Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Олег УЖИНОВ |
"Жихарка"
У меня был дядя. Звали его Яша. На все руки мастер. В том числе играл на аккордеоне. Зарабатывал этим на свадьбах больше, чем своей работой мастера на трикотажной фабрике. А еще на этой фабрике он руководил художественной самодеятельностью. Однажды, было мне тогда лет восемь, я пошел с бабушкой на Олимпиаду городской самодеятельности – проводилось в те времена ежегодно такое грандиозное мероприятие, длившееся целую неделю с утра до вечера в городском ДК текстильщиков. А в перерывах между Олимпиадой функционировал буфет. Сытно и бесплатно (зрелища) -- сытно и дешево (хлеб)! И увидел я на сцене дядю Яшу. Оказалось, он и на все ноги мастер! Он исполнял мужскую партию в им же поставленном танце «Восемь девок, я один». В красной рубахе и картузе он гонялся за этими румяно-сарафанными девками, да ни одной поймать не мог: они насмешливо дурили его, перебрасывали друг дружке (дядя был маленький и легкий, как жокей), затирали задами, доводили до обморока. И смешно, и воспитательный момент налицо: за двумя зайцами погонишься... Публика стонала от восторга. А обо мне что уж и говорить: это же мой, мой дядя!
И так уж вышло, что вскоре после этого родители взяли меня на концерт ансамбля Игоря Моисеева. Который исполнил тот же танец. Ну не тот же по хореографии, но те же «Восемь девок, один я». И я получил возможность сравнить. Результат: дядин танец, что уж говорить, был явно уморительнее. А моисеевский... ну как это выразить? Он был волшебнее, прелестнее. Моисеевская хореография доводила folk dance до чистоты высокого балета, а содержание этого folk dance переводила из балагана в поэзию. Этот чудак, гонявшийся за девками, здесь он был не шут гороховый, как дядя, а упоенный, опьяненный чарой жизни юноша. Как можно выбрать одну, когда вокруг столько их, столько! и каждая лучше каждой, и так по замкнутому кругу! А эти девки, они, при всей четкости хореографии, манили и морочили его, ну, немножко химерно, как ведьмы в ночь на Ивана Купала. Я прочувствовал разницу между дядей Яшей и Моисеевым.
11-минутный мультфильм «Жихарка» рассказывает о том, как жили-были два кузнеца, Воробей и Кот, и жила с ними маленькая хорошенькая девочка Ж'ихарка, которая «страсть как любила во что-нибудь играть, и играла она с утра до ночи». И постоянно попадала из-за этого в неприятности одна другой крупнее, так что из последней едва живой вырвалась. Ну понятно: маленькие дети, ни за что на свете... в общем, играйтесь, да не заигрывайтесь! Так, все так. Но смех этой Жихарки! Это какой-то чувственный, детский, но почти демонический смех, смех ненасытного до игры существа! Смех даже не страстной маленькой женщины, а человеческого существа вообще. "Настроение игры есть отрешенность и восторг – священный или просто праздничный. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку». (Йохан Хейзинга. «Homo Ludens. Человек играющий»). Жихарка еще не вошла в тот возраст, когда девушки влюбляются, но можно предсказать: она и влюбляться будет так же безоглядно и безрассудно, как сейчас вот играет с лисой, принимая ее за зайчика. Много она еще доставит хлопот сурьезному, похожему лицом и выговором на Б.Н.Ельцина Коту (ан не случайно: сказка-то уральская!) и немного нервному (не станешь тут нервным с такой девочкой!) Воробью. Будет гореть, попухать и залетать раз за разом, попадая или одним лишь чудом не попадая в бабайкину печь без минимальных разумных выводов из таких dangerous experiences, вообще даже не дотумкивая, что тот черный, с которым она играла в прятки, самый что ни на есть Бабайка и был! Иными словами, что с Жихаркой произойдет через столько-то лет? Не то что игровое, когда наступит пора, перерастет в эротическое, нет – оно лишь примет форму эротического. Эротическое – тоже игровое, любовные игры – тоже и только игры. Игровое главенствует надо всем! Вот это властное обращение всех сил мира в единую стихию игры выводит «Жихарку», при том что она остается понятным любому малышу поучительным мультиком, на высокий уровень поэзии.
Томас Манн, великий писатель и великий репрезентант игрового начала в искусстве (недаром Герман Гессе вывел его в образе Magister’a Ludi в своей «Игре в бисер»), сказал: «Искусство... там, где речь идет об отдельном художнике, означает повышенную жизнь. Оно счастливит глубже, пожирает быстрее. На лице того, кто ему служит, оно оставляет следы воображаемых или духовных авантюр». Всю жизнь Манн писал роман об авантюристе, который, оставаясь романом об авантюристе, был бы, в высоком плане, романом о художнике; да, художник как con-man, как игрун, такова была тема «Признаний авантюриста Феликса Круля». Не дописал. Не хватило жизни. Сумел сделать композитора Леверкюна в «Докторе Фаустусе» воплощением Германии в ее роковой склонности к фашизму (не представителем творческой интеллигенции, склонным к, а воплощением: две большие разницы!); сумел превратить историю о «реальном» библейском Иосифе в архетипический сюжет об извечном компромиссе человека, извечных его виляниях между прагматическим и духовным. А превратить историю о похождениях мошенника Круля в высказывание о феномене Художника – не успел. Не сумел. Очень трудный, головоломный, рискованный замысел.
Жалко, что Томас Манн не может посмотреть мультфильм «Жихарка». Может быть, эта бесперестану хохочущая девочка заставила бы его улыбнуться и на миг задуматься о своем.
P.S. Порылся в словаре Даля. Жихарь, жихарка – такого слова нет. Неподалеку есть слово жируха, жирунья – хохотливая, веселая , бойкая девка, которая любит шалить, возиться. И там рядом: Жировать: 1)отдыхать, покоиться, лежать на боку... ну это понятно; 4) резвиться, беситься, играть, шалить, проказить, повесничать. Вот это ближе к нашей теме.
Теперь задам такой вопрос: кого из советских и русских актеров последнего полувека вы бы назвали актером из актеров, актером, так сказать, до мозга костей и на разрыв аорты? Я имею в виду даже не талант, а прирожденную обреченность на судьбу профессионала перевоплощения, шута, гистриона. Наверное, многие назовут Табакова. Я назову Юрского. А Юрского знаете какая настоящая фамилия? Жихарев.
Еще в нашем местном театре работал артист Виктор Андреевич Жихарский. Засл. арт. УССР. Он также руководил драмкружком Дворца пионеров (раньше, чем меня туда занесло). А потом стал руководить народным театром при Доме учителя. Из-под его крыла вылетело много... профессиональных жирунов и жируний в 4-м значении, некоторые из них стали довольно известными. Но сколько лет прошло.... Эти люди сейчас, верно, давно жируют в 1-м значении.
![]() ![]() Томас Манн смотрит мультфильм «Жихарка»
Автор С. Бакис
![]() Внимание! Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу" можно выйти на рецензии других авторов на новые фильмы "Елена" и "Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"! | |
Просмотров: 2707 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||