Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Разное |
Умерла Татьяна Лиознова
"Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве. В 1949 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа, где занималась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Работала ассистентом режиссера на фильме своего учителя "Молодая гвардия". Затем была помощником режиссера на картинах "Таинственная находка", "Земля и люди". Первой самостоятельной работой Татьяны Лиозновой стал вышедший в 1958 году фильм "Память сердца", эту ленту она поставила по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, которая сыграла ней одну из главных ролей. Большую известность принесла режиссеру лирическая картина "Три тополя на Плющихе", в которой главные роли блестяще исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов и которая до сих пор пользуется зрительской любовью. Одной этой работы было бы достаточно, чтобы остаться в истории советского кинематографа, но имя Татьяны Лиозновой неразрывно связано с легендарным телевизионным фильмом - "Семнадцать мгновений весны", поставленные по одноименному роману Юлиана Семенова, прославили режиссера, а серьезные актерские работы Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева стали одними из самых значительных в их творчестве. В начале 1980-х годов выходят два других фильма Лиозновой, различных по жанру, но отмеченных и критикой, и зрителями: социально-производственная телевизионная драма по пьесе Александра Гельмана "Мы, нижеподписавшиеся" с блистательным актерским составом и музыкальная картина о женской судьбе "Карнавал", в котором главную роль исполнила Ирина Муравьева. Кстати, в работе над сценарием для последнего фильма Лиознова принимала активное участие. Кроме того, Татьяна Лиознова преподавала во ВГИКе и вместе со Львом Кулиджановым руководила режиссерско-актерской мастерской.
Режисcерские работы: 1. Память сердца - 1958 (Киноповесть) . 2. Евдокия - 1961 (Мелодрама) . 3. Им покоряется небо - 1963 (Драма) . 4. Рано утром - 1965 (Киноповесть) . 5. Три тополя на Плющихе - 1967 (Мелодрама) . 6. Семнадцать мгновений весны - 1973 (Детектив) . 7. Карнавал - 1981 (Комедия) . 8. Мы, нижеподписавшиеся - 1981 (Драма). 9. Конец света с последующим симпозиумом - 1986. Cценарии: Карнавал - 1981 (Комедия)". Этот curriculum vitae взят с сайта kinoexpert.ru. Теперь, увы, после 20.07.24 приходится добавить тире и 29.09.11. Сюжеты фильмов Лиозновой очень простые и, что называется, жизненные. За исключением, конечно, довольно закрученного сюжета ее самого знаменитого фильма, который про Штирлица. Но и в этом фильме, если задуматься, нас не очень-то занимает сюжет: интересно, как люди, фашисты и нефашисты, разговаривают, рассуждают, контактируют, реагируют друг на друга - вся эта тонкая вязь взаимоотношений. Но как бы то ни было, истории, рассказанные в большинстве ее фильмов, незамысловатые. «Память сердца». Во время войны русская женщина, учительница, подобрала на оккупированной территории подбитого английского летчика. Спрятала, стала выхаживать. Между ними вроде наметилась сердечная привязанность (вроде: узнаете? Как в «Трех тополях»). Наконец летчик, как подлеченный птенец, вернулся в небо. А после войны вернулся в родное гнездо, на свою английскую родину. Годы проходят, но двое помнят друг друга. Потом один раз встретились. У обоих давно семьи и т.д., о чем говорить. Конец фильма. Ясно, по жанру это мелодрама. «Евдокия». «На окраине провинциального городка живут Евдоким и Евдокия, воспитывая приемных детей. Он работает на заводе, она ведет хозяйство. Семья, казалось бы, благополучна и счастлива, беда только в том, что Евдокия не может забыть любовь своей юности. Этого Евдоким пережить не может и уходит из дома». («Киноэксперт») . «Им покоряется небо». Про летчиков-испытателей. Отношения летчиков между собой, с самолетами, с начальством и с женами. "Рано утром". «Потеряв рано родителей, Алеша и Надя не оказались одни. Друг отца и окружающие их люди помогли детям остаться добрыми и открытыми в этом непростом мире взрослых». («Киноэксперт») . «Три тополя». Тут нечего одолжаться ни у каких экспертов. «17 мгновений». Тут каждый бывший советский человек сам эксперт. "Карнавал". Про то, как девушка, приехавшая из провинции в Москву, пробивается в артистки. «Мы, нижеподписавшиеся». Ну этот фильм как раз очень хитрый: детектив на производственную тему по пьесе Гельмана, который мастер был по таким детективам. Две серии закручиваются-раскручиваются, фактически, на двух лавках пассажирского купе. Чрезвычайно интересно смотреть: не так потому что детектив, а просто, ну интересно. На артистов смотреть интересно. «Конец света с последующим симпозиумом», выпуск 86-го года, последний фильм Лиозновой. По