Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Отар ИОСЕЛИАНИ |
"Жил певчий дрозд"
Аннотация (позаимствована с сайта Kinoexpert.ru):
Гия Агладзе, литаврист оркестра оперного театра, живет в большом городе. У него много друзей и знакомых. Добрый по натуре, Гия во всем пытается принять участие. Но, не умея ценить время, часто отвлекается на мелочи, все делает кое-как, часто опаздывает, ничего не доводит до конца. Так и не записав музыку, которая сопровождала его последнее время, случайно погибает в уличной неразберихе.
Spasibo, Kinoexpert! Все верно, Отар Иоселиани объяснял mass media смысл своего фильма ровно в том же духе! Хотя имел в голове совсем другую концепцию. Однако такая басня для младшего возраста: "Умей распоряжаться своим временем! Не будь таким, как этот мот времени Гия Агладзе!»" – показалась ему удобным прикрытием. Те, кто с высот древнего Эльбруса орлиным оком следил за идейным здоровьем киностудии «Грузия-фильм», они, вообще-то, басен терпеть не могли, басня – это фига в кармане, по научному «аллюзия», бр-р! Но бывают басни и хорошие, полезные, как у поэта Сергея Михалкова, таким зеленая улица. Вон русские недавно выпустили поучительную «Сказку о потерянном времени», чего ж нам отставать? «Ико шашви мгалобели» - так одна сказка грузинская называется: «Жил да был певчий дрозд...» Короче, жил да был певчий дрозд, и в один прекрасный день он благополучно вылетел из лесу в люди... и пожелали песню его послушать всего-ничего 2,63 млн. кинозрителей. Мизер, провал! Ну да Иоселиани было к такому не привыкать. Главное, что вылетел. Кому надо, тот послушал и понял, про что его дрозд поет...
Самое странное, что ничего такого крамольного Иоселиани не сказал и сказать не собирался. Почему же он все-таки пустил киноищеек по ложному следу? Да как сказать... послание этого фильма не было "антисоветским", но советским оно тоже не было, а было человечным, человеческим; такие послания советским кинособакам тоже небезопасно было предъявлять. Сказал же Иоселиани очень, в сущности, простую вещь. Да, Гия (арт. Гела Канделаки) дрозд, певчий дрозд. Но дрозды тоже нужны лесу. Дятлы чего-то там долбят, дрозды поют. Фильмы Иоселиани всегда лукаво начинены разбросанными там и сям хитрыми то ли секретами, то ли подсказками, как секреты эти разгадать. Вот в этом фильме в кадре часто разные механизмы: тикающие ходики, внутренности часов наручных, какие-то заводные игрушки, пружинки, колесики... Ходики, положим, понятно: грозные напоминания бедному Дрозду, что час уж ему, гуляке праздному, где-то там на небесах отмерен. Но все остальные штучки, для чего они? Иоселиани показывает то, что заставляет мир функционировать, "what makes things tick", как говорят американцы. В самом деле, ведь все на свете как-то сделано, устроено, структурировано, во всем есть своя хитрая и строгая механика. Так, так. Но надо, чтобы было что-то и в н е, к р о м е этих пружинок-колесиков. Какая-то смазка для них. Дятел долбит, долбит – молодчина, но так же можно и до сотрясения мозга додолбиться. Надо иногда отвести клюв от объекта долбежки... вот хоть песню дрозда послушать. Слыхал, дятел, как поют дрозды? Где Гия ни появится, становится светлей. Скучная, в сущности, жизнь людей, освещенная его неподдельным интересом, становится внезапно интересной для них самих. Он ничего не делает, но он - катализатор дел. Вот в коридоре консерватории несколько студентов-вокалистов поют a capella. Не ладится у них что-то. Тут откуда ни возьмись - Гия: вставил "пять копеечек" своего баритона в хор - и все улыбаются: зазвучало! Гия - лишний в этом мире, и как все лишнее, ненужное для эволюции, он постоянно под угрозой устранения, исчезновения. Вот он болтает с кем-то, а на подоконнике ровно над его макушкой угрожающе накренился цветочный горшок. Вот попятился - и оказался на краю открытого канализационного люка. Может быть, Дрозд оттого так и заворожен всем открывающимся ему на земле, что предчувствует: песня его будет коротка. Вот, после хлопотливого, переполненного встречами, новостями, трезвоном Тбилиси дня, Гия наконец ложится спать. Но - помедли, сон, помедли! – он еще минутку-другую рассматривает узоры ковра, висящего на стене у кровати. Помню, и я так делал, когда мама летним вечером – девять тридцать, но еще почти светло! еще счастливые бесприглядные друзья мои шумят во дворе! - загоняла меня в постель. Даже ковер был похожий, честное слово. Но у меня так было лет до пяти, шести... Гию же эта ненасытность впечатлениями бытия не оставила до последнего мига. Увы, мир в конце концов мир все-таки вычеркнул его. Но вся-то штука в том, что он, мир этот, и не может без лишнего – наполненный одним лишь необходимым, он задыхается. Легкий, весело-печальный фильм "Жил певчий дрозд" - фильм и трагический: история про человека, необходимого лишь своей лишнестью, такого, чье существование даже сам автор постеснялся оправдывать, которого все невнимательно любят, но считают смешным неудачником, - словом, картина о человеке, всех вокруг себя заряжавшем счастьем и благодарностью к жизни, но не получившем за это ни капли благодарности.
P.S. Нет, все-таки не все в аннотации Kinoexperta верно.
1. «часто опаздывает...» На самом-то деле, Гия ни
разу не опоздал в нужный момент ударить в свой барабан. Хотя, это верно,
он каждый раз, заставляя дирижера понервничать, вбегал в оркестровую
яму в самый последний момент.
2. «все делает кое-как...». Наоборот, Гия все
делает с огромным вкусом, аппетитом и интересом. И в барабан он ударяет
не кое-как, а как положено.
3. «часто отвлекается на мелочи...» Господи, какие мелочи, какие мелочи?
Фуру икэ я кавадзу тобикому мидзу но ото. Старый пруд. Лягушка прыгнула в воду. Всплеск в тишине. Это мелочи? Что ж тогда не мелочи? Бам аэс пшено гороно гаи кагэбэ жэк собес обхсс? 4. «не умеет ценить время...» Из п.1 следует, что
он как раз умеет его ценить: ведь он не случайно, а принципиально
вбегает в яму точно вовремя. А зачем в нее раньше времени вбегать? Яма,
она и есть яма, она маленькая, все в ней давно изучено. А на свете
каждый день случается столько интересного! И вообще, если Гия что-то
хорошо умеет, так это - ценить время! любить время! Что наша жизнь, как
не отмеренное нам время? И надо еще поискать среди долбо...- дятлов
такого, чтоб любил жизнь, как он.
Нет, с этой проблемой времени надо наконец
разобраться! Гия не бережет времени... Но что вообще имеется в виду,
когда говорят «беречь, ценить время»? О времени ли в самом деле идет при
этом речь? Сказать «беречь время» - значит, иметь в виду примерно то же
самое, что сказать: «беречь чемодан». Чемодан ли на самом деле мы
бережем? Нет, мы бережем его содержимое, на сам чемодан нам, в общем-то,
плевать. Так же мы бережем, ценим, любим не время, а то, чем оно
заполняется.
Но ведь можно любить и сам чемодан-время,
саму форму, саму материю, в которой в с ё - в с ё содержится. «Одиссей
возвратился, пространством и временем полный». Как он возвратился полный
пространством – всякому ясно: ну постранствовал-попространствовал
мужик. Но как это он полон временем? А вот так. Фуру икэ я кавадзу
тобикому мидзу но ото. Сидел как-то у пруда в плену у волшебницы Цирцеи,
лягушка прыгнула в воду, и до него дошло: а время-то е с т ь, оно
существует реально, его можно ощупать, как чемодан, в него можно окунуть
руку, как в пруд... И с тех пор полюбил время. Вот и Гия так же.
5. «ничего не доводит до конца...» А что, что в
жизни можно по-настоящему довести до конца, кроме нее самой? Так дрозд
Гия довел это до конца раньше, чем все долбуны-дятлы вокруг него. Увы.
Э-э, старина Киноэ, всё-то у Вас неправильно. Отдавайте обратно мое спасибо!
Нет, все-таки я был неправ, сказав, что Иоселиани лукавил, публично объясняя своего «Дрозда» как фильм о человеке, попусту тратящем свое время. Он не лукавил, но говорил лишь половину правды. Все то, что я написал про Гию Агладзе как «катализатора» жизни - это, видимо, правда и в фильме несомненно есть. Но есть и то, что Гия таки мот времени. От того, что в «Дрозде» есть и то, и это, фильм не становится «ни тем, ни сем» - наоборот, он обретает противоречивость и глубину. Вот что сказал Томас Манн о Гансе Касторпе – герое романа «Волшебная гора», тоже человеке из породы «певчих дроздов», проведшем на этой самой «волшебной горе» семь лет вместо запланированных трех недель в игре с метафизическими сущностями: «Что касается Ганса Касторпа, то из-за этого вопроса о времени ему было немного не по себе, но казалось нестоящим даже малейшее усилие, которое помогло бы вырваться из сумбура и тумана и наконец уяснить себе, сколько же ему лет; боязнь, удерживавшая его, была боязнью его совести, хотя совершенно очевидно, что не считаться с временем — это самый худший вид бессовестности». Понятно ли? «Вырваться из сумбура и тумана» "волшебной горы" не позволяет совесть, ибо, чтобы стать человеком, надо пройти сквозь них насквозь, до конца, а не дезертировать назад "в долину" с слишком уж ясным солнышком; но и «не считаться со временем <застрять навсегда на "волшебной горе" -С.Б.> - самый худший вид бессовестности». Такая вот человеческая дилемма стоит перед Гансом – ровно та же самая, что перед Гией.
![]() ![]() Отар Иоселиани Гела Канделаки
с мухой на лбу без мухи на лбу
Просмотр фильма он-лайн
Внимание! Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу" можно выйти на рецензии других авторов на новые фильмы "Елена" и "Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"! Автор С. Бакис
![]() | |
Просмотров: 3642 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||