Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 22.08.2017, 20:41
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Валерий ОГОРОДНИКОВ

«Барак»
Режиссер Валерий Огородников. Сценарий Валерия Огородникова и Виктора Петрова по новелле Виктора Петрова «Ольга Ледоход». «Ленфильм» при участии Германии. 1999 г.



«Барак» похож на фильмы Германа, и прежде всего, на «Лапшина». И визуально: чересполосица цветного и черно-белого изображения; с виду невыстроенные, косоватые кадры на самом-то деле красивы, за их рамками всегда ощущается бескрайний и сверхплотно населенный мир (фильм снят великим оператором Юрием Клименко, работавшим, кстати, и с Германом). И стилистически: те же надвигающиеся на камеру кузовами грузовики, те же взятые  с затылков, спешащие мимо покошенных палисадников или мелькающие  по коридорам, чтоб тут же исчезнуть за дверями квартирных нор, мужички; те же обрывки полуабсурдных диалогов: « - Какая вы настоящая. Экий профиль у вас! Сразу видно, что ленинградка. Браво! Выходите за меня замуж, Ольга Николаевна. – Прошу вас, оставьте меня в покое. – Браво!» И сюжетно: действие и в «Лапшине», и в «Бараке» происходит в дальних русских городах, у Германа – где-то на севере, в городе типа Вологды, у Огородникова – в городке Сатка Челябинской области. Герои обоих фильмов служат в милиции; это истории об их безответной (в «Бараке», впрочем, лишь до поры до времени) любви; Иван Лапшин и Алексей Болотин (арт. Евгений Сидихин) в промежутках между жизненными передрягами гоняются за всякими душегубами, и их служебная деятельность иногда с этими передрягами переплетается (такие уж они люди, что не могут не вкладывать в работу сердца). И наконец, тематически и смыслово: оба фильма – мощные высказывания о России, о русском народе. 
Сходны и позиции, с которых оба режиссера наблюдают свои художественные миры. Хоть это не подчеркивается Германом слишком навязчиво, все происходящее в «Лапшине» показано глазами мальчика: супервыразительность, гиперреализм и некоторая фантасмагоричность картины оправданы тем, что перед нами не объективное повествование, а мемуар. «Хрусталев», в котором фантасмагоричность доведена до почти невыносимого предела,  - тоже воспоминание мальчика, сам Герман не раз  это объяснял в интервью. Не будет натяжкой сказать, что в «Бараке», действие которого, как и в «Хрусталеве», происходит в 1953-м году, мир также увиден детским зрением. В эпизоде свадьбы, одном из двух пиков фильма, камера долго задерживается на лице сидящего за столом подростка – Огородников как бы хочет сказать нам: я видел все это, был этому свидетелем - а теперь хочу, чтобы вместе со мной увидели вы!  
Что же мальчик видел, свидетелем чего был? (Подросток ли это, сидевший за тем свадебным столом, или более юный сын Болотина, или еще какой-нибудь пацан из тех, что мельтешат почти в каждом кадре - под «мальчиком» я буду иметь в виду некоего «собирательного барачного мальчика»). Судьба велела ему быть свидетелем тесноты, пестроты, барачно-барочной причудливости, грязи и выси, грубости и томительной тоски жизни (среди «документальной» музыки, включенной в фильм, как-то: застольные песни пьяного народа; ежеутренний Гимн Советского Союза и песни советских композиторов из радиоточек; танго и фокстроты с пластинок, - среди и поверх этого музыкального ряда иногда звучит меланхолическая музыка Габриэля Урбано Форе). Он видел, как бродит, шатаясь, по коридору бухая тетка, жена немого татарина (арт. Нина Усатова). Слышал, как мерно, наподобие кузнечного молота, бьет в стену протез инвалида-фотографа: значит, тот заманил в свои донжуанские сети очередную бабу. Потом он помогал фотографу проявлять порнографические снимки, которые одноногий прохиндей делал после любви, уговорив любовницу послужить натурщицей. В качестве оплаты мальчик получал водки на самом донышке  - и бездонной глубины мудрость: «Запомни: самый лучший мужчина хуже самой плохой женщины!»  Он видел, как его отец каждый день кладет жизнь на кон, а вечерами пьет и блядует. Люди представали перед ним добродушными и злобными, мелкими и широкими. Каждый жил для себя и своих (не до альтруизма, когда того и гляди положишь зубы на полку), – но если соседу приходилось туго, все проходили на помощь как один. 
Апофеоз картины – длинная сцена аврала, когда обитатели барака вылавливают из дворового нужника оброненный пьяным  Болотиным  в очко табельный пистолет. За это посадить могут! И весь честной народ по цепочке передает ковши с дерьмом. Ур-ра, вот он пистолет, Алеха  спасен! Алеха заслужил такое отношение, потому что он – человек! Лишь один хмырь, продавшийся в войну немцам уголовник Генка (арт. Алексей Девотченко), остался вне этого праздника барачной солидарности и с тоской и злобой наблюдал со стороны. А Фогельсон Георгий Осипович, уж на что прощелыга и единоличник, все-таки принял участие – запечатлел фотокамерой счастливых, обмызганных говном людей. 
Свадьба, второй кульминационный эпизод картины, также связана с Фогельсоном. Когда одна из любовниц уличила его в продаже открыток, на которых она изображена нагишом, Болотин поставил перед ним ультиматум: либо женишься на опозоренной бабе, либо идешь в тюрягу – материала на тебя больше чем достаточно. И Фогельсон, немного поразмыслив: все же в тюряге он уже бывал, в браке ни разу, -  выбирает второе. И вот – свадьба. Песни и пляски, смех и плач. «Опа, опа, Америка - Европа, Англия – Италия, где моя Наталия?»: в мерной страшноватой кадрили народ поступательно движется по комнатам, выползает гусеницей через крыльцо на метельный двор, вползает обратно через заднюю дверь. Перед такими танцорами Америке и Европе, пожалуй, лучше посторониться. Мощно, ничего не скажешь!
Но я все же кое-что скажу. (Не надо только после того, как я скажу это, переинтерпретировать все сказанное ранее как ловко замаскированный стеб – нет, я без шуток считаю «Барак» сильным и талантливым фильмом). Но – не чересчур ли? Не шутит ли сам Огородников? Неужто он верит, что зрители, наблюдая за этим единением через раскопки в выгребной яме, испытают ностальгию по барачным временам? Как говорили в старину, полноте!
Но, может быть, это стиль такой карнавальный: дерьмо дерьмом, а народное торжество торжеством? Да нет, куда там. Если с передачей экскрементов по цепочке, допустим, как-то можно еще примириться, то с Фогельсоном  - никак. Возможно, Огородников считал, что включение еврея в карнавальный круг особенно ярко подтвердит терпимость и всеприятие русской души... но лично я, даром что еврей, считаю: не надо, не надо было его включать! Это подтвердило никакое не всеприятие, а лишь то, что очарованный ароматами дерьма Огородников начисто потерял брезгливость.  Продавать открытки с голой любовницей, которая, между прочим, мать двух маленьких дочерей, – это подлость, и негоже делать центральной и эмблематической сценой фильма свадьбу подлеца - никакой Бахтин  оправдать такого не может! Огородников простил Фогельсона «по искусству» - но вот тупой вопрос: а простил бы он его «по жизни», если б тот снял для порнухи его, Огородникова, мать? Нет, не простил бы. Но тогда в голову приходит неизбежная мысль: так, может быть, он и по бараку ностальгирует лишь «по искусству», а «по жизни» бежал бы от него, аж пятки бы сверкали? И выходит, все это грандиозное барачное построение – ложь?
Выходит, так. Тем более, что в фильме есть еще одна неувязка. Немой татарин произносит на свадьбе тост (его жена переводит с языка жестов на русский): «Выпьем за уральский добровольческий танковый корпус. За тех, кто сгорел в танках, etc., etc.» Позвольте! 53-й год! Где в тосте Сталин? В фильме его имя вообще ни разу не упомянуто. Нечестно!  Если Огородников хотел всю правду о бараке сказать, он не должен был обойти народное отношение к Вождю. Видно, постеснялся. Или не захотел - возможно, из того соображения, что с тостами в честь Иосифа Виссарионовича число купившихся на сказку о милом дружном вонюче-теплом бараке могло бы существенно сократиться.
Я смотрел этот фильм на Неделе русского кино в Нью-Йорке. После сеанса было короткое обсуждение. Я спросил Огородникова с места: «Сразу же после вашего фильма будет показан «Хрусталев». Сознаете ли вы, что «Барак» - это полемика с Германом, некий «Анти-Хрусталев»? И не считаете ли вы, что чересчур идеализировали барак?» Огородников ответил: «Я ни с кем не собирался полемизировать, просто снимал, что хотел и как хотел. А насчет идеализации -  не знаю, как вы, а я люблю русский народ».
Что до Германа, он полярность «Барака» «Хрусталеву» ощутил. Во всяком случае,  в одном телеинтервью он отозвался о фильме Огородникова так: «Хотя Валера в некотором роде мой ученик, его «Барак» - дерьмовый фильм о дерьме».
Герман в своем репертуаре. Я бы не был столь категоричен, но ясно одно. Диссонансы «Лапшина» и «Хрусталева» в итоге не примиряются, и зритель покидает фильмы Германа с плодотворным ощущением амбивалентности таких феноменов, как СССР, Россия, русские, человек и человеческая душа. Диссонансы «Барака» служат для того, чтобы в финале слиться в мажорный аккорд. Люди, оказывается, народ хороший. Любимая Болотина наконец ответила ему взаимностью (прекрасен, ничего не скажешь, кадр восходящего над зимней сонной землей солнца с закадровым женским голосом, шепчущим убывающе твердо: "Нет! Нет...") Да и Берию злодея наконец расстреляли. Все будет хорошо, все будет хорошо! Я не против оптимизма и хэппи эндов, и я верю, что Огородников любил свой народ. Однако я считаю фильм «Барак» намеренно или невольно неправдивым; поверить такому фильму – значит немножко поглупеть. Когда Огородников сказал, что, в отличие от меня, любит русский народ, зрители в зале – почти сплошь пожилые евреи и еврейки - одобрительно зашумели, а я стал мишенью нескольких сотен острых, как кинжалы, взглядов: вот он где, русофоб! Я же говорил – «Барак» мощный фильм: слабый не смог бы заставить столько  евреев разом, ну пусть даже на хоть одно мгновение, превратиться  в шафаревичей!       

Приложение, но не Отступление от темы. Примерно месяц назад писатель Захар Прилепин досказал за немого татарина то, что Огородников не позволил озвучить его жене. Свой памфлет «Письмо товарищу Сталину», написанный как бы от лица либеральной общественности, он закончил так: «Мы очень стараемся и никак не сумеем пустить по ветру твое наследство, твое имя, заменить светлую память о твоих великих свершениях – черной памятью о твоих, да, реальных, и, да, чудовищных преступлениях. Мы всем обязаны тебе. Будь ты проклят».
В дальнейшем, пытаясь в ответ на негодование тех, от чьего лица он сочинил «Письмо», объяснить свою позицию, Прилепин в статье "Стесняться своих отцов" высказался в том смысле, что вовсе не является сталинистом, а его памфлет был продиктован стремлением выразить чувства людей, для которых имя Сталина до сих пор священно. Хорошо это или плохо, правильно или неправильно, но раз дело обстоит так, то миллионы безъязыких имеют право голоса – он, Прилепин, и стал их голосом. Независимо от того, что он сам насчет Сталина думает.
Ох уж эти писатели. Поди разберись, что все-таки думает Прилепин, сколько в его памфлете боли за народ, сколько желания скандальной славы и сколько вообще в его построении логики. В общем можно заключить, что, в отличие от Лермонтова, «темной старины заветные преданья» шевелят в нем «отрадные мечтанья» или, по крайней мере, вызывают почтение: великий миф, чем бы он ни попахивал, следует уважать.
Прилепин, конечно, волен думать все, что хочет, но мне кажется, его позиция сомнительна. Не буду сейчас говорить о том, что миллионы апологетов Генералиссимуса вовсе не так безъязыки, как утверждает Прилепин. Лучше я предложу ему  вообразить следующее. Война выиграна не Советским Союзом, а Германией. Гитлер еще немного порулил, потом отдал концы. Постепенно в Германии стали происходить демократические сдвиги. Теперь это либеральная страна, однако огромная часть немцев убеждена: подло покрывать грязью великого Адольфа, который мало того, что поднял Германию с колен, но еще и продирижировал железной рукою победу над красной Россией, которая иначе покрасила бы в красное весь мир. Либералы стараются не позволить таким людям и рта раскрыть, но тут находится некий писатель З.Прилепке, который отважно дает подобным взглядам выражение (хотя сам является скорее антифашистом).
Интересно, как бы Прилепин на такое посмотрел и что бы мне ответил? "Правильно, молодец герр Прилепке"? Или, может быть, он сказал бы: "Нет, Прилепке не молодец, а глупец: из соображения свободы мнений и демократии он доходит до того, что  защищает злейшего врага свободы мнений и демократии. Надо, конечно, стараться быть последовательным, и надо помнить замечательные слова Вольтера, что он отдал бы жизнь за то, чтобы даже идейный враг имел право высказаться. Но не надо в своей последовательности доходить до абсурда. Никакая логическая система не является доказуемой во всех своих пунктах: теорему Геделя о неполноте тоже надо помнить! Все это так, все это так... однако, милый мой, не путай божий дар с яичницей: что бы там кто ни говорил, гитлеризм и сталинизм – абсолютно разные явления! Немецкий фашизм никак нельзя защищать, а советский социализм - можно!"
Ну да, ну да. 
                            В его «Истории» изящность, простота
                            Доказывают нам, без всякого пристрастья,
                            Необходимость самовластья
                            И прелести кнута.
                                                          А.С.Пушкин
И прелести барака тож.  




Валерий Огородников            Захар Прилепин   
(1951-2006)                           (1975)




Автор С. Бакис

Категория: Валерий ОГОРОДНИКОВ | Добавил: ovechka (01.09.2012) | Автор: С.Бакис
Просмотров: 1392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: