Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Стив МАККУИН |
«12 лет рабства»
(«12 Years a Slave»). Режиссер Стив Маккуин. Сценарий Джона Ридли. США. 2013 «12 лет рабства» сняты по одноименной книге воспоминаний Соломона Нортупа, роль которого в фильме исполняет Чиветел Эджиофор. Книга вышла в 1923 году. Сюжет картины такой. Первое десятилетие 20 века. Соломон работает на обувной фабрике. Он закройщик стелек с большим стажем. Внезапно владелец фабрики обвиняет его в том, что он украл несколько пар женских туфель, и увольняет его. На самом же деле хозяин решил избавиться от Нортупа, потому что тот боролся за организацию на фабрике профсоюза (в то время профсоюзы еще были не на всех предприятиях). Кроме того, хозяин заявил, что Нортуп недовыполнял норму, хотя на самом деле он ее перевыполнял. После увольнения Соломон пытается пикетировать фабрику, но попадает за это в полицейский участок, где его жестоко избивают. Он вынужден переехать с семьей в меньшую квартиру в неблагополучном районе. Сыну Соломона приходится оставить колледж, за который он теперь не может платить. Парень начинает работать на фабрике по изготовлению ваксы. Возвратившись домой, он не может как следует помыться, т.к. в квартире нет горячей воды. Постепенно он становится таким черным, что расисты на улице принимают его за негра и жестоко избивают. Соломон вынужден продать машину и поэтому не может возить дочь в школу и обратно. Однажды, когда девочка возвращается домой, на нее нападают хулиганы, которые подвергают ее сексуальному надругательству. Соломон подает на них в суд, но у него нет денег оплатить судебные расходы, к тому же за ним тянется шлейф социалиста и смутьяна. Дело закрывается. Соломон хочет лично отомстить подонкам, но пастор отговаривает его: «Мы не должны мстить врагам своим». Соломон смиряется. Между тем денежные сбережения иссякли, семью вот-вот вышвырнут на улицу. Жена Соломона тайком от него выходит на панель (она говорит Соломону, что ходит по вечерам на курсы кройки и шитья, где якобы получает за свое рукоделие деньги). За счет ее проституции Нортупам удается сохранить жилье. Но однажды вечером Соломон увидел жену на улице. Он потрясен. В ярости он осыпает жену оскорблениями. В ответ она кричит ему: «А зачем ты втянулся в проклятые профсоюзные дела? Если бы ты не сделал этого, мне не пришлось бы торговать своим телом!» Профсоюзы – это святое: Соломон не удержался и на глазах детей ударил жену. Она уходит от него, сын и дочь следуют за ней. Соломон вынужден переселиться в ночлежку. По утрам он стоит на улице в толпе других безработных, надеясь, что проезжающий мимо владелец строительной компании наймет его на однодневную работу. Соломон – высокий, физически сильный, поэтому строительный босс нередко выбирает его. Однажды ночью обитатели ночлежки устраивают Соломону темную, ломают ему руку. Теперь он не может работать и вынужден просить милостыню. Другие нищие прогоняют его с угла, который он выбрал. Он переходит на более отдаленную улицу, где однажды вечером сталкивается со своей женой, которая продолжает заниматься своим унизительным ремеслом. Потрясенный, Соломон бежит к Гудзону, чтобы броситься в него. Каким-то чудом он встречает на пути пастора, который отговаривает его от самоубийства. После этого Соломон собирается с мыслями. Он вспоминает, что когда-то в детстве неплохо рисовал. Он начинает писать маслом картины в примитивистском стиле. Владелец одной из галерей соглашается вывесить их. Картины пользуются умеренным успехом, во всяком случае, у Соломона теперь достаточно денег, чтобы нормально питаться. Но сожители по ночлежке завидуют ему и уничтожают картины. Соломон переселяется в подвал покинутого дома, где продолжает рисовать. Так он прозябает 12 лет, пока вдруг не узнает, что федеральное правительство издало закон, согласно которому предприниматели не имеют права гнобить профсоюзы. К тому же он узнает, что владелец обувной фабрики попал в тюрьму за какие-то махинации. Новый владелец фабрики принимает Соломона на работу, т.е. восстанавливает как незаконно уволенного. Теперь он может снять приличную квартиру, вообще жить нормально. Несмотря на все пережитое, Соломон сохранил свои социальные идеалы, теперь он становится активным членом профсоюза работников обувной промышленности, борется за расширение прав обувщиков. Но кто вернет ему семью? Кто вернет ему потерянное здоровье? Так вследствие социальной несправедливости, царившей в США еще не так давно, всего 100 лет назад, судьба одного человека чуть не пошла под откос. А ведь не один Соломон Нортуп тогда пострадал от социального произвола! Вот такой фильм. И теперь я спрашиваю: - Ну а где же идея, где смысл, где художественная тема, где вообще художественность, которая, даже в самом незамысловатом произведении, предполагает некие лейтмотивы, внутреннюю противоречивость, перекличку смыслов, многоплановость, явный или неявный символизм? А этот фильм, он же плоский, блин, как блин, и прямой, как лом. Мои воображаемые оппоненты отвечают мне: - А откуда ты, собственно, взял, что фильм непременно должен быть кривым, как кочерга? Где это написано? И для чего эта кривизна? Она только мешала бы восприятию благородного социального меседжа. Да, вот пусть будет именно лом: без него до мозгов зрительской биомассы не достучишься! Тебе, видать, только эстетику подавай. Апологеты «искусства для искусства» вроде тебя, они вносят свой вклад в то, что мир продолжает задыхаться от расизма, мужского и культурного шовинизма, гомофобии, вивисекции и т.д.! А кроме того, надо вообще не иметь души, чтобы остаться глухим к чисто человеческому аспекту фильма, не посочувствовать этому Соломону, у которого изнасиловали дочь, у которого жена пошла на панель, у которого… Я упрямо твержу: - ОК, профсоюзы защищают права трудящихся, прекрасно. Но я все равно считаю этот фильм не то что плохим, а вообще никаким, не фильмом вообще, а неким бессмысленным зрелищем. - Книгу Нортупа читали миллионы людей! Наверное, они видели в ней какой-то смысл. Она сыграла большую роль в становлении американских профсоюзов. - Не путайте. Книга воспоминаний документальна. Она имела смысл как нечто правдивое или претендующее на правдивость. Но художественное произведение не может обосновывать свое право на существование тем, что оно рассказывает «правду», поскольку никакой правды, кроме правды внутри своей художественной задачи, в произведении искусства не бывает. *** Теперь я должен дико извиниться перед уважаемыми читателями. Я наврал! Фильм «12 лет рабства» совсем про другое, он основан на книге Соломона Нортупа, вышедшей не в 1923, а в 1853 году. Настоящий сюжет фильма такой. Тысяча восемьсот сорок какой-то год. Негр Соломон Нортуп живет в городе Саратога Спрингс. Это север США, рабства здесь нет. Соломон столяр и скрипач, у него свой дом, красивая жена, дети. Получается так, что его обманом завлекают на американский юг и продают в рабство. На протяжении фильма Соломон переходит из одних белых рук в другие. Вот хозяин-гуманист (Бенедикт Камбербэтч): читает рабам Евангелие, щадит их… но хлопковая плантация от светладцати до темнадцати, конечно, не отменяется. Вот хозяин-садист (Майкл Фассбендер): читает рабам Евангелие, гнобит их. Соломона избивают, его линчуют, им расплачиваются в возмещение карточного долга, его сдают напрокат. Он проходит через все круги ада, но ему удается сохранить человеческое достоинство. Правда, иногда ему не удается его полностью сохранить: приходится, превозмогая свое религиозное воспитание, врать и лукавить, а однажды он даже вынужден подчиниться приказу хозяина-извращенца и отстегать ни в чем не повинную рабыню (Лупита Ньонг'О), над которой тот сексуально измывался, не имея силенок иметь с ней нормальные половые отношения. Через 12 лет Соломону удается вырваться из рабства. Это не сопровождается никакими опасными приключениями, которые могли бы придать фильму уклон триллера: Стивен Маккуин триллера не затевал, он делал просто честный фильм о том, как оно на самом деле было. Просто Соломону удается представить судье документы, удостоверяющие, что он северный, прирожденно свободный, а не южный, прирожденно закабаленный негр. И он возвращается наконец домой. Таким образом, все закончилось для Соломона сравнительно благополучно. Он написал книгу воспоминаний, которую прочитал каждый прогрессивный американец, до конца жизни он активно боролся за отмену рабства. Но кто вернул ему вырванные из жизни годы? Кто вернул ему жену, которая за время его отсутствия нашла другого? Избавился ли он от памяти об испытанных унижениях, о том, как он стегал несчастную девушку? Избыл ли он чувство вины за то, что вот он снова свободен, а те, кто рубил с ним вместе сахарный тростник и собирал хлопок, так и продолжают рубить и собирать? Такой фильм. Мои аргументы против «12 лет рабства», снятых по сценарию Джона Ридли, тождественны тем, которые я изложил в отношении фильма по сценарию С.Бакиса, только в вопросе «Профсоюзы – это прекрасно, и тем не менее - где же художественный фильм?» надо изменить первое слово на «осуждение рабства». В утверждении моих гипотетических оппонентов: «Воспоминания Нортупа сыграли большую роль в становлении профсоюзов» надо изменить последние два слова на «отмене рабовладения». И т.д. Так-то оно так… но тут совсем другое дело. Если американские кинокритики еще могли бы кое-как согласиться со мной насчет того, что история про Соломона - профсоюзного активиста сама по себе не является материалом для художественного кино, то услышав то же самое в отношении истории про Соломона - черного раба, они бы меня не только высмеяли, но это, боюсь, оказался бы последний увиденный мною фильм: они бы глаза мне выцарапали за отсутствие сострадания к черному рабу. Мой писк: «Я сострадаю, очень сострадаю… но давайте отделим мух от котлет!» - потонул бы в возгласах: «Это кто же мухи? Вот мы из тебя сейчас котлету сделаем, расист!» Сострадание к черному рабу снимает вопросы о художественности и смысле, ибо оно само по себе есть высшая художественность и высший смысл. Известный критик, интеллектуал Дэвид Дэнби в своей рецензии назвал «12 лет рабства» «величайшим, вероятно, фильмом об американском рабстве из всех когда-либо созданных». Отметив в картине мелкие недостатки, он тут же добавил, что в ней «есть сцены и кадры, поставленные и снятые с такой целомудренной красотой, что мне их никогда не забыть: эпизод в Вашингтоне, когда черные мужчины и женщины моются голые на заднем дворе пред отправкой на юг; сырой лес и знойная истома луизианского лета; лицо Чиветела Эджиофора: квадратный подбородок, насупленные брови, полные ужаса глаза человека, поставленного в ситуацию, когда ему запрещено проявлять именно то, что, по его собственному представлению, и делает его человеком». Написано красиво, но только текст Дэнби в «Нью-Йоркере» что-то уж слишком короткий для такого великого фильма, как будто, кроме знойной истомы луизианского лета, автору не о чем говорить. Джон Ридли получил Оскар за лучший сценарий-адаптацию, Лупита Ньонг'О получила Оскар за лучшую эпизодическую роль, «12 лет рабства» в целом получили Оскар как лучшая картина года. Режиссер Стив Маккуин - в центре Смотреть фильм он-лайн Автор С. Бакис По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино» можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев). или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5). Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. С.Бакис | |
Просмотров: 1295 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |