"История мечтателя". Документальный фильм об Олеге Стриженове
Начав встречаться, мы, я и моя будущая жена, «сверили конспекты»: как же мы жили до встречи? Одним из пунктов, на котором мы пересеклись, был Стриженов. Я обожал его, она засыпала, грезя о нем. Последующие десятилетия показали, что мы во многом разные, разные люди. Стриженов был ненадежной лакмусовой бумажкой, между 1955-м и 1960-м годом он был не только нашим кумиром, его боготворила вся страна. Откуда такая точность? Это очень просто. 1955: Артур в «Оводе» -- 1960: Германн в «Пиковой даме» и Лаевский в «Дуэли» по Чехову. Между Артуром и Германном -- семь следующих ролей:
1955 — Мексиканец — Филлипе Ривера, Фернандес
1956 — Сорок первый — поручик Вадим Николаевич Говоруха-Отрок
1958 — Хождение за три моря — Афанасий Никитин
1958 — Капитанская дочка — Пётр Гринёв
1958 — В твоих руках жизнь — Дудин
1959 — Белые ночи — Мечтатель
1959 — Северная повесть — Павел Бестужев
По две роли в год, таким образом. И каждая увеличивала его славу. Любопытно: звезда Стриженова, актера на роли романтических аристократов, взошла одновременно со звездами «простых рабочих парней» от экрана, среди которых на первом месте стоял Николай Рыбников. (В качестве полушутки можно сказать, что принцип дополнительности действует не только в квантовой механике по Бору, но и в кино, собирающем для себя героев с бору по сосенке). Хорошо, ну а что же дальше? Дальше, между 1961 и 2004 г.г., Стриженов продолжал сниматься в кино: сначала с прежней частотой, потом реже, потом изредка. Еще двадцать с чем-то ролей, которые ничего не прибавили к его славе и вообще мало что значили.
Как объяснить эту загадку? Неужели Стриженов вдруг стал хуже играть? Да нет, как играл, так и продолжал. Надо искать другие объяснения.
Объяснение первое: а никакого объяснения нет, кроме того, что просто кино такая женщина. Пока она тебя любит, ты ей во всех видах и нарядах хорош, хоть в итальянском развевающемся плаще, хоть в боксерских трусах, хоть в шароварах и сапогах русского купца, хоть во фраке петербургского господина, хоть в форме советского или царского офицера. На самом-то деле, Стриженову больше всего подходил последний вид одеяния, и его самая органичная, прямо-таки выкроенная на него роль – поручик Говоруха-Отрок в знаменитом фильме Чухрая.* Но пока мадам Кино любила Стриженова, она давала ему… давала играть всё,** а разлюбив, некоторое время еще продолжала давать, но уже без былого восхищенного интереса, а так, по инерции, как жена еще живет с поднаскучившим супругом. Дальше цепная реакция: муж чувствует, что жена уже уступает ему без вожделения, актер догадывается, что камера впивается в его лицо без восторга -- от этого тот и другой действительно сереют-жухнут -- жене еще скучней, ну и т.д.
Объяснение второе: Стриженов был слишком уж любим зрителями, такое не может длиться слишком долго. Тут опять напрашивается сравнение с матримониальной сферой: браки по слишком уж страстной любви недолговечны.
Объяснение третье: даже больше, чем актером на роли аристократов, Стриженов был актером на роли личностей загадочных. Артур-Овод, с его застывшим, как трагическая маска, перечеркнутым глубоким шрамом лицом, ходит неузнаваемым средь тех, кто знал его молодым (напрашивается аналогия с графом Монте-Кристо – вот кого должен был сыграть Стриженов… если бы успел!) Но жизнь есть жизнь, за одной ролью следует другая. Если твоя фишка, например, милота, на ней можно долго протянуть, - но сколько времени можно носить ореол загадочности? Он испаряется по определению. Потеряв его, Стриженов потерял всё. Стриженов был сильнейшим магнитом - но магнит не притягивает чуть-чуть: он притягивает или не притягивает. Так же и слава Стриженова померкла вмиг.***
Да, жизнь есть жизнь, актер должен сниматься, пока снимают. Но если бы Стриженов исчез с экранов или, не дай бог, умер в 1960-м году, он остался бы легендой, а так…
Воспоминание персонального характера. В 1964-м году я служил киномехаником в краеведческом музее. Работал я один, никто не нарушал моего одиночества. Бывало, я задвигал в аппаратной штору и становился в темноте у гладкой жестяной дверцы электрораспределительного шкафа. Луч кинопроектора, преломившись на пути к экрану от застекленной бойницы, возвращался к шкафу и падал на меня. По лицу моему пробегали тени, щеки казались то впалыми, то одутловатыми, нос удлинялся и укорачивался, глаза сверкали или проваливались. Если фильм был черно-белым, я был похож на героев немого кино, а точнее, на персонажей эксцентрических фильмов Козинцева и Трауберга. Почему именно на них? Потому что эти фильмы снимал Андрей Москвин, гений светотени. Когда же фильм был цветным, я превращался в Овода-Стриженова: этот фильм тоже снял Москвин. Поставив перед собой зеркало, я корчил скорбные или задумчивые рожи, криво улыбался, сардонически хохотал, возводил очи горе, не найдя справедливости в дольнем мире. На челе моем отражалось лазурное небо родной поруганной Италии, золотистые лучи итальянского солнца ударяли мне в глаза, так что хотелось щуриться… но я не щурился, я глядел на солнце орлиным взором. Вот лицо мое осветили багровые сполохи пожарищ… проклятые австрияки жгли все на своем пути. Клянусь, я даже ощутил смрадный запах пожарищ! И я слышал вопли крестьян, которых эти негодяи сжигали заживо в их лачугах по малейшему подозрению в связях с Гарибальди. Несчастные колотили в двери, пытаясь вырваться из огненной западни. «Сапожник! Сапожник!» - кричали они. «Откройте немедленно дверь!» - доносилось откуда-то с другого конца деревни.
Пленка оборвалась и загорелась, кто-то уже вызвал пожарников, в дверь кинобудки колотил директор музея. В тот же день меня с треском уволили. Вспоминая тот пожар, я думаю об Олеге Стриженове. Завтра, 10 августа, ему исполнится 85 лет.
* «Отец, Стриженов Александр Николаевич (1899—1978), профессиональный военный, воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн, награждён двумя орденами Святого Георгия. Мать, Стриженова Ксения Алексеевна (1899—1971), окончила Петербургскую Мариинскую придворную гимназию имени принцессы Евгении Ольденбургской и Смольный институт, работала учительницей в России и в Финляндии». Википедия. Ха-ха, на какой же это войне, Гражданской или Великой Отечественной, Александр Николаевич был награжден орденами Святого Георгия?
** В это невозможно поверить, но Чухрай первоначально собирался снять Стриженова в «Балладе о солдате» в роли Алеши Скворцова! Да, пока кино любит актера, оно, несмотря на свою визуальную природу, совершенно слепо. Можно привести еще один пример «слепой любви» десятой музы: Зинаида Кириенко, популярная актриса 50-х годов на роли донских и прочих баб, сыграла в фильме «Далеко от родины», экранизации бестселлера Ю.Дольд-Михайлика «И один в поле воин», француженку Монику. Когда Кириенко ехала в берете на велосипеде и пела «Не трогай рукой, гвоздика такой цветок…», казалось, что она скачет на лошади с песней «Ой ты, Дон, степь широкая!»
*** Стриженов мог бы стать Андреем Болконским. Бондарчук вспоминал: "Стриженов отказался от роли по причинам личного характера". Стриженов был сложным и капризным человеком. Последняя из его жен, актриса Лионелла Скирда, писала: "Для него важно, чтобы ему было интересно работать. Если этого не случается, он сразу становится скучным, грустным или грубым". Скирда могла бы добавить, что для Стриженова было еще важнее, чтобы его любили. Бондарчук предложил ему сыграть Болконского не сразу, сначала он перепробовал многих и многих, в числе которых были даже штангист Власов и космонавт Титов. Это уже были крайности отчаянных поисков, а на самом деле режиссер видел в этой роли Смоктуновского, но тот, выбирая между князем Болконским и принцем Датским, предпочел второго. Сам Стриженов в своих воспоминаниях объяснил свой отказ так: я, дескать, понял, что, раз Бондарчук пробует на Болконского настолько непохожих друг на друга исполнителей, значит, у него нет отчетливого видения данного образа; работа в таком случае может превратиться в муку. Что ж, возможно. Но возможно, не только это. Актерскую судьбу сравнивают с женской; не отказался ли Стриженов от брака, зная, что режиссер втайне любит другую? Вот такие дела. А еще можно предположить следующее. Это был уже 62-й или 63-й год, звезда уже померкла... Предчувствуя, что она больше не возгорится, не отверг ли этот гордый человек столь лестное предложение, чтобы доказать самому себе, что это не слава уходит от него, а он сам гонит ее прочь?
![](https://lh3.googleusercontent.com/-rBLHdfcd7ns/U-SPmKIKwrI/AAAAAAAAJPA/tN3CEyLu9QQ/s365/%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2.jpg)
Олег Стриженов в 195...
Смотреть фильм он-лайн ("Овод")
Автор С. Бакис
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|