Кроме так называемых «культовых кинофильмов» (далее – ККФ), бывают и культовые кинофрагменты (далее – ККФР). Последние не обязательно должны быть частью первых, они могут принадлежать вполне серым, неприметным фильмам. Конечно, такие фрагменты можно найти как в советских, так и в постсоветских русских фильмах. Однако тематика ПККФР (постсоветских культовых кинофрагментов) по сравнению с советскими (СККФР) ограниченнее. В условиях отсутствия цензуры и моральной отвязности, ПККФР становятся таковыми благодаря, главным образом, своей «прикольности», в то время как превращение некоего кусочка фильма в СККФР, не реже, чем прикольностью, объяснялось «запретностью»: в нем должно было содержаться нечто эротическое, антисоциальное или антисоветское.
1). Эротичность. Она обычно содержалась в СККФР, изображавших «их нравы», т.е. развратный образ жизни буржуазного Запада. Это были как бы эпизоды «в кавычках» - к тому, что в них показывалось, советскому зрителю надлежало относиться критично и с иронией.* Однако советскому зрителю было плевать, как и что ему «надлежало» -- он «раскавычивал» такие эпизоды, получая от них непосредственный полноценный кайф без всяческой иронии и пересматривая соответствующие фильмы исключительно ради СККФР, тем более что как авторы этих картин, так и прокатчики, на самом-то деле, на то и рассчитывали, а воспитательный «от противного» момент «развратных» эпизодов был просто отмазкой для цензоров. (Слава богу, цензоры не все были людьми с отсохшими первичными половыми признаками типа Суслова. Получив сами удовольствие, они, может быть, считали нечестным со своей стороны отнять удовольствие у миллионов советских людей. Не благодаря ли этому СККФР данного типа все-таки доходили до экранов?)
Следует подчеркнуть, что речь идет именно о советских фильмах. В советский прокат время от времени попадали западные фильмы с эротическими эпизодами, однако, несмотря на то, что советские зрители могли многократно пересматривать эти ленты, эротические места в них не становились культовыми. Я затрудняюсь назвать причину такого феномена. Могу предположить, что «культовое» непременно должно быть чем-то родным, единокровным, душевно близким. Пока идеологический иммунитет СССР не ослабился по мере расшатывания и частичного продырявливания «железного занавеса» (это началось в конце 60-х – начале 70-х годов и ознаменовалось массовым культом «Биттлз»), только какие-нибудь ничтожные кучки отщепенцев-стиляг могли делать предметом культа Элвиса Пресли или негритянский джаз. Здоровое же большинство советского населения возводило в объекты культа лишь продукты из «отечественного сырья». Кроме того, эротические эпизоды западных фильмов были попросту слишком короткими, чтобы они могли стать ККФР: ведь цензоры нещадно резали их.**
Оговорюсь: иногда эротические СККФР все-таки бывали и западного происхождения. Например, бронебойный sex appeal Брижит Бардо прободал железный занавес, и комедия «Бабетта идет на войну», вышедшая в СССР в 60-м году, не только стала «порно для бедных », но и приобрела, надо признать, статус культовой картины. (Не переставая, однако, восприниматься как «порно». И правда, ничего стимулирующего похоть сильнее, чем разведчица Б.Б., радирующая в штаб Резистанса из постели шефа гестапо, вообразить невозможно. Проститутки в платьях гимназисток и голые певички в высоких эсэсовских сапогах отдыхают).
2) Антисоциальность. Она могла содержаться в эпизодах советских картин, где изображалась преступная, маргинальная или какая-нибудь иная специфическая среда. Идеи, которые выражались персонажами в данном случае, могли быть циничными, пессимистичными, индивидуалистичными, идеалистическими, националистическими, анархическими и т.п. Поскольку, во-первых, советские зрители не имели доступа к трудам Ницше, Фрейда, Сартра, Гитлера и т.д.; во-вторых, сценаристы писали соответствующие монологи или диалоги с большим «смаком»; и, в-третьих, роли выражающих «не нашу» идеологию персонажей обычно исполняли яркие характерные актеры с большим «отрицательным» обаянием, - то такие эпизоды, воспринимаясь как источники «запретной» идеологической или философской информации и прочно запечатлеваясь в памяти, легко становились СККФР. Следует также отметить, что очень часто СККФР по данному типу представляли собой ПОП (песню отрицательного персонажа). Идеологические органы сталкивались с тем, что ПОП имели тенденцию становиться шлягерами. Исполнение ПОП с эстрады упорно выкорчевывалось, однако «улица» все равно их распевала, на ее роток невозможно было накинуть цензурный платок. Популярность «антисоциальных» песен из кинофильмов является предельным проявлением феномена «раскавычивания», о котором мы уже говорили.
3) Антисоветчина. СККФР этого типа стали появляться в период гнилостного заката СССР, ибо раньше любой намек на антисоветчину безжалостно экспургировался, а виновные в таком намеке наказывались вплоть до физического уничтожения. Автору данного текста пришлось посмотреть «Гараж» Рязанова в одном из московских кинотеатров в 1979 году. Обстановка в кинозале была накаленной, т.к. ушлые столичные зрители прекрасно знали, что фильм более года пролежал «на полке». С начала и до конца картины каждая «антисоветская» примочка сопровождалось общим хохотом и аплодисментами. Во время того памятного просмотра я, кажется, впервые подумал, что дни советской власти, похоже, сочтены.
4). Прикольность. Как уже было сказано, ПККФР почти всегда прикольны, а СККФР данного типа мало чем от них отличалась. Прикольность, она и есть прикольность, комментарии излишни. Впрочем, советское чувство смешного, наверное, чем-то отличалось от постсоветского – но это тема настолько тонкая, что здесь я сдаюсь и ставлю точку.
* Подобная «закавыченность» была присуща (и позволяла вообще возникать) СККФР не только по типу 1 (эротика), но и по всем остальным типам. Читателю следует иметь это в виду, поскольку мы далее, в целях экономии виртуального листажа, не будем повторяться на эту тему.
**Цензоры все же не удаляли такие эпизоды целиком. Это делалось для того, чтобы, опять-таки, создавать для советских кинозрителей дополнительные приманки. Вместе с тем, такие эпизоды обрезались достаточно сильно, чтобы они не успевали перевозбуждать киноаудиторию. И тут нелишне будет упомянуть следующее. Советские киномеханики вырезали для личного самовозбуждения кадрики с topless girls, снятыми со спины naked girls и т.д. Поскольку кинокопия фильма переходила из центрального городского кинотеатра во второэкранные, а затем в районные и сельские, причем всюду киномеханики вырезали для себя кадрики из того же эпизода, то он в конце концов полностью исчезал. Насколько известно автору данного исследования, феномен функционирования киномехаников в роли киноцензоров второго эшелона ранее киноведами не отмечался.
# 1. Эротические СККФР
Песня бабок-ёжек из мультфильма «Чудесница» (1957).
Песня путаны из к/ф «Бриллиантовая рука»
Брижит Бардо: «Бабетта идет на войну»
# 2. Антисоциальные СККФР
Песня из к/ф «Человек-амфибия»
Песня из к/ф «Оптимистическая трагедия»
# 3. Антисоветские СККФР
Из «Гаража»
Из «Бриллиантовой руки»
# 4. Прикольные СККФР
«Приключения неуловимых»: Крамаров
«Печки-лавочки»: Шукшин - Бурков
Автор С. Бакис
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|