Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 17.12.2017, 12:13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Мишель ХАЗАНАВИЧУС

«Артист»
Режиссер и сценарист Мишель Хазанавичус. Франция. 2011




Жан Дюжарден получает "Оскар"


В Америке жила маленькая женщина, перед которой трепетал Голливуд. Ее звали Полин Кейл (Pauline Kael, 1919-2001), она была кинокритиком. К ее мнению  благоговейно прислушивались как режиссеры, так и интеллигентные зрители, но однажды редактор журнала, для которого она писала, вынужден был ее уволить: она накатала разгромную рецензию на фильм «Звуки музыки», и это уже было слишком, народ такого не понял. Я на своем сайте, конечно, хозяин-барин, могу катать, что хочу, но, признавшись, что фильм «Артист», абсолютный фаворит последней оскаровской церемонии, не произвел на меня никакого впечатления, я тоже рискую остаться в гордом одиночестве. Но что поделаешь, если не понравилось? На вкус, как говорится, и цвет...
Эй, постойте, не уходите, я всё объясню!! Постараюсь объяснить...
Итак, для тех, кто этого еще не знает: главная фишка «Артиста»  в том, что он сделан как немой черно-белый фильм. Это отчасти мелодрама, отчасти романтическая комедия (был и доселе есть такой жанр в Голливуде) в самом простодушном и незатейливом изводе этих жанров, в духе немых картин даже не 1920-х, а 1910-х годов. Сюжет же картины таков.
Вот знаменитый Артист Великого Немого. Он красив, богат,  у него куча поклонниц и белокурая злая жена, которая, увы, любит не его, а его славу и богатство (по-американски таких жен называют golddiggers золотоискательницы). Вот одна из его поклонниц – симпатичная девушка, на которую Артист обращает, в общем-то, не больше внимания, чем на других симпатичных поклонниц. Вот в кино приходит звук. По разным причинам Артист в звуковых фильмах играть отказывается – и выходит, как говорится, в тираж. Жена покидает его, прихватив львиную долю имущества. Поклонницы тоже: они быстро перевлюбились в «спикающих» кинозвезд. Оказалось, что у Артиста на свете лишь два верных друга: его собачка и его старый слуга. А через некоторое время остается одна собачка: Артист на мели, из гордости он не хочет, чтобы слуга служил ему задаром, и увольняет его. Дальше – хуже. Продана с аукциона вся мебель и одежда (довольный аукционист объявляет Артисту: «Поздравляю вас! У вас больше ни-че-го нет!»), последний фрак заложен в ломбард. Артист на грани самоубийства, от которого его спасает лишь случайный пожар в доме: он не застрелился потому, что задохнулся от дыма. 
Тем временем та симпатичная поклонница становится звездой звукового кино: пока Артист уходил в тень и разорялся, она восходила на кинонебосколон и богатела. Однако, в отличие от других поклонниц, она сохранила верность Артисту. Теперь, узнав, что с ним случилось, она увозит его из больницы в свой шикарный дом.
Артист потихоньку выздоравливает. Поначалу он кое-как мирится со своим зависимым положением: ведь он не только видит, что девушка искренне любит его (а какой ей прок любить его неискренне, в его пиковом положении?), но и сам полюбил ее. 
Девушка уже так знаменита, приносит продюсеру столько денег, что может качать на студии права: «Или Артист играет со мной вместе – или я ухожу!» Скрепя сердце, продюсер велит, чтобы Артисту дали почитать сценарий будущего, как нынче говорят, проекта. Посыльный доставляет Артисту сценарий (посыльным оказывается тот самый слуга Артиста, который теперь служит шофером у девушки-звезды).
Но Артист, увидев, как много на страницах сценария разговоров, даже принять его отказывается. Бывший слуга говорит бывшему хозяину: «Не будьте таким гордым, сэр! Госпожа желает вам только добра!»  Артист, конечно, понимает, что мудрый слуга прав, но наступить на горло своей гордости он все-таки не может. А когда он случайно заходит в случайно оставшуюся незапертой дальнюю комнату и обнаруживает там все свои проданные с молотка вещи – сердобольная хозяйка дома скупила их через подставное лицо!  - то вовсе теряет терпение, покидает гостеприимный приют и возвращается в свое разоренное жилище. (Разоренное-то разоренное, но по метражу оно не меньше того, которое он только что покинул. На месте Артиста я бы давно сдал такие хоромы в аренду... ну да, может быть, Артист и этого не сделал из проклятой гордости). Ладно, потом еще кое-какие небольшие перипетии, а потом – Артист все-таки возвращается в кино. Но своего зарока не говорить он, нет, не нарушил: в паре со своей верной и легконогой подружкой  Киноартист Немой становится Киноартистом Танцующим. Конец фильма! 
Я пересказал всё так подробно с двумя целями. Во-первых, пиратский вариант картины, который друзья «Фрагментов» могут посмотреть на нашем сайте, не переведен на русский язык, и мой синопсис заменит интертитры (intertitles), т.е. текст между кадрами. Во-вторых, то, что я намерен сказать о фильме, прозвучит, надеюсь, убедительнее, если читатель достаточно ознакомлен с его сюжетом.
Итак, «Артист» - реанимация немой киномелодрамы/романтической комедии. ОК. Тогда вопрос: для чего обычно реанимируются в искусстве архаические жанры и стили?
Это делается обычно с целью пародизации или, назовем так, иронизации. Что не одно и то же.
Иронизация придает старой форме новый смысл, каким-то образом контрастный или даже противоположный тому, который был вложен в форму-оригинал. Если не ходить далеко и говорить о кино, то, например, фильм «Сумасшедшая помощь» - это как бы иронический перепев «Дон Кихота». Смысл перепева – показать, что новая русская действительность нисколько не превосходит испанскую четырехсотлетней давности по части человечности и духовности. Я также писал о фильме Авербаха по сценарию Рязанцевой «Чужие письма», в котором повторяется сюжет «Села Степанчикова» Достоевского, в котором, в свою очередь, повторяется сюжет мольеровского «Тартюфа». Если говорить о литературе, то Виктор Шкловский считал, что «Евгений Онегин» - ироническое переосмысление сказки о лисице и журавле: в начале Татьяна является «на обед» к Онегину и уходит несолоно хлебавши, в конце ситуация переворачивается – «без обеда» остается Онегин. Почти все романы Томаса Манна являются ироническими трансформациями знаменитых старых сюжетов: например, «Иосиф и его братья» - двухтомный blow up соответствующего библейского сказания; стиль Манна искусно повторяет приподнятость и архаическую простодушность первоисточника, насквозь пропитывая их лукавой иронией высоколобого интеллектуала ХХ века. И все это нужно Манну для того, чтобы, коротко говоря, поразмышлять о том, что неизменно и что мутирует в антропологическом устройстве человеческих существ. В общем, можно сделать вывод, что иронизация служит в искусстве одним из способов добывания новых смыслов: на фоне старой канвы внесенные изменения – новое - выделяется заметнее, чем если бы оно было дано само по себе, без контраста.
Если при иронизации старая картинка как бы помещается в новую рамку, то при пародизации она просто приклеивается на стенку скотчем, причем к человечкам на картинке пририсовываются усы, хвосты и т.д. Пародия – насмешка без подтекста, смешная гротескной похожестью на оригинал. Это маргинальный инструмент искусства, прием без художественной сверхзадачи.
Самая великая литературная пародия – тот же «Дон Кихот»: Сервантес пародировал рыцарские романы, на которых помешался его герой. Но - habent sua fata libelli (книги имеют свою судьбу): независимо от воли автора – и по воле веков, превращающих что-то в навоз, что-то в алмаз, – пародия  сублимировалась в  трагикомедию (этому способствовало и то, что жанровый «задник», который отчетливо маячил для первых читателей «Дон Кихота» за всеми похождениями рыцаря из Ламанчи, современному читателю уже не виден). 
Что же касается кинематографических пародий, то «при социализме» немало их было сделано в Чехословакии: «Призрак замка Моррисвилль», «Лимонадный Джо», «Адела еще не ужинала» и т.д. Это были чистые пересмешки и без некоей минимально необходимой для произведений искусства глубины, – но смысл в тех картинах все-таки был, и зрители,  смеясь и не думая ни о каком смысле, все-таки улавливали его. Смысл состоял как раз в полной отвязности, в отсутствии назидательного смысла, без которого произведения социалистического киноискусства не обходились. А тут пародия на детектив, вестерн, фильм ужасов и прочую забугорную «pulp fiction» - ну что с нее возьмешь? Кроме того, в фильмах «из ихней жизни», как советских, так и восточноевропейских, можно было высказать некие простые истины, которые Софья Власьевна признавать отказывалась: например, что иногда человеку чертовски хочется залечь «на дно и пить вино» или что бывает у каждого из нас такое настроение, когда думаешь: «какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?»
Вот так, в общем, обстоит дело с иронией и пародией. А что же такое предмет нашего обсуждения – фильм «Артист»? Я пересказал картину достаточно подробно, чтобы читатель убедился: относиться к ней как к серьезной переживательной картине (тому, что по американской классификации называется tearjerker, слезовыжималка) нельзя: слишком эстетично, стилистично, архаично и невсерьез. Значит, Х) это фильм иронический. Или У) это фильм пародийный.
Х - вряд ли. Как уже было сказано, иронизация – способ получения нового смысла. Который мог бы обнаружиться, будь у фильма то, что я выше назвал «рамкой». Которая отсутствует. В картине Хазанавичуса иронии нет, как нет восхищенного, ностальгического или еще какого-нибудь отношения к объекту своей стилизации, которого естественно было бы ожидать, учитывая почти столетнюю дистанцию между «Артистом" и эпохой, когда муза кино бегала в короткой юбочке: нет, одним словом, некоего отстранения, которое объяснило бы, в поисках каких смыслов понадобилось вдруг эксгумировать «Великого Немого». 
Так, значит, У, пародия? Что ж, и это хорошо. Если это – есть. Но и этого – нет.
Говорят, однажды в Голливуде устроили конкурс имитаторов Чаплина. Сам Чаплин, который решил инкогнито поучаствовать в нем, не вошел даже в десятку призеров. Se non e vero, e ben trovato – если это неправда, то хорошо выдумано. Имитатор должен быть «похожее» на имитируемого, чем тот похож сам на себя – точно так же как искусство, имитация жизни, должно быть правдивее самой жизни. Клоун в цирке, подражая жонглеру, роняет и роняет булавы себе на башмаки, но, когда мы нахохотались, вдруг начинает жонглировать лучше жонглера. Громовые аплодисменты! Их бы не было, если бы он жонглировал всего лишь не хуже. Я хочу сказать, что если фильм Хазанавичуса – пародия на немое кино, то он обязан пересмешить или перегрустить, переловчить и перевиртуозить  «настоящие» немые фильмы. Но куда там - ему бы дай бог хоть дотянуть до приличных прототипов. Сомневаюсь, что в 1912-м году на долю «Артиста» выпал бы такой успех, который выпал в 2012-м. Как фильм немой «Артист» имеет тот заметный недостаток, что центральные сюжетные моменты в нем все-таки проясняются через разговоры героев, дающиеся в интертитрах. Между тем высший класс Гриффита, Чаплина или Китона состоял как раз в умении сделать все ясным исключительно посредством действия: гении немого кино были прежде всего дьявольски изобретательны. Чаплин долго не хотел отказываться от «немоты», потому что звук, позволяя слишком легко объяснить зрителю, что к чему, вел к упадку кинокультуры и грозил концом кинематографу как искусству визуальному par excellence. Перейдя в конце концов на звук – куда денешься? – лучшие режиссеры немого пользовались новым техническим средством скупо и таким образом, чтобы оно несло не пояснительную, а художественную нагрузку. Хлопок двери автомобиля, который слепая девушка в «Огнях большого города» слышит после того, как бродяга Чарли подарил ей цветы, заставляет ее сделать вывод, что даритель цветов богат, и это определяет весь дальнейший ход фильма.
До таких блестящих придумок Хазанавичусу далеко. Его фильм течет так: кто-то кому-то что-то важное сообщает (интертитры), потом идут длинные немые вариации на ту же тему, потом опять что-то сообщается и т.д. Например, через титры (разговор Артиста со слугой) мы узнаем, что фондовая биржа "крэшнулась"...  дальше кадры, там, убитого лица Артиста, толп на улицах, катастрофичных заголовков в газетах и т.д. Таких кадров могло быть меньше, или больше, или их вообще могло бы не быть, потому что главное, что биржа-то медным тазом накрылась, мы уже узнали, и узнали из разговора. А по-хорошему, так надо было бы нам это узнать путем некоего тонкого, понимаете ли, кинематографического макара. То-то и оно, что сделать пародию на Чаплина - не арбуз съесть, Чаплин, знаете, был еще та голова!    
Здесь будет уместно обратить внимание на один момент фильма, который я, пересказывая сюжет, отложил «на потом». Артист – назовем, наконец, по имени и его самого и того, кто играет его роль: это Джордж Валентин  в исполнении Жана Дюжардена, - итак, Джордж Валентин встает перед той же проблемой, что Чаплин, Дрейер или Китон: он не хочет «переходить на звук». Но тут же и существенное отличие: Валентин отвергает talkies не из эстетических соображений, а из консерватизма и страха. Он элементарно не представляет себя говорящим: «Зрители хотят видеть, а не слышать меня». Разорвав контракт с продюсером, он решает сам поставить великий немой фильм, - но то, что у него вышло (во всяком случае, финал его фильма, который нам показан), способно вызвать лишь улыбку, хотя он старался снять не comedy, а adventure. (Хазанавичус вольно или невольно компрометирует Валентина-режиссера, заставляя героя его фильма погибнуть в пузырящейся пучине, явно сделанной из шампуня). И возвращается он, наконец, в кино не потому, что сумел отстоять свои художественные принципы, оставшись последним из могикан «великого немого»; и даже не потому, что вынужден подчиниться неизбежному и пойти в ногу с беспощадным временем (в чем тоже был бы некий трагический урок). Финал картины –  чистый хэппи энд: как я уже говорил, Джордж в паре со своим ангелом-хранителем-Пеппи (Беренис Бежо) занимает в пространстве выдуманной Хазанавичусом студии «Кинограф» ту же нишу, которую в реальном мире Голливуда заняли Фред Астер и Джинджер Робертс. Все обернулось самым удачным образом! Но удача  – не тот рычаг, который заставляет зрительские души воспарить: нам нужен триумф... которого в фильме нет как нет.
Итак, не Х и не У. Так что? Ничего. Просто более-менее искусная стилизация. Как будто этим словом ставятся все точки над i и больше говорить не о чем. Но искусность, в особенности более-менее, еще не искусство.  
Не Х и не У. В таком случае, откуда Z: столь феноменальный зигзаг удачи?  Почему «Артист», этот фильм без внутреннего триумфа – и фильм, не являющийся ни «взаправдашной» мелодрамой, ни умным ироническим перепевом немого кино, ни смешной пародией на него, а являющийся всего лишь замкнутой на самой себе имитацией -  стал трижды оскароносцем: лучший Режиссер! лучший Фильм! лучший Исполнитель главной мужской роли! Чем объяснить? Объевшиеся виртуальными эффектами голливудские «академики» обрадовались незатейливому, и к тому же немому, ч/б? Среди мусорных гор кинопродукции, которую нельзя даже пренебрежительно назвать машинно-конвейерной, потому что она виртуально-цифровая, и нельзя назвать эрзац-искусством, потому что от нее искусством даже не пахнет, как от американских парниковых цветов не пахнет цветами, эксперты приметили нечто рукотворное - и прослезились золотым дождем?
Не думаю, что голливудские крокодилы умеют плакать. Что они умеют – так это беспрестанно поводить крокодильими носами, вынюхивая, чем зритель дышит. И нюх, в общем, не подводит их: у взрослых зрителей явные симптомы аллергии на компьютерные киночудеса и ностальгия по настоящему. Норман Мейлер, знаменитый американский писатель, на вопрос: «Что больше всего тревожит вас в современной Америке?» ответил: «Пластиковая мебель повсюду. Нет ничего странного в том, что мальчишки в школах, обставленных такой мебелью, начинают расстреливать одноклассников из автомата».
Что ж, прекрасно - перед нами  почти настоящая табуретка. И что же нам с ней дальше делать? Думать о том, сколько труда ушло на ее воссоздание по чертежам 19-го века? Труда, наверное, ушла уйма... но, следя за арабеском Улановой, не прикидываешь число потных трико, которые его подготовили. Восхищаться древесиной, формой? А чего восхищаться, табуретка как табуретка, черно-белая почему-то, не очень обструганная,  колченогая слегка. Усесться, что ли, на нее, да не с краешку, а всем корпусом этак? Ах оставьте, я лучше на индийском каком-нибудь фильме отсижу, там уж действительно поревешь так поревешь.
Вывод: нет, это не стул из гамбсовского гарнитура (хотя три бранзулетки в нем таки обнаружились). По крайней мере, два других номинанта, «Потомки» Александра Пейна и «Древо жизни» Терренса Малика, куда больше заслуживали  просыпавшихся на обсужденную табуретку щедрот. Но это мое, понятно, мнение. Разошедшееся с мнением всех других академиков.
В завершение и в подтверждение своего главного тезиса приведу мнение Александра Адабашьяна, известного актера, художника и сценариста:

А.А.: Из того, что я недавно видел, замечательный фильм «Артист», который мне очень понравился – Американская с большим французским уклоном картина, черно-белая, практически немая, обладательница премии «Оскар», куча номинаций на «Золотой глобус». (Polit.ru).

Понятно? Вот я говорил и говорил, критиковал и критиковал, громоздил свои теоремы - а кому-то понравилось, и всё тут! И, возможно, прав он, а не я. Такая уж вещь искусство - всё, в конечном счете, определяется вкусом, а на вкус и цвет товарищей... Эй, товарищи, куда же вы все?





Мишель Хазанавичус

Ознакомившимся с моим -мнением может показаться
интересным сравнить его с  +мнением  журналa
«Искусство кино» (#9, 2011):
http://kinoart.ru/2011/n9-article15.html#1



Кто ездил в пионерлагеря в 50-е годы, помнит: под вечер приезжала кинопередвижка, на поляне натягивалась простыня (желательно не зажелтенная одним из тех, кого в лагере называли "сыкунами"), и фильм показывался по кусочкам. Покажут две намотанные на одну бобину части - перезарядка, покажут еще две - опять. В паузах можно было бурно обсуждать, кто шпион или сможет ли мальчик посадить вместо вырубившегося отца самолет.
"Артист" - стилизация под немое кино, а немые фильмы в лагерях первых пионеров, вообще, наверно, по одной части показывали: не было еще тогда больших бобин, каменный век!
В память о тех баснословных временах я и устроил так, чтобы наши дорогие посетители смотрели фильм "Артист" по частям.
Шучу, шучу. "Артиста" цельным куском не нашел я в сети, напряженка сейчас ваще с этим любимцем Оскаров.



Смотреть фильм он-лайн:








Автор С. Бакис



Категория: Мишель ХАЗАНАВИЧУС | Добавил: ovechka (02.03.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1412 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
А вот мнение мэтра об Оскаровском лауреате и о голливудском кино:
http://www.svobodanews.ru/content/feature/24514519.html

Имя *:
Email *:
Код *: