Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 29.06.2017, 12:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Борис МОРГУНОВ

«Тринадцать плюс. Лев Ландау»

Документальный  фильм. Режиссер и автор сценария Борис Моргунов. 2001 г.

Ландау говорит о современной физике (это уже в период, когда он ею не занимался)

22 января был день рождения великого физика Льва Давидовича Ландау, или Дау (1908 – 1968).

Вот (13х2) фактов+1 вывод о Ландау. (Факты не следует распространять, т.к. они, во-первых, предназначены лишь для узкого круга читателей сайта, а во-вторых, не всегда полностью проверены. Вывод следует воспринимать cum grano salis, с разумным скепсисом, ибо это мой чисто субъективный вывод).

1). Л. был в еде неприхотлив, но в то же время крайне избирателен. Многих пищевых продуктов он принципиально не брал в рот. Вообще все, что Л. делал, он делал не просто так, а исходя из неких принципов.

2). Когда Л. ездил в машине, т.е. его возили, он любил играть в такую игру:  посмотреть на номер впереди идущей машины, например: 2735, и придумать, посредством каких математических операций (но не 4-х действий арифметики, а относящихся к высшей математике) можно превратить первое двузначное число во второе.

3). В детстве Л. дал себе обет не пить, не курить и не жениться.  Два первых обета он выполнил, третий нарушил, женившись в 1934 году, когда ему было 26 лет, на Коре Дробанцевой. Но до этого он был, вероятно, девственником.

4). Л. еще мог бы дать обет «почти не есть»: это далось бы ему легко, т.к. всю жизнь у него был плохой аппетит. Он был такой тощий, что физики шутили: «У Дау не телосложение, а теловычитание». Еще Л. был тощ из-за своей подвижности, ему не сиделось на месте. В институте он то и дело отрывался от теоретических размышлений и бегал к экспериментаторам. Тем нравилось, когда он прибегал, потому что с ним было весело, но они умоляли его ничего не трогать, потому что все,  к чему он прикасался, немедленно ломалось. Это называлось «эффект Дау».

5). Перед женитьбой Л. сказал Коре, что оставляет за собой право полной сексуальной свободы, и предоставил такое же право ей. Впоследствии он часто «изменял» Коре. «Изменял» в кавычках, потому что сам Л. связи с другими женщинами изменой не считал, а считал проявлением той самой оговоренной свободы. Л. с гордостью рассказывал Коре о своих победах на любовном фронте, а иногда приводил девушек домой, к себе в спальню. Кора ему, по-видимому, не изменяла. Но однажды, надеясь вызвать его ревность, она притворилась, что у нее роман с коллегой Л.  Л. был очень рад и сказал: «Наконец-то, Корочка!»

6). Тем не  менее, длина дон-жуанского списка Л.  сильно преувеличена. А если говорить о долговременных любовницах, то их у него за всю жизнь было всего три.

7). Л. делил мужчин на «красивистов» и «душистов», т.е. ценящих в женщинах внешность или моральные достоинства. «Душистов» он презирал.

8). Л. вел статистику красивых женщин по городам страны. На первых двух местах у него стояли, кажется, Кишинев и Киев. Красивость он определял по сложной формуле. Но, в целом, он любил блондинок с пышным бюстом и вздернутым носиком.

9). Л. был демократичен и прост в обращении. Он придумал теорминимум, охватывающий все разделы физики. Любой гражданин СССР, независимо от своего образования, мог явиться к нему домой и начать сдавать теорминимум  с любого раздела.   

10). Тем, кто сдал теорминимум, Л. помогал прописаться в Москве и устроиться на работу в качестве физика. Всего смогли сдать теорминимум, кажется, сорок с чем-то человек. Почти все они впоследствии стали докторами наук, академиками и т.п.

11). Л. давал экзаменуемому задачу, бумагу и авторучку и выходил в другую комнату. Иногда он заходил и смотрел, как идут дела. Л. никогда не менял задач. Когда кто-то его спросил: «Дау, зачем вы даете одинаковые задачи? Люди же могут узнавать друг у друга решения», Л. ответил: «Это не беда. Главное, чтобы человек знал, как решить задачу».

12).  Л. много лет руководил теорсеминаром. Участники семинара должны были по очереди готовить доклады по статьям из физического журнала по выбору Л. В ходе доклада  можно было перебивать докладчика и задавать ему вопросы. Если тот не мог ясно ответить на два вопроса, Л. прекращал доклад и переносил его на следующее заседание семинара. Если докладчик и в следующий раз не мог ответить на вопросы, Л. больше никогда не поручал ему делать доклады, более того, он прекращал общаться с таким человеком, считая его дураком, на которого не стоит тратить время.

13). Кроме того, Л. мог прервать доклад, если его содержание казалось ему слишком очевидным. В таком случае он говорил: «Вы хотите сказать то-то и то-то. Но это же описано 16 лет назад у того-то и того-то. Что вы тут патологией занимаетесь? Садитесь на место». Кроме того, Л. мог прервать докладчика и в том случае, если то, что тот говорил, не было нигде прежде описано, но он, Л., мог сразу предсказать выводы. Случалось, что докладчик был доктором наук и потратил на свою работу, например, два года. Когда Л. через пару минут доклада предсказывал результат и велел докладчику сесть на место, тот чувствовал себя опозоренным. Поэтому у Л. было много недоброжелателей – конечно, из числа посредственных или средних физиков. Те, чьих результатов он не мог сразу предсказать, обожали его.

14). И тем не менее, иногда интуиция подводила Л. Он мог назвать какой-то путь исследования бесперспективным, и после этого его невозможно было переубедить. Например, Л. отсоветовал физику Абрикосову заниматься неким вопросом, и тот настолько считался с мнением Л., что последовал его совету.  Через несколько лет американский физик, исследовавший тот же вопрос, получил Нобелевскую премию. (Абрикосов тоже в конце концов ее получил, но через много лет и за другую работу). Ландау был гибок умом, но в то же время очень упрям. Недаром l’anе по-французски значит «осел».

15). Л. почти не читал научных статей. Основным источником его информации был теорсеминар. Л. вообще мало читал. Он любил кино, особенно фильмы про любовь. Второй частью удовольствия от фильма было обсуждение: что в фильме показано правильно, а что нет. Обычно почти все оказывалось неправильно, т.к. Л. был большой теоретик по вопросам любви, женского характера и методик соблазнения.

16). Л. испытывал непреодолимую неприязнь к писанию. Он объяснял свои мысли доктору наук Евгению Лившицу, и тот превращал их в статьи. Так они вместе создали многотомный «Курс теоретической физики», в котором, как говорили знавшие их обоих, «не было ни одной мысли, принадлежащей Лифшицу, и ни одной буквы, написанной Ландау».

17). Когда Лифшица выдвинули на член-корра, Л. зарубил его кандидатуру, считая, что «Женька не тянет на член-корра». Л. также много раз не допускал в физический журнал, в редакции которого состоял, статьи Лифшица, написанные тем самостоятельно.         

18). Среди всяких других статистик, которые вел Л., был рейтинг известных физиков. Нулевой рейтинг был, кажется, только у Ньютона, половинный – у Эйнштейна и Бора. Свой собственный рейтинг Л. определил числом 2. Правда, впоследствии он переменил 2 на 1.5.  Л. однажды сказал девушке, за которой ухаживал: «Я не гений. Но я очень способный». Может быть, он имел в виду следующее: он был способен видеть очень далеко, но не был способен видеть то, что за углом или под землей, как, например, Эйнштейн.

19). В молодости Л. работал в Ленинграде в институте, руководимом А.Ф. Иоффе. Л. считал Иоффе тупицей, называл его «Жоппе» и открыто издевался над ним. Иоффе постарался, чтобы Л. перевели в Харьков, чему сам Л. был очень рад.

20). Принимая у студентов экзамены в Харьковском университете, Л. поставил почти всему курсу двойки.

21). Л. был убежденным апологетом социализма. На западе он постоянно спорил с теми, кто относился к Совку критически или скептически. Л. доказывал им, что в конце концов капитализм неминуемо загнется и во всем мире будет социализм. Однако постепенно Л. стал считать, что идеи социализма в СССР искажаются, а Сталин – негодяй. Со свойственными ему легкомыслием и болтливостью он выражал эти взгляды, не очень учитывая, с кем разговаривает. В конце концов его посадили в тюрьму. Непосредственным поводом была антисталинская листовка, которая была распространена в Харькове. Есть две версии: 1) листовку написал физик Корец, а Л. только прочитал ее и одобрил: 2)Л. и Корец написали ее вместе. Л. считал, что на них донес их немолодой сотрудник Пятигорский. На протяжении  десятилетий он не подавал Пятигорскому руки и создал вокруг него такую атмосферу, что фактически погубил тому карьеру. Но – когда Пятигорский был уже очень стар – Л. помирился с ним, осознав, что фактически не имел оснований подозревать этого человека в стукачестве.

22). Л. просидел в тюрьме около года и был на грани смерти – прежде всего потому, что он не мог есть  овощи в приготовлении тюремных поваров. Из-за этого у него началась цинга. П.Л.Капица добился освобождения Л., дав обещание Молотову, что Л. больше не будет «болтать». Капица взял Л. на работу в свой институт, и Л. действительно перестал «болтать» или, по крайней мере, смотрел, с кем можно болтать, а с кем нельзя.    

                            

23). Когда после автокатастрофы Л. начал постепенно приходить в себя и жена требовала, чтобы его выписали из больницы, врачи отказывались это сделать, в частности, потому, что Л., по мнению психиатров, продолжал быть «не в себе». Они сделали такой вывод на основании высказываний Л. о советской власти, которые, по их мнению, мог позволить себе только сумасшедший. Кора объясняла врачам, что Л. всегда говорил о советской власти подобным образом, но те не могли такому поверить и не выписывали Л. (Кроме того, врачи считали поведение Л. неадекватным, потому что он неоднократно пытался затащить медсестер и санитарок к себе в койку. Кора, снова-таки, убеждала их, что это его стандартное поведение, но врачи и этому не верили).  

24). Л. попал в автокатастрофу 7 января 1962 года по дороге в Дубну, куда он ехал, чтобы помирить свою племянницу с ее мужем. Машину вел доктор наук Судаков. Л. сидел сзади с женой Судакова, которая, по-видимому, была его любовницей. Чтобы удобней было целоваться, Л. снял свою толстую меховую шапку. Ведя автомобиль по Дмитровскому шоссе, Судаков сделал неосторожный обгон, машину занесло, и встречный грузовик ударил по дверце, возле которой сидел Л. Если бы на нем была шапка, удар был бы значительно мягче.

25). Травмы Л. были несовместимы с жизнью. И тем не менее он выжил – прежде всего благодаря невероятной энергии и организаторским способностям Лифшица, который обеспечил бесперебойную поставку дефицитных лекарств из-за границы, круглосуточные дежурства физиков у постели Л. (который был в коме около месяца), постоянные консилиумы и т.д. Тем не менее, когда Л. выписался из больницы и Лифшиц захотел навестить его, Л. велел его не впускать. Лифшиц еще раз увидел Л. только в гробу. Причин разрыва Л. с ближайшим другом и сотрудником было, по-видимому, две. Во-первых, в своем болезненном состоянии Л. подпал под влияние Коры, с чьими мнениями он в своем нормальном состоянии совершенно не считался. Кора не любила Лифшица, ревновала мужа к нему. Теперь ей удалось убедить Л., что Лифшиц, например, вор: он якобы обманывал Л. при дележе гонораров за книги и украл у Л. золотую медаль, которой того наградили за научные достижения. Во-вторых, Л. было обидно, что «Женька», которого он всегда считал дураком, теперь знает физику лучше  него:  ведь после перенесенной мозговой травмы он разбирался в физике на уровне студента 1-го или 2-го курса.

26). Л. прожил еще 6 лет. Постепенно к нему вернулись нормальная речь, способность рассуждать на повседневные темы и его человеческие качества (хотя характер Л. неузнаваемо изменился: он стал необщительным и подозрительным. Кроме того, он стал уделять больше внимания сыну Игорю, на которого у него раньше не хватало времени). Но как ученый он навсегда вышел из игры, что было огромной потерей для физиков, работавших на переднем крае науки. С другой стороны, состояние Л., наверное, радовало тех, кого он называл «патологами» и кого прерывал в начале докладов. Эти люди думали примерно так: «Мозг Л. был нечеловеческим, марсианским, и поэтому он без раздумья унижал нас, людей с обычными земными мозгами. А теперь, после удара по голове, он стал таким же, как мы. Теперь он, наконец, понимает, что значит не понимать, путаться, ошибаться. Errare humanum est.  Человеку свойственно ошибаться. Нет худа без добра: Л. наконец-то стал человеком!»

Вывод. Л. был человеком невероятного интеллекта. Но если понимать ум не как чистое IQ, а как всю совокупность ментальных качеств человека, то, может быть, Л. был в целом ничуть не умнее нас с вами. Он был несравненно умнее нас как решатель уравнений,  бральщик интегралов, рождальщик физических идей. Но он был и несравненно глупее нас как пониматель  собственной души и  душ окружающих; как сочувствовальщик; как судитель о мирских человеческих делах. Так что в целом выходит баш на баш.

И еще о душе. Была ли она у Л.? Да, конечно, была. Он был, в сущности, добрый человек, простой (хотя и крайне капризный), готовый объяснить, поддержать, помочь (тем, кто, по его мнению, того заслуживал). Но душа его не дошла до уровня взрослого человека, она осталась детской, со всеми хорошими и плохими следствиями этого.  В Библии сказано: «Будьте, как дети». Но мало ли что там сказано. По жизни, взрослый человек должен быть взрослым. Л. не стал им по двум причинам. Во-первых,  специфические условия его жизни ограждали его от всяких заморочек, которые заставляют человека взрослеть; он жил в таинственном дворце квантовой физики, как китайский император в  Тайном городе. Во-вторых… но это уж совсем мое личное мнение… у Л., видимо, был синдром Аспергера. Люди с этим синдромом могут иметь очень высокий интеллект и вместе с тем не понимать самых простых человеческих вещей. У Л. были теории на все, в том числе  «теория счастья»: он точно знал, как быть счастливым, и был им, и пытался обучить счастью других, и совершенно не понимал, отчего это ему никак не удается. А не удавалось потому, что тем, кого он учил, было гораздо больше надо для счастья, чем ему: их души были взрослее, сложнее и… смутнее.  Итак, разгадка: синдром Аспергера.

А впрочем, я неправ. Этот диагноз, как и любой другой психиатрический диагноз, к Л. неприменим, потому что он был человек великий. Диагнозы бывают у обыкновенных людей – у великих это называется яркость, оригинальность, нестандартность. Дорогие читатели, хотите избавиться от диагноза – сделайте что-нибудь гениальное!  

Примечание. Телесериал «Ландау» со Спиваковским в главной роли ужасен.  Лет девять назад режиссер Илья Хржановский («Четыре») начал снимать грандиозный фильм о Ландау, на роль которого он выбрал дирижера Теодора Куренциса. Вот что сообщает об этом фильме Википедия:

«Дау» — фильм, сюжет которого основан на биографии лауреата Нобелевской премии Льва Ландау, а также на биографии ряда других выдающихся советских ученых. Хржановский начал работу над фильмом в 2005 году. «Дау» — крупнейшее совместное производство России и Европейского Союза. С российской стороны «Дау» продюсируется компанией «Феномен Филмз». С европейской стороны проект поддержан крупнейшими кинофондами, телеканалами, кинокомпаниями — Фондом поддержки европейского кино EurimagesArte France Cinema (Франция), Société Parisienne de Production — Coproduction Office (Франция), WDR (Германия),Medienboard Berlin-Brandenburg (Германия), Mitteldeutsche Medienförderung (Германия), Essential Filmproduktion (Германия); Swedish Film Institute (Швеция), Film I Väst (Швеция), Plattform Production (Швеция); Hubert Bals Fund (Нидерланды), AG Interfilm B.V. (Нидерланды). В марте 2005 года проект получил премию как Лучший представленный проект в рамках Рынка европейских проектов («Sofia Meetings») Международного кинофестиваля в Софии (Болгария). В 2005 г. проект вошел в лучшие десять проектов международного кинорынка в рамках Роттердамского кинофестиваля [1] . В 2006 г. проект «Дау» вошел в число 17 лучших мировых проектов в рамках Международного киноателье Каннского кинофестиваля.

В Харькове был построен институт – полная копия того, в котором работал Ландау до войны, с лабораториями и всеми делами. Даже дверные ручки были точно «как тогда». На фильм были затрачены огромные средства. В 2010 г. было анонсировано его участие в Каннском фестивале. Примерно в 2012 году сообщения о фильме прекратились. Последние сведения о нем в прессе  могли с равным основанием быть помещены в разделах «Кино» и «Уголовная хроника»: создатели картины якобы разворовали миллионы долларов, а на съёмках царил разврат. Нынешний статус фильма неизвестен.   

Борис Моргунов

 

Смотреть фильм он-лайн:

 

    Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 
Категория: Борис МОРГУНОВ | Добавил: ovechka (12.12.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 578 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: