Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Рамеш СИППИ |
«Зита и Гита»
Режиссер Рамеш Сиппи. Производство Индия, Болливуд, 1972 Какие эмоции вызывает у Вас словосочетание «индийский фильм»? Любовь, красивые индийские женщины, красивые индийские мужчины, песни на непонятном языке, порция наигранности и жеманности и свадьба в конце. Всё. Я недавно под весьма странное настроение, желание расслабиться и ни о чем не думать, посмотрела «Зиту и Гиту», картину, снятую в 1972 году в Бомбее на языке хинди. Я ее когда-то видела, но было это так давно, в младшем школьном возрасте, что ничего, кроме кого-то, висящего на люстре, я и не запомнила. Мне подумалось, что посмотрю минут 15, обязательно надоест, и пойду себе тихонько спать. Включила. И.. не отрываясь досидела до конца. Сюжет на первый взгляд предельно прост и банален. История про близнецов. Двух девочек-близнецов волей судьбы разлучили в детстве, одна попала в богатый дом, вторая в цыганскую лачугу. Родители девочек рано умерли и поручили перед смертью заботиться о Зите дядюшке и его жене. Дядюшка искренне любит и жалеет племянницу, но, как бывает, к сожалению, чаще, чем хотелось бы, своей жадной и злющей женушке противоречить смертельно боится. И, что немаловажно, живут они на пособие племянницы, которое каждый месяц исправно приносит адвокат и которое у племянницы, естественно, немедленно изымается до копейки. А чтоб сама Зита не понимала, что происходит, ее запугали и превратили в слугу. Ее избивают и всячески унижают – так безопаснее отбирать деньги. Девушка робка, панически боится своей мучительницы-тетки и ее родной дочери, а особенно досаждает ей брат тетки лет где-то 30-ти, который давно хотел бы уложить красавицу-родственницу в постель, а от ее робкого, неуверенного, но сопротивления звереет и всякий раз жестоко избивает ее. Не выдержав побоев и издевательств, Зита сбегает – весьма достойный уважения поступок для на первый взгляд робкого и безответного существа. Гита выросла на свободе, в любви. Она сильная, крепкая, с характером. Может и себя защитить, и за слабого не побоится заступиться, если потребуется. Ей, как говорится, «палец в рот на клади». Обе, как полагается, красавицы. Обеим на момент действия по 16 лет. Дальше, после самых разных перипетий, сестры (они и не подозревают о существовании друг друга) меняются домами. Зита из богатого дома попадает в бедную цыганскую хижину, где находит то, чего ей так недостает, – человеческое тепло и любовь, а цыганка Гита из хижины перемещается в богатый дом. Там никто не заметил подмены – перед ними Зита. Которая и рада бы побыстрей покончить с недоразумением и убежать на волю, - ведь она девушка честная и не хочет никого обманывать, - да к ней, как к спасительному источнику, прильнули два совершенно беспомощных человека: старенькая бабушка, живущая в каком-то чулане, на которую никто давно не обращает внимания, хотя она, между прочим, хозяйка этого дома, и младший сын тетки - этот явно пошел не в мать и "Зиту" обожает. Им обоим без нее было бы очень плохо. И Гита-Зита просто не может уйти – она понимает, как нужна этим людям. И вот тут-то начинается самое интересное, ради чего стоит смотреть этот фильм. Всмотримся повнимательней, как новая Зита наводит в доме порядок. Злая тетка быстро понимает, что издеваться дальше над племянницей она не сможет. И покорно идет на кухню готовить обед. А ее доченька убирает в доме. Бабушка восстановлена в правах хозяйки. Слуги пользуются уважением. Братец, так домогавшийся Зиты, избит своим же собственным ремнем и спущен с лестницы. Справедливость торжествует. Но почему? Тираны панически боятся людей с достоинством, людей сильных, ибо сами они слабы и никчемны. Если бы они были бы способны хоть к какому-нибудь сопротивлению, они бы не были тиранами, у них просто не было бы потребности мучить людей. Все, что они могут, это издеваться над теми, кто им это позволяет, и панически бояться тех, кто никогда им этого не позволит. Издевательство – единственный способ их самоутверждения в этом мире. В каждом тиране живет раб, который в любой момент готов лизать сапоги новоиспеченного хозяина, пряча за спиной острый нож. И удар наносят только в спину, ибо врожденная патологическая трусость никогда не даст им выйти на бой с открытым забралом. Вот и наша тетка покорно и тихо пошла на кухню вместе со своей такой же никчемной дочечкой. А кому в доме теперь живется спокойно и хорошо? Дяде, который всегда пытался помочь Зите, но не мог – уступал и боялся злобной женушки. Маленькому брату, который свободен от матушкиных истерик. Бабушке, которая теперь живет в нормальной комнате, читает книги, вылечена и ухожена. Присутствует в фильме и конфликт отцов и детей. Как квохчут родители вполне современного молодого человека, доктора, кстати, на смотринах невесты! Ах, она одета слишком современно, ах, подайте нам скромницу в сари, ах, и чтоб никакого проявления личности, чтобы полегче и побыстрее ее было на кухню загнать, ах! Знакомо? Сидят они в глухой скорлупе, не впуская туда ни лучика яркого света. Хорошо хоть сын у них вполне современный, и видеть невесту именно в традиционном наряде и покорную - «где взял - там положил» - ему не обязательно. У него, к счастью, уже давно другие ценности. А что же настоящая Зита? Как уже было сказано, она получает ту самую порцию любви, которой ей так не хватало. В теплых лучах любви она начинает раскрываться, как нежный лотос. И вот перед нами уже не покорная служанка. Все скрытые силы ее характера, заложенное от рождения чувство самоуважения начинают постепенно проклевываться, как цыпленок. И перед нами человек, готовый к борьбе. К борьбе за себя и за свою будущую жизнь. Чего стоит эпизод, когда в начале драки (а какой же индийский фильм без драки в финале?) Зита стоит у колонны, скованная ужасом, а потом вдруг, видя, что любимому грозит опасность, начинает направо и налево колотить врагов попавшим в ее руки тяжелым чемоданчиком. Превращение произошло. И еще один очень поучительный момент. Гита (в роли Зиты) спрашивает у читающей молитвенник бабушки (которую вылечила и восстановила в правах после многих лет унижения), является ли страшным грехом ложь. Ведь она проникла в этот дом по недоразумению. И ее это очень тревожит. «Ложь, если она направлена на благо, может считаться правдой», - уверенно говорит бабушка, ссылаясь на мудреца, которого тоже зовут Гита (такая игра слов). И вот следует сцена, где Гита при всех разоблачена. «Бабушка! – восклицает Гита, но та, мгновенно забыв все хорошее, кричит: «Не прикасайся ко мне!» Вот вам и предательство. И черная неблагодарность. А что же в конце? Конечно, как подобает хорошей сказке, все заканчивается красивой свадьбой. Мне бы, естественно, очень хотелось еще и увидеть злобную тетушку на коврике в бедной лачуге, но это, пожалуй, перебор даже для индийского фильма. И что же из всего этого следует? А то, что должен каждый уважающий себя человек в своей жизни посадить дерево, построить дом, родить ребенка и… показать негодяю его место. А вы подумали, что фильм про любовь, да? PS. Как часто нам кажется, что в нашей жизни уже ничего не изменить. Все сплелось и закрутилось в клубок, который не размотать. А может быть, мы просто тянем не за тот конец веревки? Рамеш Сиппи (1947) Автор Е. Заславская (ovechka) | |
Просмотров: 2719 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2 | |
| |