американской пьесе, в 3-х сериях. «Миллионер Филипп Стоун, располагающий секретной информацией о ядерной политике США, убежден, что она несёт реальную опасность людям планеты...». («Киноэксперт»). Конечно, герой первого фильма Лиозновой тоже был англосакс, но... скажу честно, я этого фильма не смотрел, не захотел. Ввиду печально изменившихся обстоятельств, может, посмотрю... Теперь первый ряд вопросов. Сколько за постсоветские годы сделано фильмов и сериалов про несостоявшуюся любовь советской женщины и несоветского мужчины и наоборот? Про «заветную» любовь немолодой русской женщины? Про несостоявшуюся любовь простой русской женщины и простого русского мужика? Про летчиков-испытателей? Про разведчика? На жгучие производственные темы? (Впрочем, на производственные в постсоветское время ни одного, кажется, не сделано. Надо переформулировать: сколько таких фильмов снято в позднесоветское время?). Теперь второй вопрос: Кто их помнит? Вопрос третий: так в чем секрет Лиозновой? Журналист Леонид Радзиховский, выступая на «Эхе Москвы», по случаю ее смерти сказал: «Крепкий советский режиссер. Не гений, не новатор. Но вот... способ знала». Да, знала. Как Ромм. Как Райзман. Как Хейфиц, Венгеров, Рязанов, Мельников, Мотыль, Меньшов, Трегубович, Шахназаров... Но все-таки, у способа Лиозновой есть своя специфика, женская. Это чрезвычайное серьезное и, как бы выразиться, доверчиво-требовательное отношение к историям, которые она рассказывала. То, чему она сама не могла поверить, она убирала, переделывала, передумывала, возилась с этим до тех пор, пока у нее не начинало сердце к нему лежать. Никаких чудес. Не богиня, обжигала горшки, как другие гончары. Но пока горшок не становился на ощупь приятен ей, не выпускала из ладоней. (Потому, наверно, так немного горшков сделала). Отсюда осердеченная внятность, теплота ее историй, которые не могли не передаваться зрителю. И Лиознова, и стругальщики сериалов говорят простые вещи, да только они – про пиплов и для пиплов, она – про нас и про себя. Она делала кино, по-пушкински «над вымыслом слезами обливаясь», и зритель на фильмах ее тоже плакал. Нынешние делают фильмы посмеиваясь, а зритель их смотрит позевывая. Вот и весь секрет, весь способ. Есть свидетельства о том, как Лиознова делала «кастинг». Боже, да какой там кастинг! Это был всякий раз безысходный кризис, драма, переходящая в трагедию. "Весь выбор — говорила Лиознова, - это тайна моей внутренней жизни. И бесконечного погружения в сцены будущего фильма. Проигрывание в уме всей картины с разным сочетанием актеров". Штрилица она в Тихонове не видела и яростно сопротивлялась внушениям со всех сторон, что, мол, Татьяна Михайловна, он и думать на экране умеет, и обаятельный, и интеллигентный, и любимый – чего там размышлять? «Нет, нет и нет». «Ну а что нет?» «Не знаю, что. Не то». Сердце не лежало. Выбирала актера, как суженого. ( И "по жизни" она суженого себе так и не нашла. Это между прочим). Броневого тоже долго отвергала, представляете? Он ее как-то ерзаньем шеи под тесным гестаповским воротничком убедил. Убедил ли? Да, Мюллер стал наше всё. Но стал ли он ее, Лиозновой, всё? Выдали девушку за нежеланного, и как удачно: дом полная чаша, дети, муж стоит миллион и верен, как часы Роллекс. Но полюбила, полюбила ли она эти часы? Татьяна Лиознова умерла, и теперь не узнать, приняла ли она всей душою Тихонова и Броневого. Фрагменты из фильмов Татьяны Лиозновой
"Память сердца" В "Русском сувенире" Александрова англофоны разговаривают с сибиряками на чистом русском языке: зритель должен принять эту условность. У Лиозновой в "Памяти сердца" англофоны даже между собой, у себя дома спикают по-английски. Судите сами, кому из двух режиссеров была дороже достоверность на экране. "Евдокия" Сценарий "Евдокии" написала Вера Панова. Мне кажется, Лиознова и Панова
очень близки по духу: обеим свойственна неспешная подробность повествования, наблюдательность и теплота. Была еще одна конгениальная Лиозновой писательница - И. Грекова. Говорят, Лиознова собиралась поставить фильм по рассказу Грековой "За проходной". Не состоялось... "Им покоряется небо"
Обратите внимание, к а к Евстигнеев отвечает вдове только
что погибшего летчика, попросившей подарить ей маленькую модель самолета, испытывая который, муж ее и погиб, - с какой мукой он произносит: "Не могу". Самолет-то секретный, черт его побери... "Три тополя на Плющихе"
В эти дни множество сайтов, поминая Лиознову, выставляют
эпизод из "Трех тополей" с Дорониной, поющей "Нежность". Конечно, это что-то! Мы, чтобы немного отличиться, даем финал картины. "Мы, нижеподписавшиеся"
Единственный фильм, где Янковский играет подлеца. Автор С. Бакис
| |
Просмотров: 2248 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |