Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 29.06.2017, 14:19
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Василий ШУКШИН

«Калина красная»
«Мосфильм». 1973








Шукшин рассказывает о своем фильме



      «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи»

                                                          Ексапостиларий перед 9-м Евангелием 

«Исправленному верить». «Верьте мне, люди». «Жизнь прошла мимо». «Ночной патруль». «Алмазы для Марии». И еще, и еще. Зэк отмотал срок. Возвращается домой или оседает где-то в медвежьем углу, подальше от плохих компаний. Решил завязать. Находится хорошая русская женщина, мягкая, в теле, всё при ней: арт. Ирина Бунина, арт.Наталья Гундарева, арт.Ирина Зайцева, арт.Галина Польских, арт.Жанна Прохоренко, арт.Любовь Соколова, арт.Любовь Полехина, арт. Любовь Нефедова, арт. Любовь Матюхина, арт.Любовь Селютина... да полно любви на Руси, работай только нормально, не пей, то есть не пей, как свинья, а по маленькой и я с тобой, почему же, выпью, не дури, будь, короче, как люди, и алмазные врата, как назвал это поэт, будут покорно и ласково открываться тебе, и будет у нас жизнь совсем хорошая. 

Так вот нет же, все люди как люди, а этот, как черт на блюде. Волком глядит, подозревает каждого в чем-то, в самый неожиданный момент готов выкинуть бзик. А после накроется подушкой, мычит из-под нее : «У-у, и зачем я только из зоны вышел, там мне место!» «Ох дурак ты дурак, какой же ты зэк, ты ж по чистой на свободу вышел, с чистой совестью». Утешает она его, а сама знает: сколько есть таких, которые убеждены: зэк, он до смерти зэк, косятся на него,  замки к своим шкафчикам в бытовке нацепили – а он же глазастый, ничего от него не укроется. Некоторые и руку ему брезгуют подать – а он же гордый, он, раз так, и тем, кто подает руку, нарочно своей не протянет, плюнет да пойдет. А еще хуже, и в милиции полно таких же, не дают ему покою, чуть что стрясется в округе, сразу первый подозреваемый -  Жмакин. 

В  ЖЭКе, в отделе кадров, в собесе первый вопрос – «Находились ли в местах лишения свободы?» "Ну почему, почему им это так важно?» - бывало, полурычал-полурыдал Валька, тесно прижавшись к мягкому, податливому Любиному телу. Та в ответ только вздыхала, про себя думая:  «Горюшко мое, ты и так после зоны психованный, а от этих подозрений и вовсе у тебя нервы измочалились, того и гляди с катушек сорвешься». И тут, - надо же, в самый неурочный час, будто чуял! – является этот хрен с холма, рожа кривая: «Слыхал, ты, паря, в дружинники записался? Или врут – в кружок художественного слова? Гляди, бывают такие художественные слова, за которые кое-кто и на тебе может пером расписаться». «Ты что, легавым меня считаешь?» «Не знаю, люди разное говорят. А не легавый, так докажи. Вот кстати дельце есть...» И пошло-поехало. Слава богу, что, пока не поздно, следователь попался мужик хороший, понимающий. Вернее, оно уже как бы и поздно, этот псих ненормальный уже что-то там подломал и кого-то подрезал. Но не в этом же, не в этом суть: главное, бремя он тяжкое с души сбросил, понял – есть хорошие менты, и ребята есть хорошие (вон как все шоферюги, почуяв недоброе, искали его по оврагам-буеракам, а потом  Мажугин Степка, которого он считал первым вражиной, два литра крови своей ему отдал). Конечно, отсидит теперь лет с пятнадцать, ну да это не беда, она подождет, и сын подождет. Она знает – обязательно будет сын! Вон уж безобразничает в животе, такой же, видно, шебутной, как папка. Лешкой назовет его. Алексей, значит, Алексеич Жмакин. Все будет хорошо, все хорошо будет. Лишь бы войны не было...    

В «Калине красной», в общем, всё в таком же духе. Это если по синопсису, по сюжету идти. А если фильм посмотреть  -  огромной мощи произведение. Откуда же это взялось, если «по объективке», выражаясь следовательским языком, знакомая довольно картина вырисовывается?

Нелегко на это ответить. А откуда у человека душа жива – даже когда жизнь этому ничуть не способствует? Егор Прокудин, про которого «Калина красная», человек нескладный, вся жизнь его шла не так и не туда, он из тех, которых называют кузнецами собственного несчастья. Но у него в выраженной форме имеется душа. И Василий Шукшин, исполняющий роль Егора, явно обладает душой. И как душа Егора нелепо и надрывно проламывается и рвется куда-то на простор через банальный фактаж его уголовных дел, так и этот не очень стройный, складный фильм – прежде всего через потрясающую игру Шукшина - рвется ввысь и вглубь сквозь свой стандартный сюжет.

Сам Шукшин объяснял начальству киношной главпарикмахерской, убеждавшему его подстричь своего героя в стиле «исправленному верить»: дело не в том, что Егор преступник, главное,  человек так ли, этак ли потерял связь со своей  землей,  даже с матерью родной – и вся история про то, как он стремится эту связь вернуть, да не выходит, поезд ушел.  Иначе говоря, уголовная биография Егора –  как бы метафора потери человеком, любым человеком, души своей.

Что ж, связь человека с землей –  это правильно, это хорошо. Фильму можно дать зеленый свет. Хотя, хотя... Наиболее чуткие ищейки считали, что идеологически правильнее дать этой «Калине» свет по ее  цвету, потому что связь связью, а есть в фильме что-то будоражащее, буянское, бунташное. Вот мы Шукшина не допускаем до заветного фильма про Стеньку Разина, опасаясь, как бы силушка Васина русская через край там не перехлестнула, - а Вася тихой сапой еще похлеще чего натворил. Стенька, тот хоть против царя восстал – а Егор этот, он-то против кого-чего?

А действительно, против кого? Против чего?

Восстал Егор прежде всего против самого себя, себя ненавидит он. Его юродство и скоморошество, талантливое (он и в грехе талантлив) издевательство над собой и надо всем – уловки гордого человека, оказавшегося в тупике, с отчаянием осознавшего, что загубил жизнь и душу, но не примирившегося со своим ничтожеством (а русский, чай, не немец, без души он не может не ощущать себя ничтожным). Представим, что человека с обезображенным лицом поселили в зеркальной комнате, и вот он без конца мечется и гримасничает, чтобы только не видеть ясно своего лица, чтоб притворным уродством скрыть настоящее. Встреча с Любой, с другими людьми добрыми,  которая, после долгих блужданий Егора в пустыне зла, могла бы, кажется, стать для него благодатным оазисом, эта встреча приносит ему лишь новые муки: в кроткой воде оазиса он отчетливей видит собственное уродство.  

Всё это крайне мучительно и серьезно, однако всё еще остается в рамках  той трактовки фильма, которую предлагал Шукшин киноначальникам и которая убедила их, что фильм можно выпустить. Шукшин был искренен, но не сказал всего. Впрочем, он и не лукавил: то, чего он недоговаривал, было бы трудно выговорить; это трудно было бы выговорить даже самому себе. Попробуем, однако, разобраться до конца.

Есть некое почти демоническое противоречие в натуре Егора... Да, человек – худший враг самому себе, в бедах, которые с ним случаются, виноват прежде всего он сам. Егор это понимает и ни на кого не сваливает. Но почему все же не хочет он наконец успокоиться, притихнуть? А вот не хочет.  Трудиться хочет, а быть примерным колхозником – нет. Любить Любу и быть ей верным хочет, а быть образцовым семьянином – нет. Родину любит, а показательным гражданином быть – не желает. Его воротит от любых примеров и образцов, он хочет жить по-своему и быть лишь самим собою. Тесен для него мир, не вписывается он в него. В этой несоразмерности Егора - миру есть нечто от героев Достоевского (именно от Ф.М., а не от Есенина: у последнего столько же самоненависти, сколько саможалости и самолюбования,  а Егор, как люди Достоевского, кается, страдает и ненавидит себя с предельной искренностью). Узкий, как нож, беспощадно-проницательный глаз Егора видит: все эти образцовые супруги, патриоты и передовики -  все они просто довольные своим жребием рабы. Страшно сказать, но даже святая Люба и все люди добрые вокруг нее - и они рабы, пусть невольные, пусть не наслаждающиеся своим рабством, не извлекающие из него выгод, как иные. Егор и понимает, что, верно, в покорности, несопротивлении рабству вся святость и есть, он и хотел бы смириться, быть, как та Люба. Да даже не как Люба, а ладно уж, хоть как другие, как все... потому что трудно так, как он,  устал он очень... Притом Егор прекрасно знает, как должен вести себя раб, чтоб ему было хорошо и ошейник не натирал холку; артист от бога, он изучил совок насквозь  и - в модусе ерничества и клоунады - весь фильм только то и делает, что виртуозней Райкина демонстрирует владение всевозможными совковыми базарами (сразу вспоминается сцена, когда он чуть не до смерти залякал старого отца Любы фейерверком демагогии). Но он виртуоз социальной демагогии, как режиссер бывает виртуозом актерского показа. В спектакле режиссер так не сыграет. По жизни Егор на этой советской фене ботать не станет. Потому что это - форма удобного рабства, а он лучше умрет, чем станет рабом.

Итак, смиренное рабство свято, и оно же ненавистно. Так что же, что делать? Ни так, выходит, ни сяк. Куда ни кинь, всюду клин. Выражаясь высоким штилем, это трагедия. А из трагедии какой выход? Да вот это самое, «уснуть... сном прекратить все скорби сердца». И не в том суть, что какой-то там Губошлеп его нашел и зарезал – это так, сюжетно-техническое решение вопроса, – а в том, что человек искал смерти и нашел ее. И на этом кончились его метания, его надрывная тяжба с миром, фиглярство, дурацкий поиск «праздника для души».  Может, хоть теперь, когда грудь несчастного Егора испустила последний вздох, душа его задышала глубоко: небо большое... даже ад, наверное, просторнее земли.

Жития святых, есть такой жанр церковной литературы. «Калину красную» можно назвать фильмом о житии грешника. Еще можно назвать ее анти-иконой: на икону крестятся, а от такой судьбы, как Егорова, впору только откреститься. Так или иначе, это рентгенограмма  гибнущей, но искренней души, которая, сама того не зная, яростно искала Бога. В какую сторону отлетела она?

                                                      ***

Есть ли всё, что я сказал, в фильме Шукшина? Я чувствую, да.  Хотя, повторю, в фильме как будто нет ничего, кроме привычной истории о проблемах вернувшегося из зоны уголовника. При этом – никаких фиг в кармане, никаких намеков на застой или монологов на тему бездуховности, как у Тарковского. Ну разве что несколько раз в кадре возникает полуразрушенная церквушка – смутный маячок, на который могла бы двигаться гибнущая душа, да не двинулась. Шукшину, как и его герою, было просто душно, физически душно жить, и этот фильм – не рассказ, даже не исповедь, а хрип задыхающегося. Боль и тоска проламываются сквозь сюжет фильма, как хрип астматика сквозь грудную клетку. Боль всегда мучительнее, если не знаешь ее причин: даже латинское название болезни  немного утоляет ее. Диссиденты знали название болезни. Но Шукшин не был диссидентом. Более того, мне кажется, что он не одобрял диссидентства, считал его чужим, неорганичным  для России, неким вынесением сора из избы. Его путь был иной: страдать за пропадающую матушку-Русь,  расчесывать раны душевные, скрипеть зубами, писать, пить. 

Однажды он обиделся на больничную сторожиху,  не пропустившую к нему друзей, трех знаменитых писателей, обиделся кровно, почти до инфаркта и уж во всяком случае до пневмонии, которую подхватил, назло  паршивой бабе выбежав к тем людям на мороз полураздетым. Пускай пневмония – но если я обиделся на сторожиху (одного слова больничному начальству хватило бы, чтобы друзей пропустили, но я принципиально не захотел жаловаться, я  другого хотел – понять, почему она не пропустила их, что ж это с ней, с нами со всеми  происходит?) – если мне так страшно важно это понять, значит, я еще не зажрался, сродство кровное с простыми людьми, пусть даже через жестокую обиду, не утрачено мною!

Он умер до наступления новых времен, и теперь русопяты могут думать, что он непременно был бы с ними, а либералы вольны думать, что уж у Шукшина-то «хватило бы приличия и ума...». Смерть избавила Шукшина от необходимости  выбирать, и теперь душа его, наверно, дышит вдали от наших распрей спокойно и свободно.  


Шукшин

Благоразумный разбойник Дисмас - слева                            










Смотреть фильм он-лайн

Внимание!
Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу"
можно выйти на рецензии других авторов на новые фильмы "Елена" и
"Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"!

Автор - С. Бакис



Категория: Василий ШУКШИН | Добавил: ovechka (05.11.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2391 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: