Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 12.12.2017, 04:48
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Сергей ЛОЗНИЦА

«Представление»
Полнометражный документальный фильм. Режиссер Сергей Лозница. Германия-Россия-Украина. 2008




Одним из интереснейших событий нашей эпохи было знакомство с трудами инопланетных ученых, посвященными нам, жителям Земли. Люди и не подозревали, что за ними, с помощью более чувствительных приборов, чем наши, наблюдают натуралисты Марса, Венеры и даже Урана. 
Из «Жизни людей».  Андре Моруа

Люди взрывом уничтожают перешеек, и река (конкретно, река Шексна) изменяет течение. Во льду этой, а может, какой-то другой  реки (воды и почвы, показанные в фильме, вряд ли принадлежат какому-то отдельному советскому региону - это скорее СССР вообще) промышленным буром проделывается большая дыра, туда опускается промышленный невод, и тут же его вытаскивают, наполненный доброй тонной мальков. Потом усталые, но довольные рыбаки возвращаются домой на прицепе, который таранит через снега трактор. Сеют, между прочим, тоже прямо в снег. Не подумайте, что это нехлюйство: просто Россия этого фильма – страна вечных снегов... бело, бело до горизонта в половине кадров. Так во что же еще, спрашивается, сеять? А нехлюйства никакого нет, наоборот, зерно до посева тщательно готовили. В частности, его замачивали. Технология замачивания такова: зерно засыпается в мешки, которые затем погружаются в проруби (возможно, те самые, куда до того совали неводы?) Сеют в снег, но и почва не остается без употребления. Например, снег взрывают, холмы земли перегружают в грузовики и везут на металлургический завод. Там землю засыпают в опоки, по которым женщины-опочницы долго бьют специальными лопатками; таким образом земля плотно утрамбовывается; затем в ней выкапываются формы-изложницы, в которые затем непосредственно и вливается металл. Он – еще одна стихия фильма, как вода, как снег. Сталь течет реками, из нее делаются всевозможные необходимые для народного хозяйства предметы: паровозы, станки, танки, ну и, конечно, металлургические заводы, на которых делается новая сталь. Предметы, изготовляемые из стали, перевозятся в железнодорожных составах. Они очень длинные, чтобы можно было побольше за раз перевести и сделать побольше стальных предметов. В фильме показано интервью с одним машинистом:
- Здравствуйте, Анатолий Яковлевич! Большой вы состав сегодня провели, конца ему не будет. Наверное, с километр. Тяжело было вести состав такой?
- Нелегко.
- Ну расскажите, как вы его провели?
- Напряженно работали в пути помощник машиниста Анатолий Котов и кочегар Виктор Фокин. На спусках использовали инерцию, этим экономя пар. А перед подъемами шли со скоростью 80 км/час, на полную мощность локомотива.
- Можно сказать, поезд шел как курьерский?
- Да. Диспетчер открыл зеленую улицу, и поезд прибыл в Брянск на 20 минут раньше графика. Груза поставлено на 900 тонн выше нормы..
- Ну что ж, желаем вам и вашим товарищам хорошо отдохнуть.
Хорошо отдохнув, ребята в следующий раз домчат состав в Брянск на двадцать пять минут раньше. Для нас, русских, в этом интервью нет ничего особенного – то ли дело для всякой иностранной немчуры. Эти вечно недоумевают: зачем приезжать раньше графика? зачем поставлять выше нормы? Ненормальные, что ли, эти совки?
Возможно, фильм сделан в сотрудничестве с Германией из чисто финансовых соображений, да и вообще Лозница в Германии живет. Но я вот что хочу сказать: этот фильм в любом случае надо было бы делать в сотрудничестве с Германией или какой-нибудь другой страной на запад от России. Потому что в таком случае в фильме будут субтитры на соответствующем иностранном языке. А они в данном случае являются главным художественным приемом. Чужой язык необходим в «Представлении» как выражение чужого глаза, типа марсианского. Он взирает на  циклопическую деятельность существ, в общем-то, довольно похожих на самих марсиан, только как бы вырубленных из камня или выструганных из чурбанов, и деятельность эта представляется ему тем более странной, чем больше, опять-таки, она напоминает внешне их собственную марсианскую  деятельность. У русских есть индустрия, что правильно. Но по марсианским понятиям, конечным продуктом  индустрии должна быть еда: почему же никак не удается ее заснять, куда русские прячут ее? У русских также есть суды – но не такие, как на Марсе, а товарищеские.  Их приговор бывает таким: «Суд оштрафовал Антошкина Ивана на 100 рублей, но счел возможным заменить штраф посадкой ста саженцев в срок до 20 мая». (После этого показываются бесконечные ряды молодых деревец, а диктор радостно говорит: «Пусть расцветает наша страна садами: в ней не будет людей с пережитками прошлого!» Ну, как это понять?) Или вот выборы. Дело хорошее и правильное - но почему они выбирают из одного? 
Марсиане, конечно, готовились к съёмкам, учили русский. Но знаете, что такое учить язык по учебникам. Читать научишься, а понимать на слух ни слова не будешь. Поэтому вначале, когда марсианские киношники только прибыли в СССР, они русский разговор на свой язык не переводят, ограничиваясь только переводом надписей, ну там, «Октябрю – достойную встречу!», «Газета – не только коллективный агитатор, но и коллективный организатор» и т.д. Но, постепенно овладевая восприятием на слух, начинают давать в субтитрах и речь. Поначалу это нелегко, особенно когда нарвешься на фольклор. Ну вот, скажем, исполняется песня:
                                       Ой где ж ты была,
                                       утушка луговая,
                                       ой,  люли, люли, люли, люли, молодая?
Что за такая «луговая уточка»? Приходится хорошо поработать мозгами, пока переведешь:
                                       Oh, where have you been,
                                       My little young  duck in the water meadows?
В заливных, то есть, лугах. В оригинале необходимости уточнять, что луга заливные, не было, потому что для русского изначально нет ни малейшей странности в том, что утка плавает по лугам: у русских не только луга, но целые деревни и города постоянно заливает (в подтверждение этого в фильме показаны  катастрофические весенние паводки). 
А иногда слова сами по себе понятны, но общий смысл ускользает. Вот поэт читает ткачихам стихи прямо в цеху:
                                       Русокосою девчонкою
                                       За машины встала я,
                                       Чтоб крутилась нитка тонкая,
                                       Радость девичья моя!
Ну что за девичья радость от нитки? Вот если бы нитка жемчуга... Но следующий куплет еще непонятнее:
                                       Скоро ты пойдешь во ткацкую,
                                       На батист, на кумачи,
                                       Повстречают тебя с ласкою
                                       Быстрорукие ткачи.
Видимо, через некоторое время девушку повысят, переведут с грубополотняного производства на более деликатное. Но что сделают с нею эти  ласковые  быстрорукие? Неужели групповой обряд, гм, инициации девушки на новом рабочем месте? Не сразу догадаешься, что речь о нитке, а не о девке.
Но возвратимся к фольклору. Фильм недаром назван «Представление», ибо народные песни, танцы, а также драматические постановки народных и профессиональных коллективов частым пунктиром распределены по всей его структуре. Эти оживленные массовые действа привлекают пристальное внимание марсиан, служа для них неким ключом к пониманию СССР: раз надрывная трудовая деятельность не выливается в этой стране ни в какие полезные для ее обитателей плоды, то, видимо, она нужна как предлог и оправдание празднеств: ставится некая нереалистическая производственная задача, которая, тем не менее, не только выполняется, но и перевыполняется (так вот зачем превышение норм!), и во славу этого героического суперусилия устраивается сабантуй. Вот мчатся грузовики, перегруженные зерном, которое от избытка обильно просыпается на дорогу, а следующим эпизодом гудит-гремит в колхозном клубе праздник урожая, апофеоз которого – танец людей-снопов. «В некоторых из этих обычаев человек, которого зовут так же, как и последний сноп, и который сидит с ним рядом на последней телеге, явно с ним отождествляется, то есть он или она воплощают дух хлеба, пойманный в последнем снопе. Другими словами, дух хлеба воплощается в человеке и снопе одновременно. Еще более явно отождествление человека с последним снопом проявляется в обычае заворачивать в сноп человека, который срезает и вяжет его» (Д.Д.Фрэзер. «Золотая ветвь»).  Массовые песни-пляски показаны и после запуска межконтинентальной баллистической ракеты. Танцора-солиста, к счастью, в нее не засовывают и под потолок не запускают,  но задник сцены - идол с острова Пасхи на броневичке, за спиной которого взлетает эта самая континентальная, -  идеально воплощает контраст между маниакальным созиданием сложных железяк и первобытной дикостью. Китай! Северная Корея! Планета Плюк! (Отличный фильм «Кин-дза-дза», но документальная «Кин-дза-дза» - это, доложу я вам, и потрудней, и подороже будет!)
Все бы хорошо, но, к сожалению, я пока что коснулся только первой половины фильма. Был бы он весь такой, чтоб без лишних слов да чтоб каждый кадр сам себя хвалил, – вышел бы шедевр почище предыдущего фильма Лозницы «Блокада». Главная сила первой половины в том, что все показанное в ней не столько смешно, сколько странно и удивительно – смешно же оно только на каком-то самом последнем или, наоборот, на самом первом уровне. Если же какому-нибудь зрителю фильм и вовсе не покажется смешным и все кончится до предела возросшим удивлением, то это будет очень хорошая реакция на «Представление». Почему великие комики обычно бывают грустными людьми? Да потому что никакие они не комики, а просто личности, обладающие свойством видеть мир незамыленным глазом. Если ты не глупыш-ребенок, ничего веселого свежим глазом увидеть в этом мире нельзя: его можно переносить только по привычке. Но поскольку мы не так глубоки, как Гоголь, Зощенко или Чаплин, то воспринимаем их восприятия как смешные. Лозница, судя по другим его работам, довольно мрачный человек, и «Представление», то есть первая его часть, получилось смешным именно в гоголевско-зощенковской традиции. Увы, по мере того как марсиане начинают все лучше понимать русский на слух, их восприятие теряет эту самую граничащую с гениальностью отстраненность, и они все более увлекаются внешними речевыми эффектами. Тут и юмор становится внешним, и киногения хиреет. Ну вот сходит по трапу самолета человек в вышитой рубахе и соломенной шляпе: от жирности он полуприседает на каждой ступеньке точь-в-точь, как те пацаки. Едва достиг он земли, как девушки пригожие начинают закидывать его хлебом и засыпать солью. Смешно? Странно? Да. И достаточно, достаточно. Но марсианам уже хочется показать, какие смешные вещи говорит этот человечек. «Когда смотришь, как природный газ превращается в каучук, хочется просто шляпу снять и поклониться людям, которые добились такого преобразования!» Так что, этот мистер Пиквик хочет поклониться скончавшимся в 1934-м году Сергею Лебедеву и Борису Бызову, разработавшим производство синтетического каучука? Смешно. Но лучше бы мы распрощались с Никитой Сергеевичем в момент, когда он почти исчез под хлебами и цветами.   
Или вот какое место, почти в конце. Девушки пригожие поют:
                                              Мы пока что, конечно, не знаем,
                                              Как нас встретят Нептун и Луна,
                                              Но родная планета земная
                                              Для хороших людей отдана!
Вот и поставить бы эту песню недалеко от начала картины, и чтобы хорошие человекоподобные совки на ее фоне рыли и кромсали эту отданную им землю поди пойми ради чего. А во второй части, в соседстве с не в меру пространными базарами старых большевиков, передовых колхозников и народных депутатов, она уже так  эффектно не звучит.
В последних кадрах Лозница показывает первое сентября в первом классе.  Детишки что-то заученно тараторят, и режиссер, видимо, это и хочет подчеркнуть - как заученно они тараторят. Но над кем Лозница смеется, над детьми? Нет, дети, что бы они ни тараторили, все равно симпатичный народ, и завершать их шепелявым заученным попугайством этот могучего замаха фильм не годится. Конец – делу венец, и такой конец пускает фильм «Представление» насмарку и заставляет нас заподозрить, что Лозница – не такой уж могучий, загадочный режиссер, каким он предстал в «Блокаде».
Ну а как, как надо было закончить? Не знаю, я не режиссер, мое дело критиковать фильмы, рвать их, как Тузик грелку.
Ну ладно, скажу. Надо было как-нибудь эдак здорово показать чугунные города, настроенные муравьями-совками. Навороченные не для людей и не для органической жизни, все эти магнитогорски, железногорски, нижневартовски и верхнеудински, чему удивляться, стали без всякой ядерной катастрофы радиоактивными зонами, излучающими лишь погибель да гниль. Вот если бы Лозница, не теряя  до самого конца удивленного глаза марсианина, ничуть не очеловечиваясь, кратко и мощно показал в качестве закономерной коды этот прекрасный новый мир,  то-то был бы фильмец! 
Для справки: фильм сделан Лозницей в основном на материале киножурнала «Наш край», выпуски 50-х – 60-х годов, Ленинградская киностудия документальных фильмов. Никогда не видел я этого поразительного киножурнала,  не крутили его в начале сеансов в нашем городе. Да, наверное, и не показался бы он мне в те поры таким уж поразительным: привычен я был, мальчонка, к советскому агитпропу, и к тому же понадобился Сергей Лозница, чтобы отобрать в этих короткометражках самые ударные места и соединить их в гексагеновой мощи заряд. 


                           

                            Чернуха чуточку еще распространится -
                             совсем из видимости скроется Лозница... 





Автор С. Бакис




Категория: Сергей ЛОЗНИЦА | Добавил: ovechka (29.05.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: