Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 23.05.2017, 16:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Сергей ЛОЗНИЦА

«Майдан»

Документальный фильм. Режиссер и один из операторов – Сергей Лозница. 2014

Сергей  Эйзенштейн,  прежде чем снимать свои фильмы, от начала до конца зарисовывал их. Его рисунки обычно не подробны – режиссер хотел наметить только общую динамику кадров. Рисунки Эйзенштейна к фильму «Октябрь» похожи  на магнитные силовые линии или траекторию удара могучего кулака. Сергей Лозница, режиссер фильма об украинской революции, конечно, не делал раскадровки, ведь «Майдан» - картина документальная. Но если зарисовывать покадрово фильм, который получился, будет выходить нечто, похожее иногда на броуновское движение, иногда на спирали улиточьих раковин. Люди на Майдане хаотично снуют туда-сюда, кружат, как  слепые в поисках некоего созданного их собственным кружением центра. (В первом художественном фильме Лозницы "Счастье мое" люди тоже блуждали в некоем заколдованном пространстве). Центр, в общем-то,  есть – это платформа, с которой вожди Майдана на пике революционных дней неустанно вещали, заклинали, давали вказивки. Но особенность этого фильма в том, что вожди не показаны ни разу. Разве что Яценюк призвал народ похлопать четырехлетним Виталинке и Миколке, которые спели колядку. Ведь это Риздво,  революция совпала с праздником Рождества Христова, и сама она, во всяком случае, так, как это показано Лозницей, не столько политическое событие, сколько праздник, действо, карнавал. На Майдане полутемно, тревожно, знобко – нам передается экзистенциальная дрожь людей, чьи ноздри вдыхают сладкий и страшный воздух свободы. Как участники карнавала, они заглянули за край жизни, в смерть. И еще они заглянули за край жизни стабильной, привычного порядка вещей, государственного устройства. Стало видно, что мир, на самом деле, держится не на гражданских и уголовных кодексах, указах правительства, манипуляциях олигархов и политических временщиков – он держится на их собственной воле, воле вот этих броуновских частиц, беспорядочно мечущихся и соударяющихся на клочке земли между Майданом и Грушевского. Люди беспокойны не только оттого, что внезапно открывшийся космос темен и бесприютен,  но и от распирающей их энергии. Им жутко, но и весело – на одном из плакатов, которыми усеян Майдан, читаем: «Боятыся заборонено!»  

И вместе с тем, не видевшим этого фильма не стоит ждать, что Сергей Лозница подготовил для них очень духоподъемное зрелище. В сущности, «Майдан» - скучная картина. Так получилось не вопреки намерениям Лозницы: по всей видимости, он того и хотел. Это очень жесткий, волевой и несколько даже садистичный по отношению к зрителю режиссер, привыкший и умеющий неуклонно выдерживать намеченную концепцию. Концепция Лозницы в данном случае такова: крот истории слеп, он роет медленно и без тяги к внешним эффектам.

Во время Майдана я в основном следил за происходившим по украинскому каналу «Эспрессо». Почти ничего невозможно было понять. Стоит толпа. Горят костры. Бьют колотушками в бочки, как африканцы перед боем или в бою били в тамтамы. В Майдан летят через баррикаду слезоточивые гранаты. Из майданской толпы выбегают парни и бросают через баррикаду булыжники и коктейль Молотова.  Так круглые сутки.  «Майдан» Лозницы длится больше двух часов, но режиссер, может быть, хотел бы, чтобы фильм длился бесконечно. Долго показывается, как люди входят и выходят из помещения, где, по-видимому, расположена Рада Майдана. Как передают по цепочке булыжники. Как бросают шины в костер. Как собирают в мешки золу от костров. Примеры можно длить сколько угодно.  Отличие Майдана по Лознице от Майдана по «Эспрессо» состоит в том, что на ТВ все же пробивались иногда монологи, краткие интервью, крупные планы, в фильме же все это начисто отсутствует. Нет ни одного по-журналистски хлесткого кадра – перед нами что угодно, но не репортаж. Только медлительная улитка толпы, броуновское движение частиц. И несколько раз на протяжении фильма - частицы конденсируются в бескрайний колеблющийся холодец: Майдан поет «Ще не вмерла Україна». Такова структура фильма, если она у него есть: скучно-беспорядочное молекулярное движение  - и несколько патетических  ударов козацкого гимна. Послушники афонского монастыря или те, кто пришел учиться боевым искусствам в Шаолинь, ждут, чтобы наставник поведал им нечто сокровенное, но тот лишь велит круглосуточно молиться или повторять одно и то же кажущееся бессмысленным упражнение. Так и Лозница истязает зрителей однообразным ритмом - для чего? Чтобы до нас в конце концов дошел ряд основополагающих вещей.

Движение толпы беспорядочно, но не бессмысленно.  "Нэзалэжнисть" - по-русски "независимость", а независимость тесно связана с самостоятельностью.  Люди снуют туда-сюда, но остаются в пределах Майдана; не надеясь ни на кого, они сами стоят на нем.  И Майдан в итоге выстоял не лихостью парней, метавших коктейли Молотова, а своим упрямым стоянием. Так пятьсот с чем-то лет назад русские покончили с монгольским игом - стоянием царской рати на Угре. 

Кроме того, суета толпы и прагматически не бессмысленна: многие частицы снуют по  делу. Майдан прекрасно организован, и чудо в том, что это организованность не военной машины, а сороконожки. Громкоговоритель время от времени объявляет: «Потрибни дви людыны на кухню», «Потрибна допомога на вулыци Грушевського», «Хлопци, треба абыяк видбыты мист!» По толпе пробегает спазм мышечного сокращения – это волонтеры поспешили туда, куда их позвали. Как я уже говорил, тех, кто позвал, не показывают, потому что дело не в них, их голоса – это как бы чревовещание самоуправляющегося Майдана. Или вот на прикнопленном к стене кухни листке написано: «Потрибэн сыр твэрдый»,  - а  вскоре будет долгий кадр со всяческой вкусной снедью, заполнившей кухонный склад. На видеоряд соборно собранной снеди наложен звукоряд глухо доносящегося с Майдана соборного крика: «Слава Украини!»    

Откуда же Майдан знает, что ему делать в каждую минуту? Им движет вдохновение, а оно родилось из чувства абсолютной ясности и правды, охватившего тысячи людей одновременно.  «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! Его призвали всеблагие как собеседника на пир». (Тютчев). Волны вдохновения поднимаются не от призывов громкоговорителя, а от неловких стихов, которые читает с платформы пожилой вояка в маскхалате, от всплесков тут и там пения задорных девушек, от причитаний старух и стариков: «Хлопци, захистыть Украину, спасить Украину!» «Схамэниться, люби мои, схамэниться, прошу вас, молю. Прыймаетэ брэхню за правду… то вы люды чы вы жывотни?»

И еще вдохновение поддерживается словами батюшки: «Просымо Господа, щоб вин дарував нам глыбыны покаяння…  для кожного з нас, тых, хто тут е, й тых, хто на пагорбах урядуе».  Значит, грешны обе стороны, пусть не в равной мере, но обе! Признание этого может излиться лишь из души глубоко потрясенной, и лишь в час глубокого исторического потрясения.    

Но смирение не  только в душах священников – удивительно, что им проникнут весь дух Майдана. Лица людей, поющих гимн, одушевлены не "яростью благородной", которой вполне можно было бы ожидать в ответ на репрессии властей, а тем, что «вдруг стало видно далеко во все концы света» (Гоголь), и открывшаяся картина так светла, что жажда возмездия перед ней отступает.  «Згынуть наши ворожэнькы, як роса на сонци…»  Строка из гимна. А вот строка припева стебной песни, как бы обращенной к Януковичу, которую любит распевать Майдан: «Прощай, гарантэ! Нэ повэртайся! Витя, чао-чао-чао!» Задуматься: почему «ворожэнькы»? Почему «Витя»? Откуда  эти ласковость и добродушие? Их можно объяснить только по-христиански незлобивым отношением к миру.

В идеале этот фильм должен быть бесконечным, но у всякого фильма бывает конец.  Лозница закончил «Майдан» титрами:  «22 февраля президент бежал. Больше ста людей погибло». А перед этим был эпизод проноса гробов с убитыми сквозь ночной Майдан. Люди подняли включенные айфоны высоко над головами, и они горели, как в старые времена горели в руках похоронщиков свечи. Ничего нового нет на свете, кроме надежд... которые редко сбываются. Несут убитых, и в это время звучит народная песня  «Плынэ кача по Тысыни». Ее поют за кадром, но это не музыкальное сопровождение, придуманное режиссером: гробы действительно несут под «Качу». Песня хорошая и печальная, в красивом многоголосом исполнении.  И тем не менее  - даже тем более, оттого что так красиво, - это китч. Убитых подобает нести молча или под церковное песнопение. Голос из громкоговорителя сообщает: «Тут на сцени стоять батькы. Пидтрымаемо их хвылыною мовчання». Лиц отцов и матерей погибших не показывают, как не показывают в этом фильме почти ничего, что на платформе (сам Майдан сцена - вторая сцена не нужна). Возможно, в эти минуты в сердцах родителей доминировала гордость, а не острая боль. На миру и смерть красна, даже смерть детей. Майдан – карнавал. Китч на карнавале допустим. Смерть на карнавале – веселая смерть, даже если она настоящая.

Пройдет время, жизнь возвратится в привычное русло. Украинская революция -2014 может кончиться по-всякому. Она может кончиться и так, что просветление Майдана покажется иллюзорным. В таком случае родители перестанут понимать, зачем погибли их дети. Но так будет – потом. Когда после концерта заезжего пианиста люди выходят в темную слякоть провинциального города, Шопен может показаться иным из них красивой  выдумкой. Но когда их души сладко замирали от музыки, Шопен их не обманывал. Люди не заблуждались, когда всей громадой - что значит на украинском вместе, сообща, гуртом -  пели старый козацкий гимн на Майдане. Ангел революции касался их в те минуты своим крылом.  Кем бы ни обернулся ангел впоследствии,  он был, он летел над Майданом. Полет его неотменим,  хотя жизнь есть жизнь, и люди могут всё позабыть.                           

 

                            

Сергей Лозница


Смотреть фильм он-лайн

            

Написать письмо автору

 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 

 

Категория: Сергей ЛОЗНИЦА | Добавил: ovechka (27.12.2014) | Автор: C. Бакис
Просмотров: 433 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: