Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 22.10.2017, 20:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Иван ДЫХОВИЧНЫЙ

«Прорва»
«Прорва». Реж. Иван Дыховичный. Сценарий Надежды Кожушаной. 1992



                                                   .........................................
                                                   и бездны мрачной на краю
                                                   ..........................................
                                                                                   Пушкин

Когда я был младшеклассником, я очень боялся учительницы физкультуры. Это была не наша учительница: у нас физкультуру вела та же самая учительница, которая до 5-го класса вела всё остальное. Она даже не переодевалась для физкультуры и вообще старалась использовать этот неважный урок, чтобы дообъяснить нам что-то по арифметике или русскому языку. А та, страшная учительница, быстро ходила по коридорам в черном, тесно обтягивающем спортивном костюме, прямая, строгая и злая. Если какой-то шалун бежал по коридору, не соблюдая свою сторону, она могла схватить его и поставить к стенке (к правильной то есть стенке). И она необыкновенно волновала меня. Дело было не столько в ее торчавших из-под спортформы грудях. Вернее, дело было в них, но они бы действовали на меня гораздо слабее без сочетания с надменным, правильным, советским лицом. Груди без такого лица – была бы просто сексапильная женщина.  С этим лицом –  получалась советская стерва. Если секс меня восьмилетнего еще не прошиб, то могучесть и страшность советской власти уже вполне прошибла: социальное проникает раньше полового. Теперь, прижимаясь к стенке, когда эта валькирия пролетала по коридору, как жались к домам правоверные мусульмане, когда по улочкам проскакивала свита султана; глядя вслед ее удаляющейся колеблющейся заднице; еще чувствуя эхо ее тисков на своем плече или предплечье, если это она прижала меня к стенке, - я постигал сексапильность не женщины, а власти.
В фильме «Прорва» есть такая сцена. На собрании некоего учреждения обсуждается мелкое прегрешение некоего молодого работника. Народ настроен благодушно. Ну что ему вжарить за его дурацкую выходку? Кто-то из зала кричит: «Женить его!» Общий смех: правильно, женится - будет на что молодую-то дурь расходовать. И тут выходит вперед строгая красивая молодая женщина, ответственная партийка. И начинает рассматривать эту так называемую «молодую дурь» с общественно-политической точки зрения. Не дурь, а преступление! Не женить, а судить! И вдруг... она оказывается голой! Никто в зале этого не замечает... или все замечают, но не придают значения – она продолжает говорить, и зал внимает ее верным, четким словам, удручаясь и поражаясь своей политической близорукости. 
Это, понятно, 37-й год. Или не обязательно 37-й: это - сталинщина («Прорва» - фильм несколько сюрреалистический, для него конкретные «что, где, когда» не очень существенны). Собрание, понятно, переголосовывает за то, чтобы прегрешение парня квалифицировать как преступление. 
Но как понять внезапное обнажение партийки? С чьей это точки зрения показано? Или это сатира? Или тот самый сюр? Мои ответы таковы. Ни с чьей это конкретной точки зрения. Не сатира это. И не сюр (я ведь сказал: фильм сюрреалистичен несколько: лишь в общих сюжетных очертаниях, но не в искажениях физической реальности). Так что же это? Трудно объяснить. Ближе всего к истине, думаю, будет такой ответ: это Фрейд.  Партийка вдруг потеряла одежду, потому что ее выступление – оргия; потому что она жаждет, как паучиха, съесть, поглотить этого молодого дурака – поглотить, сунув себе... в прорву. Шпиономания = нимфомания.
Иван Дыховичный родился в 47-м году и еще успел захватить блеска и славы послевоенного сталинского ампира – тем более что отец его, Владимир Дыховичный, был популярным автором (точнее, соавтором, в паре с Морисом Слободским) комедий, эстрадных куплетов и текстов раскрученных песен, человеком богатым, по Москве известным и пропускаемым, иногда с семьей, в такие двери, к которым обыкновенный «человек эпохи Москвошвея» и близко подойти не смел. Виноград и хурма на банкетных столах, мраморные цоколи домов на улице Горького, балет Большого с Улановой и Лепешинской и опера с Барсовой и Лемешевым, пропахший кофе и селедкой иваси Елисеевский, блестящие молодые полковники и похожие на Косыгина геморроидальные чиновники в ратиновых пальто, спешащие с утра по своим министерствам и ведомствам, синие ели у кремлевских стен и новогодняя елка в Кремле с Дедом Морозом – неизменным Александром Хвылей, каток по вечерам, и снова утро с Гимном Советского Союза, «Пионерской зорькой» и "бегущим за ворот холодком" - это Москва, навсегда запавшая в сердце будущего режиссера. Когда те, кому «Прорва» не понравилась, предъявляли Дыховичному претензию, что его нравственная позиция обозначена в фильме не очень четко, он отвечал: «Я показал всё, как запомнилось. Я люблю то время и ту страну». Либерально ориентированные критики лишь руками разводили.
Конечно, Духовичный дразнил этих чистюль, лукавил и недоговаривал. В недавнем прошлом один из заметных актеров любимовской Таганки, друг Высоцкого, слушатель режиссерских курсов Тарковского, он не испытывал ни малейшей симпатии к тем, кто мечтал о возвращении «ancient regime». И он прекрасно знал, что Москва ранних 50-х – это и черные лимузины, выезжающие по ночам на охоту, и охотящийся на вечерних улицах лимузин Берии, и шарашки за глухими заборами, и стукачи даже внутри родных стен. Но делая этот фильм, Дыховичный подчинялся не диктату морали, а диктату импринтинга.
Запечатление или импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — в  этологии и психологии специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы и самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные  враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.  Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. (Википедия).
Импринтинг не выбирает и не отбирает: он повелевает любить все ранние впечатления: каток на Чистых прудах и каток нечистой силы, прокатившийся по России, чертово колесо ЦПКиО и красное колесо ВОСР.
Надо понять: умом режиссер «Прорвы» всех этих советских прелестей, конечно, не приемлет. Но в этом фильме Дыховичный выступает как художник par excellence, руководствуясь эстетическими инстинктами, а не этическими предпочтениями. Художник, безусловно, должен стремиться к моральной определенности – однако лишь в качестве чаемого итога;  отказываясь прислушиваться к шепоту подсознания, он перестает быть художником. Культ силы и вседозволенности с моральной точки зрения предосудителен, но Фрейд и Ницше не высосали свои модели человека с двойным дном из пальца. Дыховичный позволил своему фильму быть амбивалентным в меру амбивалентности своего глубинно-нутряного отношения к прошлому: сталинская Москва предстала в «Прорве» жуткой и прекрасной, отвратительной и прельстительной.
Подобное изображение тоталитарного режима в кино имеет свою традицию. Задолго до Дыховичного ницшеански-фрейдистская изнанка тоталитаризма, в аватаре фашизма, исследовалась такими западными режиссерами, как Лукино Висконти в «Гибели богов», Бернардо Бертолуччи в «Конформисте» или Лилиана Кавани в «Ночном портье». Известные кинокритики И.Соловьева и В.Шитова в своей статье о «Гибели богов» писали: « "Обыкновенный” фашизм никогда не смог бы осуществиться и поддерживаться без ядовито питающего дух фашизма «необыкновенного». <…>  Человечеством накоплено безмерно много, и в геологии культуры есть свои сумрачные, опасно взгорбленные слои, залегания темно блестящих пород, ждущих своего рокового часа». "Нибелунги" Вагнера и "Заратустра" Ницше, как ни крути, бросили свой темно блестящий отсвет на плащи эсесовцев и мегалитические плиты Нюрнбергского стадиона; ночные дозорные Блока темно блестящи, как чекистские тужурки и выруливающие из лубянских гаражей лимузины.
Героиня «Прорвы», напоминающая своей изящной продолговатостью Марлен Дитрих молодая белокурая женщина (Уте Лемпер), безымянна. Квартира на высоком этаже Дома на Набережной или другой высотки, в  которой она живет с мужем, крупным энкаведистом (Александр Феклистов), просторна и полна воздуха, широкие ее окна открываются на безбрежно-голубое московское небо: это воплощенная «советская мечта» из утопических проектов сталинских архитекторов. Фильм начинается накануне  Первомая - нетерпеливая Москва уже не в силах сдержать ликования: сквозь распахнутые окна в квартиру врываются звуки маршей.  Но женщина, живущая в этом «доме из будущего», абсолютно изолирована от реальности (может быть, режиссер отчасти для того и выбрал на эту роль немку, чтобы в подсознании зрителей мелькнуло: «да она и русского языка, кажется, не понимает!» – хотя Уте Лемпер играет, конечно, русскую и притом бывшую дворянку). Она – заложница своей спертой сексуальности и сосредоточена исключительно на ней. Муж, возвращаясь домой  после свирепых лубянских втыков и накачек, как будто должен привносить какое-никакое, пусть жуткое, но ощущение реальности. Это не так -  он тоже кажется загнанным в себя зверьком. Он беспрестанно названивает на службу, беспрестанно тревожится о ходе навешенных на него дел, потому что несет ответственность головой, – но именно потому и хочет забыться, предчувствуя, какая «награда» ждет его в конце концов за неусыпный бдительный труд. В сущности, он так же замкнут на сексе, как и она: только она требует того, что он не способен дать,  он же требует того, что ей давать противно.
Таков и общий алгоритм фильма: наделенные властью люди, повелевающие судьбами миллионов несчастных, неуверенны даже в завтрашнем, в буквальном смысле слова, утре и бегут от него в извращенный секс. Другой энкаведист, сотрудник мужа героини (Алексей Кортнев), насилует ее, приковав цепочкой к столу. Потом он будет долго охотиться и наконец изнасилует другую женщину; так одновременно удовлетворяется иллюзия собственной значительности, компенсируется ощущение предельной униженности, и лично творимый беспредел притупляет ужас перед беспределом, который будет неминуемо сотворен над тобою самим (действительно, в конце картины и его, и всех действовавших и мелькавших в ней чекистов, раздев их до белых сорочек, неизвестно за что пускают в распыл на заброшенном полигоне, расставив в шеренгу под ночными меланхолично шумящими ивами).
Прорва скрываемой тайны насилия чернеет за всем, что происходит в  фильме; все персонажи чуют эту прорву и, пока она не поглотила их, готовятся к встрече с ней: для этого существует секс, который, чтобы служить заменой и тренажем будущей последней прорвы, должен также быть черною злой прорвой.
Героиня Уте Лемпер совершенно асоциальна – но ее разврат не от похоти, он, как у всех прочих, ответ на тревожный социальный сигнал: так птицы начинают вести себя аномально в предчувствии экологического катаклизма. Поэтому она не отталкивающа, а лишь истерична, импульсивна и жалка. Когда в конце концов очередной любовник, могучий немой грузчик (Евгений Сидихин), с тупой свирепостью дикаря выбивает ей глаз и красота ее пропадает, она вмиг становится тем, чем на самом деле была всегда: слепой птицей, бьющейся о прутья клетки в поисках дверцы.
Но есть ли  вообще дверца? Может быть, чтобы освободиться от морока, надо вырваться из хронотопа Москвы. Один из персонажей фильма (Владимир Симонов) пробует это сделает: нырнув в Москва-реку преуспевающим адвокатом, он выныривает у  противоположного берега эдаким  пскопским мужичком-пердунком: «Хо-хо-хо! Побежамши я, однако...» - и исчезает в нетях. А что, Солженицын в «Архипелаге Гулаг» писал: если у того, кто предчувствовал арест, хватало решимости бежать из Москвы,  за ее чертой его уже не искали.
Так или иначе, но все остальные люди «Прорвы» вырваться из круга неспособны. И не хочется вырываться: будущее уже так близко, совсем у порога! Первомайское небо так бездонно и сине! (Оператор - Вадим Юсов). Праздничный марш звучит так призывно!(Композитор - Юрий Буцко). Будут еще ночи с  ждущими у подъезда "черными марусями", и маета дней, и за всем-за всем будет маячить прорва. Но и в ней что-то есть, что-то есть... она зовет и манит властней праздничного марша. Холодок от прорвы бежит за ворот.
...Вышло так, что та учительница стала вести физкультуру в нашем классе. Это случилось через семь лет, она изрядно постарела и увяла. Как-то она хотела показать нам упражнение на брусьях, да застряла вниз головой, и нам пришлось помогать ей встать на ноги. В этот момент мое желание и страх перед ней окончательно  испарились. Мне стало жалко ее и противно.
Не то же ли самое чувствуют советские старики, глядя на свою вяло провисшую между брусьями Америки и Китая родину?






Автор С. Бакис
slavabakis@gmail.com

Категория: Иван ДЫХОВИЧНЫЙ | Добавил: ovechka (24.02.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2787 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Отличный фильм, рекомендую!

0
2  
Кроме хорошей рецензии - замечательно смотрятся две фотографии рядом - отца и сына. И еще - мелкое уточнение: вроде бы сценарий писала не только Надежда Кожушаная, участвовал (не знаю, в какой степени) и сам Иван Дыховичный

Имя *:
Email *:
Код *: