Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Никита МИХАЛКОВ |
«Утомленные солнцем»
Режиссер Никита Михалков. Сценарий Никиты Михалкова и Рустама Ибрагимбекова. 1994 Когда о фильме спорят, то рассуждают: те в нем недостатки, эти в нем достоинства. А потом проходит лет десять, и ты помнишь этот фильм или не помнишь. И случается иногда, что «хороший» фильм забыт, а «плохой» свеж в памяти. Или помнишь в фильме не «лучшее», а что-то неожиданное. Вот это и есть настоящее тестирование произведения кино: что остается в сухом остатке. Конечно, это субъективно. Но, может быть, не так субъективно, как кажется: запоминается, на поверку, не чёрт-те что, а места, обладающие некой магией, суггестивной силой. Собравшись писать об «Утомленных солнцем», я нарочно не пересматривал фильм. И что же осталось? Из линии Мити осталось, как он является в дом, как рассказывает сказку про Ятима, как тихо сидит в машине в конце фильма, когда Котова бьют. Конфликт Котова с Митей, их спор среди лопухов - не остался. «Но как же не остался, если ты даже лопухи запомнил?» Запомнил. У меня память хорошая (и кстати, там, может, были не лопухи, а высокая трава) Но... не осталось это, не осталось, понимаете? Впрочем, еще засело в голове, как Котов ревнует Марусю к Мите, а тот как-то жестоко и страшно не уходит, сидит перед ней и ждет. Так ведь бывает: муж, не муж, - по тайному, темному счету жизни, это мелочи: женщина-должна-сама-решить. Идеологические же разборки между Котовым и Митей (то, что по выходе картины возбуждало главные споры и чему я сам придавал значение) – это теперь ощущается как некая невнятная, недопроявленная муть. Ну да, Котов за советскую власть, в том числе за Сталина, – но он за Россию. Митя против Советской власти и против Сталина – но он и против России, он предатель. А предатель может сто раз предать; недаром Митя двойным предателем стал: белоэмигрант/сталинский сексот. Ну да, ну да. Сложна жизнь. Но скучно это как-то... не вообще скучно, а в фильме Михалкова. Хочется, чтобы эти базары в лопухах поскорее кончились, и чтоб опять показывали главное. А что главное? А всего ничего: бесконечный воскресный день; духота в доме; прохлада у реки; река; дали за рекой; как Котов разговаривает со своей маленькой дочкой; как пролетел в голубом небе самолет и как они вдвоем смотрят на него (этого в фильме, кажется, не было, но кажется, что было). Если чуть задуматься - оно не просто так запомнилось, не какие-то там пейзажики: в этом все содержание и заключено. День такой длинный, потому что он последний. Так бывает бесконечно длинна (и бесконечно коротка) последняя ночь приговоренного к казни. Весь простор этот необъятный – он то, чего скоро не будет. Если еще глубже задуматься, то и ревность Котова к Мите – это не мужская даже ревность, это будущая тоска Котова по Марусе, которую Митя – мити – у него отберут. И когда Котов в исступлении трахает Марусю в баньке – вот я какой! кто-то еще на свете так сможет? – это душераздирающее место, душераздирающее: да, скоро пахан в лагере сможет, или Маруся будет ходить в хату к начальнику, и он, который вообще никак не может, будет делать с ней то, для чего не надо ничего мочь. Мир - тот мир, в котором очутился Котов, – устроен так, что в нем правят не львы, а шакалы. И отчего так вышло, и почему так обернулось? А ведь недавно Котов летел с шашкой по полю, и побеждал всех врагов, потому что был всех сильней и смелей. Странно... жутко. Осталось навсегда в памяти, как Котов, глядя в высокое синее небо, держа дочку на руках – еще держа, – как он воет: «у-у-у-у-у...» В конце будет совсем жуткий эпизод, когда его сажают в лубянскую машину, и он еще чего-то там вякает: «Вы не представляете, какие у вас будут неприятности, когда я кое-кому позвоню... догадываетесь, кому я позвоню?» - и, чтобы он заткнулся, а точнее, не для этого, а просто так положено, уже началась первая стадия стирания человека в пыль... мы не видим, что там происходит на заднем сиденье, только шмякающие звуки... а потом показывают лицо Котова: секунду назад король-лев гордо бежал по джунглям, но вот повыше уха кольнуло – зверь открывает глаза и видит решетку, а сквозь нее пялятся пигмеи, сосущие что-то белое на палочках. Этот эпизод я, конечно, тоже запомнил – как его не запомнить? – но, честно говоря, лучше бы его не было, лучше бы машина с Котовым просто отъехала от дачи, и конец. Не потому, что тяжело смотреть, не в этом дело. Просто этот эпизод слишком уж механически, жестоко расчетлив, слишком как-то ловко и герметично замыкает он фильм. И как точно «выстрелило ружье», время от времени возникавшее в кадре: заплутавший в просторах летнего дня шоферишка - и зачем он в конце подвернулся палачам? Хлоп – «ружье выстрелило» – то есть пистолет выстрелил – и нет комарика. А как поднимается на горизонте в небо прицепленный к дирижаблю Усач... грандиозно! Но может, не надо так грандиозно? Может, не надо фильму был таким богатым, широкоэкранным, длинным (нет, длина нужна – чтобы был длинный день)? Всё это хорошо... еще хорошо... но это уже предвестники того плохого, что вскоре появится у Михалкова, его будущего «большого стиля», предвестники «Утомленных солнцем» с индексами. Лучше бы фильм был поменьше, поскромней, победней... «Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути»: алгоритм Михалкова разворачивался, как он должен был разворачиваться. И в завершение этого текста-воспоминания о фильме «Утомленные солнцем» – одна удивительная довольно вещь. Известно, что первоначальным импульсом к картине явился рассказ Гайдара «Голубая чашка». О чем этот рассказ? О том, как люди отдыхают на даче. Как к жене рассказчика Марусе («Голубая чашка» ведется от первого лица) приехал в гости ее давний друг, полярный летчик, и как они сидели и разговаривали вдвоем, а потом Маруся пошла его провожать до станции. И как Маруся на следующее утро отругала рассказчика и маленькую дочь Светлану за то, что они ее любимую голубую чашку разбили. А они и не разбивали! Обиделись человек-рассказчик и девочка Светлана на Марусю и решили уйти навсегда. И они ушли и шагали долго-долго: воскресный день был бесконечен, за далью открывалась даль: за поляной гусиный пруд, а за прудом водяная мельница, а за мельницей на горе березовая роща, а за ней... И много кого они повстречали и чего увидели на своем пути: этот легкий, акварельный рассказ, написанный в 1936-м году, передает и чувство невозможного, распирающего сердце счастья, и дуновение грядущих бед. Есть в «Голубой чашке» такое место: человек, чтобы срезать путь, повел дочку через болото, и они заблудились, и дочка сказала человеку: «Что ж это, папка? Ты большой, сильный, а нам совсем плохо!» К счастью, они все-таки выбрались из хляби на твердь. В фильме - не выбрались. Но я о другом. Внимательный читатель уловил, что многие мотивы рассказа и фильма совпадают. Причем так: то, что совпадает – именно оно и «осело» в моей зрительской памяти; а что Михалков добавил «от себя» - оно из памяти как-то улетучилось. Дело не в том, что Михалков «бездарнее» Гайдара, а в другом: то, что его самого первоначально взволновало, потом взволновало и меня, зрителя; а что он внес «от лукавого» - оно в качестве такового и было мною воспринято. Бетховен выразил всё это короче: «Что от сердца исходит – к сердцу должно привести». Но так или иначе - фильм хороший. И был бы еще лучше, если бы вместо «каменного гостя» Мити был более кратковременный и менее настырный полярный пилот, а наутро была бы разбитая голубая чашка, а вместо лубянских оперов было бы блуждание в болоте... но при этом было бы переданы и мимолетное женское увлечение, и мужская ранимость, и потрясенность ребенка, вдруг осознавшего, что папа не всесилен, и ощущение нависшего над героями и над миром несчастья. Пятьдесят лет назад молодой да ранний Андрей Тарковский похвалил своего учителя Михаила Ромма за то, что тот в "Девяти днях одного года" вместо длинного «метафорического» эпизода захоронения радиоактивных отходов, который уже был отснят, дал десятисекундный проход Гусева мимо высокой стены; смысл был тот же: "я иду в неизвестное" (так, между прочим, фильм первоначально и назывался), - но насколько киногеничнее! Если бы Михалков снял «Утомленных солнцем» ближе к Гайдару, было бы тоже проще и киногеничнее. Это очень трудно, но в итоге получился бы не хороший, а гениальный фильм, как «Зеркало». Михалков так не смог. Но зато получил «Оскар» и множество других призов, которые теперь стоят у него в шкафу. И которые, наверное, не стояли бы, если бы фильм был гениальным (нельзя представить, чтобы «Зеркало» получило «Оскар»). Что ни делается, все к лучшему. Автор С. Бакис | |
Просмотров: 3024 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |