Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 23.04.2024, 10:05
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Витторио Де СИКА

«Умберто Д.»
Режиссер Витторио Де Сика.
Сценарий Чезаре Дзаваттини. Италия. 1952






Смотреть фрагмент 2 (финал)



25 FILMS YOU MUST SEE BEFORE YOU DIE 
  
Художественные фильмы: 
x1). Семь самураев-1954                                               
x2). Правила игры-1939                  
3). Метрополис-1927                               
4). Дерсу Узала-1975                                                    
x 5). Фотоувеличение-1966                                     
х6).СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ-1957 Причастие - 1962
x7). Броненосец «Потемкин»-1925   
х8). Восемь с половиной-1963         
9). Андалузский пес -1928                                     
10).  Кес-1969                               
11). На последнем дыхании-1960      
12). Мой дядя-1958                        
13) Поднимите красный фонарь-1991  
14). Новые времена-1936         
15). Женщина на грани нервного нервного срыва-1988                 
16). Будю, спасенный из воды-1932 
x17). Солярис-1972 
18). Город Бога-2002
19). Рассекая волны-1996 
20). Последнее танго в Париже-1972 
21). Носферату-1922  
Х22). Умберто Д.-1952  
23). Три цвета: синий-1993 
24). Битва за Алжир-1965 
25). Дети райка-1945

О форме и содержании «Умберто Д.»  нет никакого смысла распространяться. Кто видел его, и без меня все абсолютно понял. Содержание фильма ясно любому человеку на свете, ибо он говорит о самом простом – судьбе одинокого полунищего старика. Если бы фильм говорил о судьбе одинокого полунищего молодняка, люди богатые могли бы еще его не понять. Но одинокая жалкая старость, пусть с разной мерой вероятности, маячит и для убогих, и для сильных мира сего: последние накапливают лишних денег и власти в уповании – а вдруг ну очень большой излишек все же позволит избежать участи, от которой никто не гарантирован. Поэтому фильм при всей его социальной конкретности (в начале толпа стариков приходит к зданию правительства, требуя повышения пенсий; была бы пенсия Умберто Д. хоть ненамного выше - он не задолжал бы владелице его меблированной комнаты  - не стал бы наконец бездомным –  истории о нем не было бы) заставляет подумать о всеобщем человеческом уделе. Форма же «Умберто Д.» так проста, что стрелкой переводит его с рельс почти документальности на рельсы  почти библейской бытийности, при том что никаких символов и метафор в этом фильме, боже упаси, нет. 
Тому же, кто картины не видел, пересказ ее содержания ничего не скажет, а может, наоборот, ввести в заблуждение. Человек подумает - ну что, обычный сентиментальный фильм про бедного во всех смыслах старика. Но величие фильма как раз в том, что он трогателен без сентиментальности. Из двух трогательных фильмов лучше тот, который менее сентиментален. Собственно говоря, трогательность без сентиментальности - это и есть главная черта большого искусства.
А из двух хороших фильмов лучше тот, который труднее пересказать.
Секрет обаяния "Умберто Д." заключен в том, как рассказана эта простая история, в сочетании документальности и поэзии, дозировку и способ смешивания которых нельзя сформулировать в виде четкого рецепта - можно только посмотреть этот фильм и восхититься.
Буду последовательным и больше не скажу об "Умберто Д." как о художественном целом ни слова.
Но на этот раз я хочу быть последовательным еще и в другом  смысле. Наш сайт называется «Фрагменты» и «по идее», которая очень быстро была похерена, должен был фокусироваться на описаниях-разборах отрывков из фильмов. Опишу-разберу финальный эпизод «Умберто Д.» (который дан в прилагаемом ролике 2).
Умберто, потеряв крышу над головой, решил покончить с собой. Единственная проблема – куда деть любимую собачку Флайка. Он приходит с Флайком в парк, где под присмотром гувернанток играют малыши. Флайк еще не понял, как худо обстоят их дела, ему хочется порезвиться, и он бежит к детям. Одна добрая девочка сразу прикипела к нему душой. Умберто, приблизившись, предлагает ей Флайка в подарок. Девочка счастлива, но гувернантка не позволяет ей взять «уличную» собаку. Она уволакивает рыдающую девочку прочь. Флайк трусит вслед за девочкой, а Умберто тем временем убегает. Он спускается по лестнице к железной дороге, проходящей мимо парка. Вдалеке показался поезд. Но тут по лестнице сбегает и Флайк – не так-то просто отвязаться от верного, чуткого животного. Однако Умберто уже принял решение – а раз от Флайка не удалось отвязаться, что ж, они уйдут из этого жестокого мира вместе! Умберто подхватывает собачку на руки – поезд уже грохочет мимо них. Но Флайку неохота умирать, он судорожно рвется из рук Умберто – освободиться ему не удается, но пока старик пытался совладать с ним, поезд пролетел.
Флайк соскакивает на землю. Бежит вверх по лестнице, старик  вслед. Они опять в парке. Умберто пытается приблизиться к Флайку, но тот отбегает от него. Умберто делает несколько шагов к нему – Флайк на столько же шагов удаляется. Умберто пытается приманить его шишкой – уж поиграть с мячом Флайк всегда охотник – не тут-то было, собака больше не верит ему.
Это продолжается довольно долго, пока Умберто не удается все же подойти к Флайку. Они вместе удаляются от нас по аллее парка. Так уходили герои других неореалистических фильмов. Так уходил бродяжка Чарли с подружкой в «Новых временах».  Разница в том, что здесь уходят человек и собака – да, именно так, а не «человек со своей собакой»: каждый в этой паре равноценен, это друзья... что ж поделаешь, если единственный друг старика – пес. Это печально. Впрочем, «Умберто Д.» - не злой фильм, ни один из людей, показанных в нем, не был подл и жесток, а некоторые были добры. Просто у каждого свои дела, у каждого хватает своих забот. Кроме того, Умберто был слишком горд, стеснялся прямо попросить помощи. Но теперь кризис преодолен, он больше никогда не попытается... Что там ждет впереди? Что-то да ждет. Главное – идти и не терять надежды.
Я сказал, что этот фильм совершенно не манипулятивен. Но манипулятивность одно, а интуиция и точный расчет – совсем другое. В фильме Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо» собака тоже единственный друг Тихонова, но ее слишком часто показывают на крупных планах, и мы чувствуем, что из нас выжимают слезу. У Де Сики же все снято издали – что, во-первых, избавляет эпизод от навязчивого сентиментального нажима, во-вторых – создает впечатление, что Флайк действует по собственной воле. Когда собаку показывают крупно – один бог знает, сколько дрессировщиков с кусками мяса в руках окружили рамки кадра; когда же издалека, когда «ясно видно во все стороны света» - начинает дышать «почва и судьба». Испуг Флайка, его разочарование в хозяине, проявившем позорную слабость духа, его обида, немой укор –  ужас Умберто перед тем, что он только что чуть не совершил, его благодарность Флайку, удержавшему его от капитулянтского поступка, его нежность к Флайку и чувство вины – всю эту сложную гамму чувств мы можем подставлять в поведение человека и собаки, за которыми мы следим на отдалении. Воображение в данном случае волнует сильней, чем могла бы взволновать близкая картинка: ну что, в самом деле, сказал бы нашим сердцам крупный план собачки, и даже крупный план старика: роль Умберто исполняет «настоящий» старик Карло Баттисти – вряд  ли бы ему удалось справиться с этим сложным эпизодом. (Алексей Герман говорил, что непрофессионал может сыграть физические действия правдивее актера, но оплошает, когда надо передать изменение чувств). 
Не хочу сказать, что вот, мол, есть режиссер Де Сика и есть режиссер Де Кака. Но факт остается фактом: «Белый Бим» - хороший, а «Умберто Д.» - великий фильм.  
                                                        -----                        
Дальнейшие мои рассуждения не касаются фильма, а лишь вызваны им.
У меня постоянная тоска по документальности художественного. Не в том дело, что я в принципе разочаровался в вымысле и потому, как многие пожилые люди, предпочитаю всяческую документалистику всяческой fiction. Я предпочел бы читать художественное, так как знаю, помню, что его правда больше, выше правды документального, - но только чтобы первое, как когда-то, в 50-е, 60-е годы, все же обладало некими качествами второго. Трудно это выразить. Речь не только о неореалистических фильмах, похожих на документальное кино и чисто внешне, как, скажем, "Генерал делла Ровере" или «Умберто Д.» Нет, "Сладкая жизнь" - тоже документальна, и "Приключение", и вся "новая волна", и "Весна на Заречной", и даже фильмы о селе того же Ростоцкого, и даже... сейчас я скажу бред, но все же скажу его, чтобы дойти до предела: комедия "Три плюс два" - там тоже есть это загадочное качество документальности!
Что же она такое? Некая правдивость? Нет. Правдивыми бывают и нынешние хорошие фильмы. Но нынешние - не документальны.
Может быть, раньше художники подпитывались непосредственно энергией жизни, как лев ест еще дышащего буйвола, - а нынешние, как стервятники, подъедают разлагающиеся останки буйвола  (постмодернизм)?  И это тоже. 
Или объяснение просто в том, что в 60-е я был молодым? В молодости все подверстывается... под саму молодость, под твою живую жизнь. Помню, я вышел зимой на улицу после "Матери Иоанны от ангелов" (о какой документальный фильм!) и резкий мороз ударил мне в ноздри и навсегда слился с ощущением от этого обжигающего белого, жестокого и чувственного фильма. (Вообще польские фильмы - это самое-пресамое щемяще документальное. Восхитительная серость кадров Ежи Вуйцика или Ежи Липпмана). А то, что я чувствую сейчас – это просто морок? Я представлял себе старость банально, как угасание в формах угасания же, а когда она подползла, то набор ее признаков оказался совсем не тем, какой я ассоциировал с ней... И вот все мне не то и не так вокруг. Как у человека пятно на роговице, а ему все кажется, что какие-то мошки перед носом летают.
Но если дело лишь в старости - почему мне и сейчас кажутся документальными Достоевский, Толстой, Чехов... Олеша (пустой, мне кажется, писатель, но какой-то страшный пустотой своей... которая содержательнее содержательности), ранний Битов ("Пенелопа"! - как документально).
Нет, дело не только в возрасте. Тут феномен, в котором фактор индивидуальной психологии, скорее всего, не играет центральной роли... это как "аура" от старых вещей и фотографий – но только минус-аура: отсутствие ауры документальности в современном искусстве. В таком случае для разгадки этого явления подошел бы введший «ауру» в язык культурологов Вальтер Беньямин. 
Пока новый Беньямин этим не занялся, предложу свою версию. 
1). По Тарковскому, кино - это "консервы времени". Но продукт в консервной банке, должен, хоть он и переработан,  сохранять исходные вкусовые качества. Раньше время, пусть  кольцеобразно свернутое в кинокоробку (кольцо  как метафора художественной "складности"),  все равно сохраняло свое базовое свойство направленности,  векторности. Но раз "история кончилась"  - провал конкретных предсказаний Фукуямы еще не означает необоснованности его теории, если перенести ее в сферу психологического восприятия, с той поправкой, что в головах современных иудео-христиан кончилась не столько история, сколько само время, во всяком случае, их время, - итак, если время кончилось, то в кинокоробках  сегодня лежит ... что? Высохшая кожа змеи? Манная каша? 
2). Попытаемся ответить на этот вопрос (т.е. вопрос - что сегодня "лежит в кинокоробкаx"?) 
Психологическое время исчезает вместе с ожиданиями, ощущением перспективы. Сохраняется ли закон перспективы в полностью однородном пространстве? Разумеется, нет: ведь атрибутом самого пространство является неоднородность, т.е. структурность. (Представим себе бесконечный узкий тоннель с односторонним движением, чьи стены и потолок совершенно одинаковы, освещение идет как бы ниоткуда, а дорожное покрытие идеально гладко: будет ли сидящий в машине знать, движется он или стоит? Нет, не будет). Но утратив чувство ожидания/ощущение времени, человек и нарратив романа или фильма  перестает ощущать как нечто динамическое, как запечатленного средствами художественной образности  Хроноса в действии. Но что есть мир художественного произведения, из которого изъята компонента времени? Это миф, вечное повторение (см., например, о мифе как замороженной формуле бытия в предисловии Томаса Манна к "Иосифу").
Раньше кинолента лежала в круглой коробке, как свернутая, но упругая, готовая распрямиться змея. Теперь в коробке  - змея, проглотившая хвост, так что у нее исчезли "зад и перед". Съевшая хвост змея - не есть ли это метафора постмодерного мира, в котором динамические  представления сменились мифологическими?
3). Изложенное предположение могло бы быть опровергнуто, если бы оказалось, что такое же чувство исчезнувшей из кино и т.д. материи времени (исчезнувшей документальности) испытывают и зрители, скажем, Китая - страны,  которой сегодня, видимо, не свойственно восприятие мира как поезда, дошедшего до конечного пункта "Ад" или "Рай" (неважно, то или другое: в обоих случаях имеет место эсхатологический тупик).   
Но какие тесты надо придумать психологам, чтобы дискриминировать восприятие искусства в релевантном аспекте человеком России или Швеции, с одной стороны, и Китая или Индии, с другой?...    



Витторио Де Сика ( 1901-1974)           Чезаре Дзаваттини
(на заднем плане – Ч. Дзаваттини)                 (1902-1989)




Автор С. Бакис
Категория: Витторио Де СИКА | Добавил: ovechka (04.10.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1674 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: