Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Евгений ШИФФЕРС |
"Первороссияне"
Когда фильм вышел, в его титрах было написано:
Постановщик - Александр Иванов Режиссер - Евгений Шифферс На самом же деле А. Иванов, почтенный ленфильмовский режиссер, снявший когда-то "Звезду" по повести Э. Казакевича и "Солдат" по роману В. Некрасова "В окопах Сталинграда", числился постановщиком лишь формально. Концепция и режиссура картины по одноименной поэме Ольги Берггольц и ее сценарию целиком принадлежала дебютанту в кино, но уже известному в Ленинграде своим талантом и неординарностью театральному режиссеру Евгению Львовичу Шифферсу (1934-1997). Я написал "когда фильм вышел", но фактически на широкий экран он не выходил. Не запрещенный и не разрешенный, он пробыл в некоем лимбе даже не до разворота Перестройки, как другие фильмы с трудной судьбой, в конце восьмидесятых снятые с "полки", а почти до нынешних времен, когда вдруг всплыл в Интернете. Согласно аннотации опять же где-то в Интернете, фильм повествует "о рабочих Нарвской заставы, приехавших в 1918-м году на Алтай строить первую земледельческую коммуну". Казалось бы, за что подвергать остракизму картину с таким сюжетом? Возможно, какие-то диссидентские фиги в кармане? Нет, Шифферс диссидентом, во всяком случае, в привычном, с антисоветскими обертонами, значении этого понятия, ни тогда, ни позже не был и ничего крамольного в фильме своем не говорил. Тем, кто определил судьбу картины, не понравилось, как Шифферс говорил, его киноязык. В фильме есть новаторские черты, например, в нем совершенно особую роль играет цвет. В изобразительном плане, в нем используются приемы иконописи с искажением перспективы. В плане содержания, в "Первороссиянах" проглядывают библейские мотивы - пока еще не в порядке богоискательства, а как момент чисто художественно-эстетический. Непривычна для 67-го года и могла быть сочтена "авангардной" музыка замечательного композитора Николая Каретникова.
В дальнейшем Шифферс фильмов не снимал, по крайней мере, художественных (об единственном его документальном фильме мы скажем немного позже). Да и в театре он, в общем-то, по-настоящему уже никогда не работал, а лишь помогал кому-то, как, например, Любимову на Таганке, или создавал планы постановок, которые, как правило, не осуществлялись. Но пока "Первороссияне" пребывали в лимбе, над головой Шифферса рос нимб: он стал широко известен в узких кругах как незаурядный философ-мистик. На протяжении многих лет практически не работая, он существовал на зарплату жены, очень красивой актрисы Ларисы Данилиной, которая играет в "Первороссиянах", а в основном занималась дубляжем. Документальный фильм Шифферса, который, кажется, невозможно нигде отыскать, называется "Путь царей". Интерес и тяготение Шифферса к монархии отразились не только в этом фильме, но и в его исследовании убийства последнего русского царя и его семьи. Шифферс вообще был государственником, заходя в этом так далеко, что считал КГБ единственной силой, способной спасти Россию от вырождения. Крайнее своеобразие его взглядов стало причиной того, что, не будучи своим для советской власти, он не стал таковым и для либеральных деятелей перестройки: не этим ли объясняется, что в горбачевский период "Первороссияне" так и не обрели новой жизни? С возрастом и прежде свойственная Шифферсу независимость взглядов и поведения предельно усугубилась, что постепенно отдалило от него многих из тех, кто когда-то были его друзьями или находились под его идейным влиянием. Шифферс глубоко изучал йогу и практиковал ее. Его религиозное мировоззрение, по мнению многих, являлось соединением христианства и буддизма, что также привело к сужению круга его слушателей и учеников за счет ортодоксальных христиан. Переняв интерес Шифферса, его жена стала руководительницей одной из групп йоги в Москве. Еще более известна как знаток и преподаватель йоги его дочь Мария Шифферс. Несколько лет назад вышел двухтомник произведений Шифферса, включающий, в частности, его роман "Смертью смерть поправ", исследование об убийстве царской семьи и работы религиозно-мистического характера. В 1-м номере журнала "Знамя" за 2010 год напечатаны очень интересные воспоминания о Шифферсе многих знавших его людей. Если я только не ошибаюсь, бородатый пианист во фрагменте - Шифферс. Во всяком случае, человек этот очень на него похож. (В титрах, даже среди эпизодников, Шифферс не значится. Но это может объясняться тем, что он не придавал своей крошечной роли большого значения) Внимание: Изображение во фрагменте будет иногда замирать - не по техническим, а по художественным причинам: это одна из необычных черт фильма. Автор С. Бакис
| |
Просмотров: 1794 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |