Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 22.08.2017, 09:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Ингмар БЕРГМАН

"Земляничная поляна"

 
Фрагмент 1
 
 
 
Фрагмент 2

Друзья нашего сайта могут поздравить нас с тридцатью. Не годами и даже не месяцами, а фрагментами, помещенными на «Фрагментах». Просматриваю количество посещений и убеждаюсь: люди явно интересуются больше известными фильмами, чем «темными лошадками». Это понятно. С другой стороны, т.е. стороны того или тех, кто выбирает фрагменты, заниматься «темными лошадками» и легче, и благодарнее. Темные, они и прессой освещены мало, писать о них – как пустое ведро наполнять: даже одна капля превратит ведро из сухого в мокрое. Писать же о великих фильмах – что каплю в океан добавлять. Взять «Земляничную поляну»: сколько о ней наговорено, намудрено – тома! И немудрено, что намудрено: глубочайшего содержания произведение, один из не так уж многих бесспорно великих фильмов всех времен и народов.
Без всякой уверенности, что добавлю в "Поляниану" нечто новое, обращу внимание читателей-зрителей на два эпизода бергмановского шедевра.                                                 
                                                 1                                          
                                                      За поворотом, в глубине
                                                       Лесного лога,
                                                       Готово будущее мне
                                                       Верней залога.
 
                                                       Его уже не втянешь в спор
                                                       И не заластишь.
                                                       Оно распахнуто, как бор,
                                                       Все вглубь, все настежь.
 
                                                             Б.Пастернак. «За поворотом»
 
Но сначала - о чем фильм чисто сюжетно? Об одном дне одного старого человека. Звать его Исак Борг (эту роль играет выдающийся режиссер довоенного шведского кино Виктор Шёстром). Ему семьдесят восемь, но он еще достаточно бодр, чтобы  отважиться на путешествие автомобилем из Стокгольма в Лунд. Там состоится чествование, в конце которого доктору вручат награду за полувековую и безупречную врачебную практику. Но это также и фильм о всей жизни доктора Борга. Шоссе на Лунд прямое и широкое, день позднего лета или ранней осени прекрасно светел и бестуманен, ничто не мешает старику за рулем вспоминать прошлое.  И вот, вспоминая, так доктор Борг приходит к заключению, что, пожалуй, прожил жизнь неправильно и, быть может, зря. Нет, он не разочаровался в медицине. И не сделал ничего дурного, о чем не знают те, кто сегодня водрузит почетную корону на его седую голову . И даже перед самим собой у него нет грехов. Так что же тогда?
 
Если со стороны – ничего. В фильме М.Ромма «Девять дней одного года» некий скорбящий о несовершенстве мира физик-теоретик со вздохом говорит: «Если бы все человечество состояло из Гусевых!» Гусев – самоотверженный физик-экспериментатор, и облученным продолжающий штурмовать атомное ядро. Неизвестно, нужны ли  все-таки человечеству три миллиарда Гусевых: это сколько же опасных игрушек они бы налудили! А вот если бы оно состояло из одних Боргов, мир, наверное,  превратился бы в рай земной, потому что доктор Борг – замечательный, честный,  порядочный человек. 
 
Если же изнутри – доктор Борг по дороге туда, где его заслуженно назовут образцом для подражания, жестоко судит себя и с горечью убеждается в своей  человеческой недостаточности. «И даже перед собой у него нет грехов» -  написал я.   Но вглядываясь в себя и не находя в себе грехов, старик с  отчаянием постигает, что  грешен именно от своей моральной стерильности. «Полезный ли я для мира человек? Что было бы с человечеством, если бы оно состояло из таких, как я? Не засохло, не зачахло  бы оно? Ведь мир, на самом-то деле, жив не  строгой моральностью, а чувствами, болями, страстями...» Доктор Борг никогда по ходу фильма не рассуждает подобным образом – это лишь мое предположение, что он мог бы так думать, будь он склонен к философии. Но доктор не склонен к ней, и винит себя за  что-то более конкретное: скудость чувств, душевную холодность, догматизм. Невольно, не осознавая того, он часто ранил ими своих близких (которые в ответ, бывало, ранили его куда больней, - однако сегодня доктор судит себя, а не их). Безукоризненно выполняя  все гражданские установления и христианские заповеди, твердо положившись на них, он надеялся, что на старости ему гарантированы мир душевный и  спокойная совесть. Не предположите, что доктор Борг был фарисеем - нет, он был непритворно добродетелен и честен. Но вот старость наступила, и, заглядывая себе в душу, он обнаруживает, что она мертва. И ему кажется теперь, что лучше бы он грешил, был праздным, импульсивным, мстительным, чем быть трудолюбивым в ущерб  нуждам сердца,  рациональным до автоматизма и терпимым на грани равнодушия.
 
Итак, перебирая одно воспоминание за другим, Борг все яснее понимает, что в своей слепой самоудовлетворенности не замечал, как делает близких несчастными. Но он осознает также, насколько несчастен был сам. Не сворачивая никогда с  прямого большака на крутые вьющиеся тропки, он лишил себя всего того волшебного, опасно-заманчивого, игрового, раскрепощающе языческого, что таится в запутанной глубине леса, в самом сердце его,  на земляничной поляне: в глуби собственной души. Борг всегда сторонился своей глуби, опасался, что из этой не обозначенной ни в  одном анатомическом атласе зоны можно и не выбраться обратно. Но, сохранив душу от  всяческой скверны, он умертвил ее  тем, что никогда не прислушивался к ее тихим зовам. Мудрый человек, митрополит Антоний Сурожский, сказал так: «Грех – это потеря контакта со своей глубиной».

                                                     2

                                                              ***    
                                 
                                             Рослый стрелок, осторожный охотник,
                                             Призрак с ружьем на разливе души!
                                             Не добирай меня сотым до сотни,
                                             Чувству на корм по частям не кроши.
                                              Дай мне подняться над смертью позорной.
                                              С ночи надень меня в тальник и лед.
                                              Утром спугни с мочажины озерной.
                                              Целься, все кончено! Бей меня в лет.

                                              За высоту ж этой звонкой разлуки
                                              О, пренебрегнутые мои,
                                              Благодарю и целую вас, руки
                                              Родины, робости, дружбы, семьи.                                                                    
                                                                                          Б.Пастернак

И тут мы можем перейти к двум если не загадочным, то, во всяком случае, заставляющим задуматься эпизодам "Земляничной поляны".
По пути доктору случается подвезти двух людей, мужа и жену. Муж называет себя инженером. Намного позже, в одном из своих видений (а доктор на протяжении картины не только вспоминает, но видит символические сны и грезит наяву)  Борг встретит мужа в облике профессора медицины, который подвергнет его на старости жестокому экзамену, а жена превратится  в пациентку, чье состояние доктору велено будет оценить (Борг придет к заключению, что пациентка мертва, но ошибется: она откроет глаза и станет демонически хохотать). Такие метаморфозы нуждаются в объяснении: почему у этих персонажей по две ипостаси? И почему "бывший инженер" экзаменует доктора в его собственной профессии? 
Объяснение, я думаю, таково. Через минуту после того, как супруги подсели в машину, они начинают состязаться во взаимных насмешках и обличениях. Боргу становится ясно, что эти люди ненавидят и изощренно мучают друг друга. Они не расстаются только потому, что подсели на сладкую иглу взаимомучительства.  К тому же они находят извращенное удовольствие в обнажении своего душевного ада при посторонних. Три греха, которые так беззастенчиво демонстрирует эта пара: злоба, садизм, эксгибиционизм, - наиболее отвратительные в глазах Борга; в сущности, все его душевные усилия с молодости до старости были направлены на противоположное,  на то, чтобы нести окружающим добро, щадить чужие чувства, не судить людей и  любой ценой соблюдать приличия (можно представить, с каким изумленным ужасом читал бы - или читал - доктор Достоевского, все сюжеты которого закручены на скандалах). Это именно в страхе божьем, как бы не стать хоть в чем-то похожим на таких, как эти двое истязателей, Борг и замкнул свою душу в раковину невозмутимой, корректной сдержанности. Виноват ли он, что душа задохнулась там? Сам доктор Борг решает: да, виноват.
Мера жестокости суда Борга над собой обнаруживается именно в эпизоде, где инженер превращается в экзаменатора, уличающего его в человеческой, да и профессиональной несостоятельности. Но почему экзаменатор в видении Борга не кто-нибудь, а именно инженер? Тут сложная диалектика чувств, которую мы, зрители, должны понять не через рассуждения, а только сердцем. С одной стороны, Борг судит себя честно и беспощадно, и таким образом, становится по отношению к себе мучителем. С другой, он – всего лишь человек, с присущими каждому из нас механизмами защиты; ему трудно выдержать жестокий самоанализ, заключение которого: «Жизнь прожита впустую. Ты давно живой мертвец». Поэтому мучителем-экзаменатором ему видится не он сам, а посторонний, неприятный ему, злой и беспощадный человек. Жена же инженера - существо, чьих мотивов и поведения Борг не способен, не в силах в рамках своего здорового сознания постигнуть. Избегая в общем судить людей, он в данном случае не может удержаться от того, чтобы счесть это существо неким адским исчадьем, фантомом, мертвечиной. Однако оказывается - женщина все-таки жива: выходит, и такие  л ю д и  бывают! (В своей прямолинейности и отказе признавать за жизнью право на причуды и парадоксы Борг  - предтеча другого киногероя, также старого человека, по профессии близкого к медицине: это профессор Сретенский из фильма Ильи Авербаха "Монолог").   
 
Приговор профессора – самоприговор доктора Борга - прост и страшен: «То же, что у всех: одиночество». Но мудрость Бергмана в том, что он помнит и заставляет помнить нас: только сам доктор Борг имеет право судить себя столь  безжалостно – он и никто другой! Если бы все человечество состояло из таких! Да,  на излете жизни добрый, прекрасный человек оказался в экзистенциальном тупике, который, увы, закономерен. Но… один из ранних фильмов Бергмана назывался «Улыбки летней ночи». Тупик тупиком, а для тех, кто не изверился в жизни (а доктор не изверился и судит себя, а не жизнь), ее чары никогда не иссякают. Солнце осени ласково, день прозрачен, хрупок и чист, лес по сторонам дороги шумит, как шумел всегда – неумолчно, грустно и добродушно. Где-то в сердце леса скрыта земляничная поляна, до которой доктору уже не добраться.  Как сказал поэт, жизнь была напрасна, жизнь была прекрасна... жаль все же с нею прощаться… сколько там еще лет впереди?
 
Чествование отшумело, вечер, доктор в спальне. Пора на боковую, режим есть режим. Вдруг он слышит с улицы песню. Подходит к окну. Два парня и девушка, которые на  одном отрезке путешествия в Лунд  тоже были его пассажирами,  поют песню, поют ее для него. О чем поют они? Не знаю, русский дубляж песни не коснулся.  И правильно, ни к чему портить музыку. Все равно ведь ясно, что они поют  о чем-то хорошем, добром. Сам-то доктор понимает каждое слова,  он улыбается, он доволен. «Ну ладно, ладно, пора спать», - произносит он немного ворчливо, чтобы скрыть свою растроганность. Пора спать.  Бог даст,  этой ночью доктору не приснятся кошмары.
 
«Земляничная поляна» - фильм о старике, но не про старость и не для стариков. Он для всех людей, потому что говорит о всеобщем. О тонком балансе между праведностью и человечностью, об извечной драме недосягаемости такого баланса. Молодой еще, тридцатидевятилетний Бергман очень слабо замаскировал лирическую, исповедальную природу своей картины. Стоит всего лишь изменить о на е в фамилии старого доктора...


Фото
Ингмар Бергман во время создания фильма
                "Земляничная поляна"



 
 
 
 
 
 
 
 
 
                         Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо.     С.Бакис  
Автор С. Бакис
slavabakis@gmail.com
Категория: Ингмар БЕРГМАН | Добавил: слабак (19.07.2011) | Автор: С Бакис
Просмотров: 1902 | Комментарии: 2 | Теги: Бергман, Швеция | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
0
1  
Гениальная статья. Первый раз читаю текст такого уровня. Спасибо.

0
2  
Марина, вдохновленный вашей сдержанной похвалой, сейчас немного переделаю статью. Переделку легко будет заметить.

Имя *:
Email *:
Код *: