Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Четверг, 21.11.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Никита МИХАЛКОВ

«Утомленные солнцем»
Режиссер Никита Михалков. Сценарий Никиты Михалкова и Рустама Ибрагимбекова. 1994


Когда о фильме спорят, то рассуждают: те в нем недостатки, эти в нем достоинства. А потом проходит лет десять, и ты помнишь этот фильм или не помнишь. И  случается иногда, что «хороший» фильм забыт, а «плохой» свеж в памяти. Или помнишь в фильме не «лучшее», а что-то неожиданное. Вот это и есть настоящее тестирование произведения кино: что остается в сухом остатке. Конечно, это субъективно. Но, может быть, не так субъективно, как кажется: запоминается, на поверку, не чёрт-те что, а места, обладающие некой магией, суггестивной силой.
Собравшись писать об «Утомленных солнцем», я нарочно не пересматривал фильм. И что же осталось? Из линии Мити осталось, как он является в дом, как рассказывает сказку про Ятима, как тихо сидит в машине в конце фильма, когда Котова бьют. Конфликт Котова с Митей, их спор среди лопухов - не остался. «Но как же не остался, если ты даже лопухи запомнил?» Запомнил. У меня память хорошая (и кстати, там, может, были не лопухи, а высокая трава) Но... не осталось это, не осталось, понимаете? Впрочем, еще засело в голове, как Котов ревнует Марусю к Мите, а тот как-то жестоко и страшно не уходит, сидит перед ней и ждет. Так ведь бывает: муж, не муж, - по тайному, темному счету жизни, это мелочи: женщина-должна-сама-решить. Идеологические же разборки между Котовым и Митей (то, что по выходе картины возбуждало главные споры и чему я сам придавал значение) – это теперь ощущается как некая невнятная, недопроявленная муть. Ну да, Котов за советскую власть, в том числе за Сталина, – но он за Россию. Митя против Советской власти и против Сталина – но он и против России, он предатель. А предатель может сто раз предать; недаром Митя двойным предателем стал: белоэмигрант/сталинский сексот. Ну да, ну да. Сложна жизнь. Но скучно это как-то... не вообще скучно, а в фильме Михалкова. Хочется, чтобы эти базары в лопухах поскорее кончились, и чтоб опять показывали главное. А что главное? А всего ничего: бесконечный воскресный день; духота в доме; прохлада у реки; река; дали за рекой; как Котов разговаривает со своей маленькой дочкой; как пролетел в голубом небе самолет и как они вдвоем смотрят на него (этого в фильме, кажется, не было, но кажется, что было). Если чуть задуматься - оно не просто так запомнилось, не какие-то там пейзажики: в этом все содержание и заключено. День такой длинный, потому что он последний. Так бывает бесконечно длинна (и бесконечно коротка) последняя ночь приговоренного к казни. Весь простор этот необъятный –  он то, чего скоро не будет. Если еще глубже задуматься, то и ревность Котова к Мите – это не мужская даже ревность, это будущая тоска Котова по Марусе, которую Митя – мити – у него отберут. И когда Котов в исступлении трахает  Марусю в баньке – вот я какой! кто-то еще на свете так сможет? – это душераздирающее место, душераздирающее: да, скоро пахан в лагере сможет, или Маруся будет ходить в хату к начальнику, и он, который вообще никак не может, будет делать с ней то, для чего не надо ничего мочь. Мир - тот мир, в котором очутился Котов, – устроен так, что в нем правят не львы, а  шакалы. И отчего так вышло, и почему так обернулось? А ведь недавно Котов летел с шашкой по полю, и побеждал всех врагов, потому что был всех сильней и смелей. Странно... жутко. Осталось навсегда в памяти, как Котов, глядя в высокое синее небо, держа дочку на руках – еще держа, – как он воет: «у-у-у-у-у...»
В конце будет совсем жуткий эпизод, когда его сажают в лубянскую машину, и он еще чего-то там вякает: «Вы не представляете, какие у вас будут неприятности, когда я кое-кому позвоню... догадываетесь, кому я позвоню?» - и, чтобы он заткнулся, а точнее, не для этого, а просто так положено, уже началась первая стадия стирания человека в пыль... мы не видим, что там происходит на заднем сиденье, только шмякающие звуки... а потом показывают лицо Котова: секунду назад король-лев гордо бежал по джунглям, но вот повыше уха кольнуло –  зверь открывает глаза и видит решетку, а сквозь нее пялятся пигмеи, сосущие что-то белое на палочках.
Этот эпизод я, конечно, тоже запомнил – как его не запомнить? – но, честно говоря, лучше бы его не было, лучше бы машина с Котовым просто отъехала от дачи, и конец. Не потому, что тяжело смотреть, не в этом дело. Просто этот эпизод слишком уж механически, жестоко расчетлив, слишком как-то ловко и герметично  замыкает он фильм. И как точно «выстрелило ружье», время от времени возникавшее в кадре: заплутавший в просторах летнего дня шоферишка - и зачем он в конце подвернулся палачам? Хлоп – «ружье выстрелило» – то есть пистолет выстрелил – и нет комарика. А как поднимается на горизонте в небо прицепленный к дирижаблю Усач... грандиозно! Но может, не надо так грандиозно? Может, не надо фильму был таким богатым, широкоэкранным, длинным (нет, длина нужна – чтобы был длинный день)? Всё это хорошо... еще хорошо... но это уже предвестники того плохого, что вскоре появится у Михалкова, его будущего «большого стиля», предвестники «Утомленных  солнцем» с индексами. Лучше бы фильм был поменьше, поскромней, победней... «Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути»: алгоритм Михалкова разворачивался, как он должен был разворачиваться.
И в завершение этого текста-воспоминания о фильме «Утомленные солнцем» – одна удивительная довольно вещь. Известно, что первоначальным импульсом к картине явился рассказ Гайдара «Голубая чашка». О чем этот рассказ? О том, как люди отдыхают на даче. Как к жене рассказчика Марусе («Голубая чашка» ведется от первого лица) приехал в гости ее давний друг, полярный летчик, и как они сидели и разговаривали вдвоем, а потом Маруся пошла его провожать до станции. И как Маруся на следующее утро отругала рассказчика и маленькую дочь Светлану за то, что они ее любимую голубую чашку разбили. А они и не разбивали! Обиделись человек-рассказчик и девочка Светлана на Марусю и решили уйти навсегда. И они ушли и шагали долго-долго: воскресный день был бесконечен, за далью открывалась даль: за поляной гусиный пруд, а за прудом водяная мельница, а за мельницей на горе березовая роща, а за ней... И много кого они повстречали и чего увидели на своем пути: этот легкий, акварельный рассказ, написанный в 1936-м году, передает и чувство невозможного, распирающего сердце счастья, и дуновение грядущих бед. 
Есть в «Голубой чашке» такое место: человек, чтобы срезать путь, повел дочку через болото, и они заблудились, и дочка сказала человеку: «Что ж это, папка? Ты большой, сильный, а нам совсем плохо!» К счастью, они все-таки выбрались из хляби на твердь. 
В фильме  - не выбрались. Но я о другом. Внимательный читатель уловил, что многие мотивы рассказа и фильма совпадают. Причем так: то, что совпадает – именно оно и «осело» в моей зрительской памяти; а что Михалков добавил «от себя» - оно из памяти как-то улетучилось. Дело не в том, что Михалков «бездарнее» Гайдара, а в другом: то, что его самого первоначально взволновало, потом взволновало и меня, зрителя; а что он внес «от лукавого» - оно в качестве такового и было мною воспринято.  Бетховен выразил всё это короче: «Что от сердца исходит – к сердцу должно привести».             
Но так или иначе -  фильм хороший. И был  бы еще лучше, если бы вместо «каменного гостя» Мити был более кратковременный и менее настырный полярный пилот, а наутро была бы разбитая голубая чашка, а вместо лубянских оперов было бы блуждание в болоте... но при этом было бы переданы и мимолетное женское увлечение, и мужская ранимость, и потрясенность ребенка, вдруг осознавшего, что папа не всесилен, и ощущение нависшего над героями и над миром несчастья.
Пятьдесят лет назад молодой да ранний Андрей Тарковский похвалил своего учителя Михаила Ромма за то, что тот в "Девяти днях одного года" вместо длинного «метафорического» эпизода захоронения радиоактивных отходов, который уже был отснят,  дал десятисекундный проход Гусева мимо высокой стены;  смысл был тот же: "я иду в неизвестное" (так, между прочим, фильм первоначально и назывался), - но насколько киногеничнее! 
Если бы Михалков снял «Утомленных солнцем» ближе к Гайдару, было бы тоже проще и киногеничнее. Это очень трудно, но в итоге получился бы не хороший, а гениальный фильм, как «Зеркало». Михалков так не смог. Но зато получил «Оскар» и множество других призов, которые теперь стоят у него в шкафу. И которые, наверное, не стояли бы, если бы фильм был гениальным (нельзя представить, чтобы «Зеркало» получило «Оскар»). Что ни делается, все к лучшему. 








Автор С. Бакис

Категория: Никита МИХАЛКОВ | Добавил: ovechka (20.04.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 3024 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1   [Материал]
“А потом проходит лет десять, и ты помнишь этот фильм или не помнишь.” - возникает ассоциация с началом фильма Amadeus, сцена Сальери и священник. https://youtu.be/QCnOx4lmnbg

Имя *:
Email *:
Код *: