Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Понедельник, 21.08.2017, 08:34
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Ингмар БЕРГМАН

"Фанни и Александр"

 
Фрагмент 1-й: начало фильма
 
 
 
 
Фрагмент 2-й: конец фильма
 
 
«Фанни и Александр» - прощальный фильм Бергмана, после него он собирался больше не работать в кино. Потом не выдержал, снял еще несколько картин. Но это уже были, так сказать, easy pieces: легкие, постановочно и душевно не крайне обременительные вещи – как бы фильмы-послесловия.
 
«Фанни и Александр» - большая картина-прощание. При этом она тоже по-своему легкая. Это легкость не эскиза или зарисовки, ведь перед нами монументальный фильм-роман. Просто прощание Бергмана с миром не тягостно, легко. В нем нет надрыва, который прежде был часто свойственен ему как режиссеру. И вместе с тем – Бергман и здесь до последней капли остается самим собой, художником, бесстрашно касающимся трудных, часто неразрешимых проблем человеческого бытия. Вообразим: прощаются мужчина и женщина. Они любят друг друга, однако отношения их сложны, мучительны. Но – поезд вот-вот отойдет, и они просто целуются, говорят друг другу какие-то хорошие слова. Примирения, на самом-то деле, нет, разрывающий их сердца конфликт не разрешен, но – поезд вот-вот отойдет... Так и Бергман не хочет, уходя, оставить своих зрителей на краю экзистенциальной бездны.
 
Вначале показано праздничное сборище в доме фру Хелены Экдаль (Гунн Вальгрен), бабушки десятилетнего Александра (Бертил Гуве) и его сестренок Аманды и Фанни. За столом – бабушка, отец (Алан Эдвалл), мать (Эва Фрёлинг) и многочисленная родня, где каждый полон энергии и радости жизни, словно веточка здорового, мощно разросшегося дерева. Это 1907-й год. «Будденброки» Томаса Манна вышли в 1901-м. В романе Манна и киноромане Бергмана почти одно и то же время – 20-й век с его страшным ускорением, когда полдесятилетия многое меняют, еще по-настоящему не наступил, - и похожие семьи: состоятельные, дружные, благополучные кланы. Только Экдали более непринужденны, отношения родичей друг с другом раскованнее, шутки рискованнее; некоторую даже атмосферу богемности вносят папа, мама и бабушка, в прошлом или настоящем актеры. Шумно, весело, тепло, уютно – хорошо! Правда, дела в театре, где господин Экдаль еще и директорствует, идут неважно, зал в последнее время полупуст, и он изрядно нервничает. Но, бог даст, как-нибудь обойдется, устроится. Не хочется думать о неприятном сегодня, в светлый канун Рождества.
 
Вскоре отец внезапно умирает. Его смерть – для семьи не только естественное горе, но и пролом, окно в черное пространство реальности, откуда одна за другой начинают лезть всякие беды и злоключения. Мама вскоре выходит замуж за епископа Вергеруса (Ян Мальмшё). И что ее потянуло к этому суровому господину, ничуть не похожему ни на отца, ни на нее самое? Да наверное, вот это и потянуло. Епископ – человек, в котором есть то, чего ей так не хватает - он всегда точно знает, что правильно на этом свете, а что нет; именно такой человек и нужен женщине, оставшейся с тремя несовершеннолетними чадами на руках.
 
Оказалось, что Вергерус слишком уж точно знает, что правильно, что нет. Его знание запрещает иные мысли, иные точки зрения. А так как, по чуть измененной формуле Декарта, мы существуем в той мере, в какой мыслим, - Вергерус запрещает принятой им в свой холодный дом четверке право на жизнь. Особенно много сил ему приходится тратить на пресечение жизни Александра, мальчика упрямого, дерзкого и склонного к пустой, болезненной даже мечтательности. О средствах, которые Вергерус употребляет, чтобы пока не поздно наставить приемного сына на путь истинный, лучше не говорить, настолько это неприятно. И нельзя сказать, чтобы Его Высокопреподобие проявлял жестокость как садист какой-нибудь: собственная твердость дается ему, право, ценой гораздо больших душевных страданий, чем те физические, которые он вынужден причинять ребенку. Только это (то есть что муки душевные заведомо тяжелей мук телесных) и дает ему, поймите же, моральное право на его, скажем так, праведные расправы! Что поделаешь, иногда для устранения запущенного гнойника приходится прибегать к скальпелю!
 
В общем, очень скоро фру Экдаль осознает, что, соединившись с Вергерусом, она не просто совершила ошибку, а по собственному выбору заключила себя и детей в тюрьму. И как из всякой тюрьмы, уйти из Вергерусова узилища нельзя – из него можно только бежать. Подробности побега опять пропускаю. Скажу лишь, что с этими подробностями в фильм Бергмана входит атмосфера необъяснимого и мистического, которая еще более сгущается, когда Александр обретает временное пристанище в доме своего освободителя – коммерсанта Исака Якоби (Эрланд Юзефсон). Ощущение реальности происходящего ослабевает, явь причудливо смешивается со сном. В своем обиталище, смешении захламленной антикварной лавки и запущенного жилья, пожилой добродушный человек, давний друг семейства Экдалей приобретает черты каббалиста, может быть, и впрямь члена какой-то могущественной зловещей ложи. Племянник Исака молодой приказчик Арон оказывается неким магистром кукольных дел, вроде гофмановского Дроссельмейера, он пугает Александра только что изготовленной говорящей марионеткой. «Ты сказал, что всю ночь работал. А я видел, как ты храпел в спальне твоего дяди». «Есть много странных, необъяснимых вещей. Особенно ясно это видишь, занимаясь магией». Лавка с ее сваленными горой артефактами заморских стран превращается в учебник истории мира, в спрессованную, как напластования горных пород, модель глубинного сродства Востока и Запада, иудаизма, магометанства и христианства. Продвигаясь на ощупь во тьме коридоров, Александр набредает на дверь, отворять которую Исак не велел. Не удержавшись перед запретным порогом, он оказывается в комнате, где обитает младший брат Арона, юноша по имени Измаил, чернокнижник, оккультист и мощный медиум. (Это в надежде хоть чуточку поубавить его опасную мощь старый Якоби, смешной, и запер его под замок!) Измаил угадывает тайное желание Александра погубить ненавистного врага; Александр, в свои десять лет уже достаточно затвердевший слепок христианской морали, отчаянно отрицает и ненависть, и жажду мести , но - «Поздно. Я знаю твое желание», - смеется Измаил. И в то же самое время в доме епископа загорается пожар, чье пламя сжигает Вергеруса заживо.
 
Начало знания о сакральном единстве мировых культур; инициация в сферу оккультного; догадка о материке подсознательного, свернувшемся в темных подвалах собственной души, - все это приходит к Александру в одну ночь.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев...
Для «казуса Александр» стихи Пастернака надо обратить из перспективы в ретроспективу, вместо «грядущей» сказав «минувшей», вместо «пришедшее» - «прошедшее». К тому же следует изменить колорит: чародеи, в чьих делах оказывается невольно замешан Александр, – не светлые рождественские маги, а колдуны, волхвующие в смутной зоне по ту сторону добра и зла.
 
С такими уроками, да плюс еще жестокий опыт соприкосновения с последовательным, беспощадным и убежденным в своей праведности злом в облике Вергеруса возвращается Александр под родные сени, когда его философские приключения (и слава богу, ну их!) приходят к концу.
 
Экдали вновь под гостеприимным кровом фру Хелены. Всё как было, и мама рядом, только вот отца нет рядом с ней. Все снова вместе, всё темное, смутное и тяжелое, что принес минувший год, слава богу, позади!
 
Но позади ли? Александр теперь знает - нет, оно притаилось в углах родных комнат, заглядывает в окна из вечерней полутьмы.
 
Есть повесть Генри Джейса «Поворот винта». Она о неустойчивом балансе добра и зла, о хрупкости запоров, держащих взаперти демонов: стоит открутить винт на лишний виток, и злые силы, хохоча, вторгнутся в дом. «И от судеб защиты нет»... Александр понял это: жестокая школа жизни научила, а еще - этот мальчик, alter ego Бергмана, наделен задатками художника, человека, особо чуткого к ветеркам из зазеркалья. Обыкновенные же люди о том, что «по ту сторону», стараются не думать, инстинктивно догадываясь, что само думание про такое может тоже оказаться поворотом винта. Вот что неожиданно произносит за праздничным столом веселый бабник и балагур, дядюшка Густав Адольф (Ярл Кулле): «Мы, Экдали, пришли в этот мир не для того, чтобы разгадывать его загадки. Для подобных дел мы не снабжены нужными аппаратами. И поэтому к черту большой мир! Мы будем жить в нашем маленьком, маленьком мирке. За него мы будем держаться, его будем возделывать и украшать». Что-то подобное говорили персонажи Горького, проходившие по категории «мещане», не так ли? Боролся с ними Алексей Максимович, боролась власть советская, а они, оказалось, неистребимы. Потому что то, что называют мещанством – просто защита маленького человека от фатума, от божьих прихотей, от всех злых напастей, караулящих за окном и за углом. Как еще оборониться от всего этого людям, если не взяться покрепче за руки с близкими, сомкнуть маленький круг, замкнуть на два ключа дверь и вместо блоковского «ветра, ветра на всем белом свете» прислушиваться к сверчку на печи?
 
Сверчок на печи. Ленин возмущенно вышел из зала посреди спектакля МХАТа Второго по рассказу Диккенса с таким назаванием. Что же его так разозлило? Да уловил, верно, что цвириканье этого проклятого насекомого заглушает «Интернационал». И вообще, Ильич кто? Эмиссар бесов. А сверчок кто? Посланник авгуров и ангелов.
 
Как святочные рассказы Диккенса, как, в сущности, все книги этого великого утешителя, «Фанни и Александр» - страшная сказка, заканчивающаяся благополучно. Ничто, на самом-то деле, в мире не изменилось со времен Диккенса. Запоры ото зла в нашу высокотехнологичную эпоху если не те, что сто пятьдесят лет назад, то только потому, что еще больше проржавели. Но поезд Бергмана уходил, поезд уходил. И на прощанье ему захотелось рассказать нам длинную жуткую сказку со счастливым концом.
 
А еще... Ночь. Дети уложены спать, но веселье взрослых в самом разгаре. Они не обращают внимания на легкий запах керосина, проникающий в гостиную. Это Александр тайком включил laterna magica и смотрит с сестричками чудесные картинки. Мальчик вырос, но, в отличие от большинства взрослых, не расстался с волшебным фонарем. Под старость он включил его опять, чтобы проститься с прошлым, с детством, с уходящим веком. Самому на все это в последний раз поглядеть и людям показать.
 
     




                         Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо.     С.Бакис  
  
 
 
Автор С. Бакис
 
 
 
 
Категория: Ингмар БЕРГМАН | Добавил: слабак (25.07.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1527 | Комментарии: 2 | Теги: Бергман, Швеция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Очень глубокая и тонкая статья. Замечательно! Спасибо Вам.

0
2  
И вам пожалуйста, Марина!

Имя *:
Email *:
Код *: