Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 24.04.2024, 15:50
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Иван ТВЕРДОВСКИЙ

«Пианизм»

Режиссер Иван И. Твердовский. Документальный фильм. 2012

Фильм, как всегда, прилагается, но вряд ли уважаемые читатели смогут его посмотреть - он спотыкается через каждую минуту, а то и чаще. Но я смотрел и досмотрел, потому что интересно. А что интересно, о чем фильм? О музыканте, пианисте Сергее Мусаеляне. А так, в общем, ни о чем особенном. Обычный скучный документальный фильм мог бы много чего порассказать о Мусаеляне: какой он был великий, как его в совке затирали, как Рихтер услышал его запись, восхитился и стал его проталкивать, как заграницей, когда его все же стали туда пускать, ему рукоплескали, а в краю родных осин все равно ходу не давали и т.д.  Кто желает узнать больше о всех этих вещах, может открыть ссылку:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=3093

В фильме же ни о чем подобном не говорится. Он, повторяю, как бы без темы. То есть она вроде и есть, столь же серьезная, сколь и банальная: как человек, век которому уж отмерен, который знает, что скоро умрет, проживает свой «последний срок». Но на самом-то деле, угрюмое напоминание memento mori не проходит «красной нитью» через фильм Твердовского. Сам-то Сергей Мусаелян, конечно, помнит о скором уходе, и он сознательно готовится к предстоящему большому концерту как к своему последнему. Но в этом нет никакой мелодрамы. Самое интересное в фильме как раз то, что вот человек живет не в ожидании скорой смерти и не вопреки ей, а просто живет себе как всегда, по инерции. Когда произносят слово «инерция» применительно к человеку, обычно имеют в виду что-то негативное. Но в данном случае это не плохо и не хорошо, а просто то, что есть… жизнь как жизнь. Мусаелян - большой, крупноголовый, корпулентный  мужчина, московский армянин, московский человек с характерной для таковых ласковостью речи: разговаривая с кем-то по телефону, он говорит «Колюня», «Мишенька», «ой умничка», «чудненько». Такая ласковость, мне кажется, развивается у столичных жителей оттого, что столичные очень самолюбивы, и, не будучи в своем разговоре  немного сахарами медовичами, они ничего друг от друга не добьются. Кроме того, речи Мусаеляна свойственна повышенная четкость. Такая четкость бывает у много выпивающих людей: они, во-первых, прозрели через линзу бутылочного стекла последнюю четкую мудрость бытия, а во-вторых, стараются изъясняться не заплетаясь, как стараются ходить не шатаясь. Да, я не исключаю, что Мусаелян не только много едал, но и немало пивал. Читатель должен понять: я могу все это артикулировать только потому, что понятия не имею, как оно на самом деле было. Будь я хоть немного знаком с живым Сергеем Артаваздовичем Мусаеляном, я бы не имел никакого права подобное говорить. А так – это просто мои ощущения и домыслы, за которые я не несу никакой ответственности. «Пианизм» тем-то и хорош, что смотришь его и можешь думать по поводу того, что видишь, все, что  в голову придет, фильм ни в чем тебя не ограничивает. Так вроде не годится: произведение искусства все же должно заставлять нас думать в каком-то определенном русле, не так ли?  Но этот фильм не заставляет думать, а лишь наводит на мысли . Первое и второе – не одно и то же. Я, например, не люблю, когда меня заставляют что-то делать, даже думать. А размышлять лениво о всякой всячине, это меня хлебом не корми. 
На этом вступительную часть можно завершить. Теперь поделюсь с читателем своими разрозненными мыслями о фильме и вокруг да около него. (Излагаю не в порядке нарастания или убывания глубины мыслей, а как придется).
1) Мусаелян похож на героев московских повестей Трифонова. У героя одной из повестей, Дмитриева, висел на шее обмен, а на шее Мусаеляна висит ремонт. И точно так же, как Дмитриев, он бы по своей инициативе ни за что не ввязался в это муторошное дело. Но жена, жена! Страшные люди жены. (Мусаелян признается: «Я ее стараюсь никуда не водить. Она увидит у кого-то обои, и тут же: «Надо нам такие же!») И как трифоновский герой, он таскается в летнее пекло по Москве в поисках того и сего, бедняга. Хорошо еще, что, коренной москвич, он имеет в телефонной книжке запас «Мишечек» и «Колюнь»… да исчезают они все, не та уже Москва, другие люди правят в ней бал, и он на тот бал не зван;    
2) Когда Мусаелян по нуждам проклятого ремонта приехал в магазин-базу, аналогичные которой называются в Америке «Home Depot», меня поразило, что всё, громоздившееся там на полках: цемент, доски, замазка, шпаклевка, сантехника, ну все, - было иностранное. Я специально зыркал глазами туда, куда Микаелян даже не шел – ни одного русского наименования! На что же Путин рассчитывает, собираясь опять окружить Россию железным занавесом? Где люди будут доставать шпаклевку?
3) Раз сам Рихтер признал Мусаеляна большим музыкантом, как я могу этому не верить? Кроме того, мне понравилось, как он играет (но это, конечно, мало что значит: я не разбираюсь в пианизме). Вместе с тем, мне показалось не случайным, что Владимир Ашкенази, дирижирующий оркестром, с которым пианист играет свой последний концерт, несколько раз просит его играть чуть помедленнее. Нет, я не хочу сказать, что Мусаелян гонит коней навстречу собственной гибели, как Высоцкий. Речь совсем о другом. Я думаю, что Мусаелян не был музыкантом-мыслителем и что он, в отличие, скажем, от того же Рихтера, мало черпал вдохновение из смежных искусств. Это был прирожденный «чистый» пианист бурного темперамента, тонкой интуиции и почти естественной (хотя  почти сверхъестественной) виртуозности. Даже то, что он с годами изрядно располнел, не замедляло его рук, как полнота Рязанова или Бовина не замедляла их языков, ибо они были органическими непринужденными говорунами, как Мусаелян - органическим игруном. Из посторонних источников (см. ссылку) я узнал, что он играл в шахматы на уровне кандидата в мастера. Мне пришлось быть знакомым с несколькими пианистами, которые тоже хорошо играли в шахматы, причем они играли быстро, любили блиц. Это не случайная связь: шахматы, как и фортепиано, требуют комбинаторной быстроты соображения и перспективного мышления. Мусаелян, кроме того, не слишком нервничал перед выступлениями, потому что исполнительство до конца не перестало быть для него диким кайфом, почти сексом. (Недаром он сам заявляет, что а) был в молодости ужасным бабником, б) драйв пианиста коррелирует с уровнем тестостерона);
4) Для некоторых музыкантов – назовем их музыкантами склада Сальери, не в том смысле, что они злы или завистливы, а в том, что пытаются разъять алгеброй гармонию, --  хотя они неустанно твердят о божественной природе искусства, оно, странным образом, тесно связано и с дольним миром, и с моралью. Сальери из трагедии Пушкина за то и решил погубить Моцарта, что тот был «аморален», хотя его музыка, будучи прекрасной, была моральна: значит, следовало устранить Моцарта, чтобы он своей личностью не компрометировал свою музыку. Но для натуральных артистов типа Моцарта или Пушкина жизнь и искусство мало связаны, и последнее для них внеморально, или оно, может быть, морально лишь в силу своей красоты, которая выше морали или, если угодно, высшая мораль. Мусаелян ругается матом (это, конечно, не булыжно-тяжелый мат грузчика, но все же); он бабник (кажется, бывший, увы); он бегает по складам и тягает мешки с цементом; он просиживает битые часы в коридоре поликлиники в ожидании приема; он нисколько не похож на рафинированного жреца искусства; словом, это человек почти от мира сего. Но все это не имеет значения -- из-за  «почти», меняющего все: жизнь, в случае Мусаеляна, – это одно, а музыка – совершенно другое. Наблюдение «по касательной», но и «по теме»: в своем последнем концерте Мусаелян играет с оркестром сложный и редко исполняемый опус – «Взятие Красной Горки» Шостаковича. Эта музыка написана к отъявленно «культовскому» фильму М.Чиаурели «Незабываемый 1919-й год», а Красная Горка - это форт Кронштадтской крепости, в котором засели взбунтовавшиеся против большевиков матросы. Сталин, один из руководителей подавления Кронштадтского мятежа, представлен в этой картине как триумфатор, сравнимый, наверное, только с Юлием Цезарем. И музыка Шостаковича соответственно триумфальна. Но… это грандиозная музыка, что ж поделаешь. Выходит, ошибаются те, кто утверждает, что искусство, т.е. настоящее искусство, не может служить злу. А вот ведь послужило! Не все так линейно на свете. И этот плотный, потный, плотский, пошлый (иногда; редко), крутящийся в мышьей суетне московской жизни человек – он большой музыкант. Это, пожалуй, и есть тема фильма, хотя вначале я сказал, что таковая в нем отсутствует. Верно и первое, и второе. Не поспорю на крупные деньги, что Иван Твердовский сознательно собирался делать картину о суетности жизни и величии искусства (ars longa, vita brevis) – он просто снял фильм о человеке, который заинтересовал его. Но, с другой стороны, я думаю, что, прочитав этот текст, он согласился бы со мной, согласился не только потому, что режиссеры с готовностью соглашаются со всем хорошим, что говорится об их творениях, и не соглашаются с плохим. Тут надо разобраться со словом «заинтересовал». Интерес художника к чему бы то ни было никогда не бывает «от фонаря», и чем художник талантливее, тем глубже корни его как бы случайных, прихотливых интересов уходят в сердцевину его души и всего сущего. Но не дело художника копаться в своих корнях - на это существуют занудные искусствоведы.   
В заключение остается добавить, что, по-видимому, наступило время документального кино. Мир стал слишком сложен и меняется чересчур быстро, чтобы художественное кино успевало формовать адекватные ему модели. Кино же документальное просто фиксирует то, что есть, но если в душе того, кто фиксирует, тоже «что-то есть», то он, почти непроизвольно, совершает то, что уже недостижимо для «фильмов с актерами» – создает быстрый, эскизный, но и достоверный образ текучей, как ртуть, реальности.    

P.S. Насчет образности. Фильм начинается с поразительного эпизода. Мусаелян беззвучно (для нас) репетирует: он переключил звук оснащенного электроникой рояля типа "Ямаха" на наушники. Но звук - есть. Это сухой треск и гром клавиш, по которым что есть силы лупит темпераментный пианист. Подумать только: этот треск-гром всегда звучит "под" музыкой, но когда звучит она, его не слышно! Можно ли вообразить лучший визуальный эквивалент строки Ахматовой "Когда б вы знали, из какого сора..."? Но ахматовская строчка спокойная, а в этом громе-треске есть что-то жуткое - как если бы мы увидели работу синапсов мозга Пушкина во время сочинения "На холмах Грузии" или "Пророка". И это не просто потрясающий  образ, а образ именно данного фильма, фильма об Артисте, сквозь сплошной вал какофонии бытия, частью которой является даже он сам, проломившемся руками к средству создания  гармонических звуковых колебаний и превращающем, выпускающем их из потенции в явь.               

Иван И. Твердовский

Смотреть фильм он-лайн

 

Автор С. Бакис

 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис               
Категория: Иван ТВЕРДОВСКИЙ | Добавил: ovechka (05.08.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2178 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1   [Материал]
http://loveawake.ru - УВАЖАЙТЕ друг - друга , если хотите СЧАСТЬЯ..., Сайт знакомств Loveawake.Ru

Имя *:
Email *:
Код *: