Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 12.12.2017, 04:51
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Стивен ДОЛДРИ

«Чтец»
Режиссер Стивен Долдри. Сценарий  Дэвида Хэйра по одноименному роману Бернхарда Шлинка. Германия-США. 2008


Немецкий город Нойштадт, 1958-й год. У пятнадцатилетнего подростка (Дэвид Кросс) возникает роман со взрослой молодой одинокой женщиной, кондукторшей трамвая (Кэйт Уинслет). После довольно подробно показанных любовных сцен, а позже в ходе их связи, когда эротическое нетерпение обоих немного улеглось, и перед любовными сценами, Михаэль читает Ханне великие произведения мировой литературы: «Одиссея», «Анна Каренина», «Дама с собачкой»... Секрет, который Ханна таит от Михаэля, а авторы почти до конца фильма таят от зрителей, я раскрою сразу: Ханна сама читать не умеет, она неграмотна. Внезапно Ханна исчезает: конец любовного романа. Через несколько лет студент юрфака Михаэль присутствует на суде над эсэсовками-надзирательницами концлагеря. Среди шести обвиняемых он замечает Ханну. Главное обвинение на процессе: надзирательницы не выпустили заключенных, запертых в бараке, когда он загорелся во время американской бомбардировки, и в результате почти все люди в бараке сгорели. Пятеро надзирательниц, как одна, валят всю вину на шестую - Ханну: это она, мол, не позволила открыть барак. Доказательство – лежащее на столе судьи рукописное донесение лагерному начальству о гибели заключенных, якобы написанное Ханной.
Ханна могла бы легко опровергнуть эту ложь, признавшись, что он неграмотна, - но почему-то такое признание для нее тяжелей, чем самый тяжелый приговор (в этом главная фишка фильма). До Михаэля только теперь, наконец, доходит, почему Ханна просила его читать ей, но никогда не читала сама. Если он сообщит о своей догадке суду, наказание для Ханны, несомненно, будет более мягким; однако Михаэль не решается раскрыть великую тайну Ханны без ее воли; он добивается свидания с ней... но в последний момент почему-то не является в тюрьму (почему? кто знает...) Когда на последнем судебном заседании строгий судья спрашивает Ханну, отчего она запретила отпереть барак, та с какой-то странной, наивной откровенностью объясняет: «Но ведь тогда, среди хаоса бомбардировки, заключенные могли бы разбежаться!». Пятерых приговаривают к четырем годам, Ханну - к пожизненному заключению.
Проходят годы. Прокурор Михаэль Берг  живет, поглощенный тяжкой думой. О чем? Его мучает совесть за то, что он ничего не предпринял, чтобы помочь Ханне? Он размышляет о  мрачных загадках человеческой психологии? О немецкой вине? Бог знает – но в бездонных глазах Рэйфа Файнса, играющего Михаэля в зрелости, постоянно уныние и мрак. Наконец ему приходит в голову идея: он начинает посылать Ханне в тюрьму аудиозаписи с теми самыми произведениями, которые когда-то читал ей. Ханне тоже приходит в голову идея: получая в тюремной библиотеке  книги, соответствующие аудиозаписям, и сравнивая звучащие слова с печатными, она помаленьку учится читать. Через двадцать лет пожизненное заключение отменяют: вот-вот Ханну освободят. Михаэль встречается с ней. Он обещает помочь ей с жильем и трудоустройством. Ханна как будто соглашается, но накануне освобождения кладет библиотечные книги стопкой на стол, чтобы, став на них, можно было дотянуться до лампочного крюка в потолке... В завещании Ханна просит Михаэля передать все заработанные ею в тюрьме деньги одной из немногих выживших на пожаре – еврейке, дававшей против нее показания на суде. 
Эта женщина теперь живет в США. Михаэль приезжает к ней, но не сразу объясняет цель приезда. Ему почему-то необходимо рассказать этой женщине, что у него с Ханной был роман, что Ханна была неграмотна... Женщина не понимает, для чего ей надо все это знать: «Вы хотите, чтобы я пожалела ее, потому что вы любили ее? Потому, что она не умела читать? Что это меняет?» Михаэль затрудняется объяснить. Он достает жестянку из-под чая и вынимает из нее деньги. Женщина взять их отказывается, и они вместе приходят к решению, что Михаэлю лучше всего пожертвовать всю сумму какой-нибудь организации по искоренению неграмотности. И еще женщина говорит, что, когда она была маленькой девочкой, у нее была точно такая же чайная жестянка, и она хранила в ней свои детские драгоценности. «Если позволите, я оставлю эту коробочку себе».
Это почти финал. В последней сцене Михаэль приходит на могилу Ханны со своей взрослой дочерью (с которой у него тоже были сложные отношения, но теперь, видимо, тучи рассеялись). Михаэль рассказывает: «Мне было 15 лет. Я возвращался из школы, и мне было очень плохо. Одна женщина... одна женщина помогла мне». Конец фильма соединился с началом. Цепь замкнулась.   
Теперь объясню, что вся эта история должна значить, по моему разумению.
1). Неграмотность Ханны – это как бы метафора ее душевной неграмотности: она ни во время войны, ни долго после не понимала, почему плохо служить надзирательницей в концлагере или не выпустить заключенных из горящего капкана;
2) Тяга Ханны к литературе – это подсознательная тяга ее слепой души к прозрению;
2). Ханна научилась разбирать глазами значки на страницах – это очнулась ее слепая душа. Она повесилась от пробудившегося слишком  поздно чувства вины;
3) Михаэль, сообщая жертве Холокоста о неграмотности Ханны, хочет, чтобы та поняла п.п.1и 2;          
4) Жертва Холокоста не понимает п.п. 1 и 2, потому что не хочет их понимать и не хочет жалеть Ханну. Эта длинная сцена нужна авторам, чтобы показать, какую сложнейшую проблему они поднимают в фильме: с одной стороны, да, Ханну не за что жалеть, она военная преступница; с другой... ее просто не научили читать Десять заповедей и другие главные тексты христианской цивилизации;  
5) То, что жертва Холокоста берет чайную коробочку, означает, что, в сущности, между жертвами и палачами есть много общего - например, все они когда-то были детьми. Вина ли детей, что потом их жизнь пошла по-разному?
6) Разговор Михаэля с дочерью (которая, что весьма символично, тоже учится на прокурора) нужен авторам для выражения некоей надежды: может быть, новое поколение не будет такими жестокими прокурорами трудного прошлого и как-то отыщет баланс между справедливостью и милосердием к падшим мира сего? Жизнь Михаэля не удалась, но произошел катарсис: не то что, как говорил поэт, «горя нету более» - но «резкая тоска стала ясною осознанною болью».

Выводы, а также признания и сетования автора
Те, кто прочитал достаточное количество моих рецензий, легко могли заметить, что нравятся мне, в основном, старые фильмы, а не нравятся новые. Почему? Неужели я так окостенел? Отчасти, наверное, так. Но есть некий нюанс, смягчающий, может быть, мою костистость. Среди новых фильмов мне нравятся только простые, незамысловатые и непроблематичные, а сложные и проблематичные я почти всегда критикую. Причем я обычно делаю это не столько с художественной, сколько с логической точки зрения. Мне постоянно кажется, что современные фильмы «с проблематикой» так или иначе «не вяжут лыка». Старые «сложные» фильмы – вязали, а новые – нет. Я думаю, это потому, что мир, во-первых, настолько усложнился, во-вторых, настолько запутался и исхитрился, и, в третьих, настолько коммерциализировался, что, если авторы фильмов ставят какую-либо серьезную проблему, то они или не могут в ней разобраться и как-то свести концы с концами, или боятся их свести из соображений политкорректности, или просто врут, выдавая фуфло за серьезную попытку анализа реальности. 
Особенно это касается фильмов о терроризме и о недавней истории, в частности, затрагивающих темы коллективной вины, сталинизма, фашизма и Холокоста. Недавно я писал о фильме «Четыре дня в мае», нелепой, вымученной байке, где, благодаря каким-то сюжетным заморочкам, русские оказываются в бою плечом к плечу с фашистами против других русских. Симптоматично, что если в былые времена фильмы сложной проблематики были по форме  и по сюжету как раз очень суровы и просты (для примера вспомню такие «трудные», «интеллектуально нагруженные» картины, как «Пятая печать» Иштвана Сабо, «Пепел и алмаз» Вайды, «Никто не хотел умирать» Жалакявичуса, «Нюрнбергский процесс» и «Пожнешь бурю» Стенли Крамера, «Генерал делла Ровере» Росселлини), то в наши дни фильмы такого рода по сюжету обычно крайне запутанны (назову хотя бы фильм «Ее звали Сара», о котором я не так давно писал: его практически невозможно пересказать), а по форме сбивчивы и извилисты. В таких фильмах есть по крайней мере две общие типологические черты. Во-первых, в них обычно присутствует ретроспективный взгляд, который призван как-то модерировать и прояснять некую трагическую историю из былых времен, а на самом деле, добавляя ложку корректного меда в бочку  кровавого ада, только сбивает зрителя с толку. Во-вторых, у таких фильмов неизменно какой-то казуистически странный, неправдоподобный, основанный на редчайших совпадениях сюжет: «в силу стечения факторов с крайней малой вероятностью», как выразился министр Щербина, объясняя советскому народу причины Чернобыльской аварии, фашисты объединяются с русскими против русских («Четыре дня в мае»); некоей женщине легче до смерти просидеть в тюрьме, чем признаться, что она не умеет читать и писать («Чтец»); некая женщина, изучающая проблемы Холокоста, поселяется в квартире жертв Холокоста, незаконно заселенной родителями ее мужа («Ее звали Сара»), etc. Перечисленные особенности современных фильмов о «трудных страницах истории» нельзя объяснить чем-то иным, кроме их досужести, искусственности и попросту сомнений их авторов в том, что серьезная тема, без каких-либо сюжетных выкрутасов, способна удержать современного зрителя в кинозале: значит, необходимо смешать содержательность с пошлостью, холокост с сексом, кровь с медом. В результате подобные фильмы становятся с каждым годом все эротичнее, головоломнее и курьезнее («curiouser and curiouser», как говорила бедная Алиса).
Возвращаясь к «Чтецу». К чему все эти крючки и прибамбасы? Чтобы доказать, что Ханна, спалившая 300 человек, была, в сущности,  неплохим человечком? Что есть эсэсовки и эсэсовки? Что нет в мире виноватых? Именно это нам надо крепко держать в голове именно сегодня? (Говорю «сегодня», имея в виду не «наши дни»,  а именно 14-е мая 2012: утром я прочитал в новостях, что, по данным ЦРУ, Аль-Кайда научилась имплантировать взрывчатку в тела шахидов, и теперь они будут беспрепятственно проходить сквозь любой скрининг в аэропортах). Что международное юридическое положение об отсутствии срока давности за преступления против человечности противоречит моральным нормам? Что, если мы судим некоторых «плохих немцев», случайно уловленных в юридические сети, то давайте уж судить всех стариков-немцев подряд - у каждого из них, небось, рыльце в пушку? (Такое предложение выдвигает на лекции старого профессора-правоведа (арт. Бруно Ганц) некий горячий студиозус). Что и эсэсовки любить умеют? Что бла-бла? Что ля-ля? Что тополя? Ах, оставьте, пожалуйста, ваши мансы, Остап Ибрагимович!     

                                      

                                              Стивен Долдри (1961)




Автор С. Бакис


Категория: Стивен ДОЛДРИ | Добавил: ovechka (15.05.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: