую, а тайного помощника революционеров, полицейского чиновника Клеточникова. Здесь не только и не столько интерес исторического археолога, откапывающего некий древний черепок с тем же  рвением, с каким Шлиман где-то откапывает Трою: если он, Ребров, вспомнил о маленьком Акакии Акакиевиче от революции, кто знает - может, лет через сто кто-нибудь вспомнит и о нем, тайном хранителе истории, затиснутом судьбой в душный застенок сталинского послевоенного безвременья? Надо копаться, надо продлевать, передавать нить истории; спасая от забвения Клеточникова, спасешь, может быть, и себя.
Но кому передать, если вокруг никого? И к чему помнить, к чему строить песочные замки среди песчаного вихря? Ничего, твое дело сучить нити, проводить их сквозь песочные замки, как электролинии.  Авось кто-нибудь да откопает.
Но это же безнадежно! Что ж, в трагедиях не бывает счастливых концов. Трагический герой  - человек, занятый невозможным делом ввиду невозможности не заниматься им.
Сизиф? Гамлет? Мифология и архетипы? В том-то и дело, что нет. То есть где-то на горизонте это, конечно, маячит, как всегда в большой литературе. Но плодотворнее искать традицию Трифонова поближе, в классической русской и предвоенной советской литературе. Персонажей Чехова тоже засыпают пески времени, пусть они называются пылью провинциальных городов, и они тоже сучат нити, чтобы когда-нибудь, через триста лет... И кто герои Трифонова, как не тыняновские "люди двадцатых годов с их прыгающей походкой", осколки канувшей буревой эпохи, занесенные в подлый модерновый "стабилизец"?  А сейчас "людьми с прыгающей походкой" оказалось уже поколение девяностых, угодившее в паутину путинщины. Это русская история, с ее зигзагами, обрывами, оборотами вспять создала феномен "лишнего" человека, незнакомый странам линейного, не-невротического развития. 
На этой передаче еще толковали: а почему Трифонов нужен сейчас, в чем его непреходящее значение? И смутно отвечали друг другу: потому что он говорит о душе, о памяти, о совести. А Ольга Трифонова, вдова писателя, сказала: "Потому что он писал о том, как  человеку выжить в нечеловеческие времена".  Это - в точку. Хорошо бы еще немного поконкретнее, но на то они и нечеловеческие времена, что запрещают говорить о себе слишком конкретно. 
"А Москва катит все дальше, через линию окружной, через овраги, поля, громоздит башни за башнями, каменные горы в миллионы горящих окон, вскрывает древние глины, забивает туда исполинские цементные трубы, засыпает котлованы, сносит, возносит, заливает асфальтом, уничтожает без следа, и по утрам на перронах метро и на остановках автобусов народу - гибель, и с каждым днем все гуще. Ляля удивляется: "И откуда столько людей? То ли приезжие понаехали, то ли дети повырастали?"  Финал "Долгого прощания". Эта Ляля в незапамятном 1950-м была артисткой, рвалась в лауреатки, изменяла неудачнику-мужу, ее чуть не трахнул грузинский генерал ГБ, похожий на Берию. Она обо всем этом давно позабыла, превратилась в нормальную толстую тетку, полковничью жену... но, может, не совсем, не до конца позабыла, и где-то в глубине почти уснувшей души ей лучше, ей спокойней, что Москва все сносит, заносит и засыпает, что в ней столько народу топчется - все это намертво засыпает и наглухо затаптывает грехи ее молодости. А  если что-то надежно засыпано да притоптано, его как бы и не было никогда.
       "Не все ль равно: какой земли касаются подошвы?
       Не все ль равно: какой улов из волн несет рыбак?
       Не все ль равно: вернешься цел или в бою падешь ты,
       и руку кто подаст в беде - товарищ  или враг?.."

       О,  чтобы было все не так,  чтоб все иначе было,
       наверно, именно затем, наверно, потому,
       играет маленький оркестр привычно и вполсилы,
       а мы так трудно и легко все тянемся к нему.
Садовый оркестр из стихотворения Окуджавы исполнял Баха.  Юрий Трифонов тоже писал свои книги для того, чтобы было "не все равно".

* Облитерация, ции, жен. (лат. obliteratio - заглаживание) (мед.).
1. Закрытие просветов сосудов, каналов или других трубчатых органов вследствие утолщения стенок, образования сгустков и т.п.
2. Постепенное зарастание черепных швов.       

 

-------------------------------------

 

 

 

Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

  

 

 

Категория: Разное | Добавил: ovechka (09.09.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 798 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: