Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Сергей ЛОЗНИЦА |
Документальный фильм. Режиссер и один из операторов – Сергей Лозница. 2014 Сергей Эйзенштейн, прежде чем снимать свои фильмы, от начала до конца зарисовывал их. Его рисунки обычно не подробны – режиссер хотел наметить только общую динамику кадров. Рисунки Эйзенштейна к фильму «Октябрь» похожи на магнитные силовые линии или траекторию удара могучего кулака. Сергей Лозница, режиссер фильма об украинской революции, конечно, не делал раскадровки, ведь «Майдан» - картина документальная. Но если зарисовывать покадрово фильм, который получился, будет выходить нечто, похожее иногда на броуновское движение, иногда на спирали улиточьих раковин. Люди на Майдане хаотично снуют туда-сюда, кружат, как слепые в поисках некоего созданного их собственным кружением центра. (В первом художественном фильме Лозницы "Счастье мое" люди тоже блуждали в некоем заколдованном пространстве). Центр, в общем-то, есть – это платформа, с которой вожди Майдана на пике революционных дней неустанно вещали, заклинали, давали вказивки. Но особенность этого фильма в том, что вожди не показаны ни разу. Разве что Яценюк призвал народ похлопать четырехлетним Виталинке и Миколке, которые спели колядку. Ведь это Риздво, революция совпала с праздником Рождества Христова, и сама она, во всяком случае, так, как это показано Лозницей, не столько политическое событие, сколько праздник, действо, карнавал. На Майдане полутемно, тревожно, знобко – нам передается экзистенциальная дрожь людей, чьи ноздри вдыхают сладкий и страшный воздух свободы. Как участники карнавала, они заглянули за край жизни, в смерть. И еще они заглянули за край жизни стабильной, привычного порядка вещей, государственного устройства. Стало видно, что мир, на самом деле, держится не на гражданских и уголовных кодексах, указах правительства, манипуляциях олигархов и политических временщиков – он держится на их собственной воле, воле вот этих броуновских частиц, беспорядочно мечущихся и соударяющихся на клочке земли между Майданом и Грушевского. Люди беспокойны не только оттого, что внезапно открывшийся космос темен и бесприютен, но и от распирающей их энергии. Им жутко, но и весело – на одном из плакатов, которыми усеян Майдан, читаем: «Боятыся заборонено!» И вместе с тем, не видевшим этого фильма не стоит ждать, что Сергей Лозница подготовил для них очень духоподъемное зрелище. В сущности, «Майдан» - скучная картина. Так получилось не вопреки намерениям Лозницы: по всей видимости, он того и хотел. Это очень жесткий, волевой и несколько даже садистичный по отношению к зрителю режиссер, привыкший и умеющий неуклонно выдерживать намеченную концепцию. Концепция Лозницы в данном случае такова: крот истории слеп, он роет медленно и без тяги к внешним эффектам. Во время Майдана я в основном следил за происходившим по украинскому каналу «Эспрессо». Почти ничего невозможно было понять. Стоит толпа. Горят костры. Бьют колотушками в бочки, как африканцы перед боем или в бою били в тамтамы. В Майдан летят через баррикаду слезоточивые гранаты. Из майданской толпы выбегают парни и бросают через баррикаду булыжники и коктейль Молотова. Так круглые сутки. «Майдан» Лозницы длится больше двух часов, но режиссер, может быть, хотел бы, чтобы фильм длился бесконечно. Долго показывается, как люди входят и выходят из помещения, где, по-видимому, расположена Рада Майдана. Как передают по цепочке булыжники. Как бросают шины в костер. Как собирают в мешки золу от костров. Примеры можно длить сколько угодно. Отличие Майдана по Лознице от Майдана по «Эспрессо» состоит в том, что на ТВ все же пробивались иногда монологи, краткие интервью, крупные планы, в фильме же все это начисто отсутствует. Нет ни одного по-журналистски хлесткого кадра – перед нами что угодно, но не репортаж. Только медлительная улитка толпы, броуновское движение частиц. И несколько раз на протяжении фильма - частицы конденсируются в бескрайний колеблющийся холодец: Майдан поет «Ще не вмерла Україна». Такова структура фильма, если она у него есть: скучно-беспорядочное молекулярное движение - и несколько патетических ударов козацкого гимна. Послушники афонского монастыря или те, кто пришел учиться боевым искусствам в Шаолинь, ждут, чтобы наставник поведал им нечто сокровенное, но тот лишь велит круглосуточно молиться или повторять одно и то же кажущееся бессмысленным упражнение. Так и Лозница истязает зрителей однообразным ритмом - для чего? Чтобы до нас в конце концов дошел ряд основополагающих вещей. Движение толпы беспорядочно, но не бессмысленно. "Нэзалэжнисть" - по-русски "независимость", а независимость тесно связана с самостоятельностью. Люди снуют туда-сюда, но остаются в пределах Майдана; не надеясь ни на кого, они сами стоят на нем. И Майдан в итоге выстоял не лихостью парней, метавших коктейли Молотова, а своим упрямым стоянием. Так пятьсот с чем-то лет назад русские покончили с монгольским игом - стоянием царской рати на Угре. Кроме того, суета толпы и прагматически не бессмысленна: многие частицы снуют по делу. Майдан прекрасно организован, и чудо в том, что это организованность не военной машины, а сороконожки. Громкоговоритель время от времени объявляет: «Потрибни дви людыны на кухню», «Потрибна допомога на вулыци Грушевського», «Хлопци, треба абыяк видбыты мист!» По толпе пробегает спазм мышечного сокращения – это волонтеры поспешили туда, куда их позвали. Как я уже говорил, тех, кто позвал, не показывают, потому что дело не в них, их голоса – это как бы чревовещание самоуправляющегося Майдана. Или вот на прикнопленном к стене кухни листке написано: «Потрибэн сыр твэрдый», - а вскоре будет долгий кадр со всяческой вкусной снедью, заполнившей кухонный склад. На видеоряд соборно собранной снеди наложен звукоряд глухо доносящегося с Майдана соборного крика: «Слава Украини!» Откуда же Майдан знает, что ему делать в каждую минуту? Им движет вдохновение, а оно родилось из чувства абсолютной ясности и правды, охватившего тысячи людей одновременно. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! Его призвали всеблагие как собеседника на пир». (Тютчев). Волны вдохновения поднимаются не от призывов громкоговорителя, а от неловких стихов, которые читает с платформы пожилой вояка в маскхалате, от всплесков тут и там пения задорных девушек, от причитаний старух и стариков: «Хлопци, захистыть Украину, спасить Украину!» «Схамэниться, люби мои, схамэниться, прошу вас, молю. Прыймаетэ брэхню за правду… то вы люды чы вы жывотни?» И еще вдохновение поддерживается словами батюшки: «Просымо Господа, щоб вин дарував нам глыбыны покаяння… для кожного з нас, тых, хто тут е, й тых, хто на пагорбах урядуе». Значит, грешны обе стороны, пусть не в равной мере, но обе! Признание этого может излиться лишь из души глубоко потрясенной, и лишь в час глубокого исторического потрясения. Но смирение не только в душах священников – удивительно, что им проникнут весь дух Майдана. Лица людей, поющих гимн, одушевлены не "яростью благородной", которой вполне можно было бы ожидать в ответ на репрессии властей, а тем, что «вдруг стало видно далеко во все концы света» (Гоголь), и открывшаяся картина так светла, что жажда возмездия перед ней отступает. «Згынуть наши ворожэнькы, як роса на сонци…» Строка из гимна. А вот строка припева стебной песни, как бы обращенной к Януковичу, которую любит распевать Майдан: «Прощай, гарантэ! Нэ повэртайся! Витя, чао-чао-чао!» Задуматься: почему «ворожэнькы»? Почему «Витя»? Откуда эти ласковость и добродушие? Их можно объяснить только по-христиански незлобивым отношением к миру. В идеале этот фильм должен быть бесконечным, но у всякого фильма бывает конец. Лозница закончил «Майдан» титрами: «22 февраля президент бежал. Больше ста людей погибло». А перед этим был эпизод проноса гробов с убитыми сквозь ночной Майдан. Люди подняли включенные айфоны высоко над головами, и они горели, как в старые времена горели в руках похоронщиков свечи. Ничего нового нет на свете, кроме надежд... которые редко сбываются. Несут убитых, и в это время звучит народная песня «Плынэ кача по Тысыни». Ее поют за кадром, но это не музыкальное сопровождение, придуманное режиссером: гробы действительно несут под «Качу». Песня хорошая и печальная, в красивом многоголосом исполнении. И тем не менее - даже тем более, оттого что так красиво, - это китч. Убитых подобает нести молча или под церковное песнопение. Голос из громкоговорителя сообщает: «Тут на сцени стоять батькы. Пидтрымаемо их хвылыною мовчання». Лиц отцов и матерей погибших не показывают, как не показывают в этом фильме почти ничего, что на платформе (сам Майдан сцена - вторая сцена не нужна). Возможно, в эти минуты в сердцах родителей доминировала гордость, а не острая боль. На миру и смерть красна, даже смерть детей. Майдан – карнавал. Китч на карнавале допустим. Смерть на карнавале – веселая смерть, даже если она настоящая. Пройдет время, жизнь возвратится в привычное русло. Украинская революция -2014 может кончиться по-всякому. Она может кончиться и так, что просветление Майдана покажется иллюзорным. В таком случае родители перестанут понимать, зачем погибли их дети. Но так будет – потом. Когда после концерта заезжего пианиста люди выходят в темную слякоть провинциального города, Шопен может показаться иным из них красивой выдумкой. Но когда их души сладко замирали от музыки, Шопен их не обманывал. Люди не заблуждались, когда всей громадой - что значит на украинском вместе, сообща, гуртом - пели старый козацкий гимн на Майдане. Ангел революции касался их в те минуты своим крылом. Кем бы ни обернулся ангел впоследствии, он был, он летел над Майданом. Полет его неотменим, хотя жизнь есть жизнь, и люди могут всё позабыть.
Сергей Лозница
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
| |
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |