Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Ридли СКОТТ |
"Марсианин" ("The Martian"). Режиссер Ридли Скотт. Сценарий Дрю Годдарда по роману Энди Уира. США. 2015. Недели три назад я уже начал было писать об этом фильме, да чрезвычайные обстоятельства помешали закончить. Пробую еще раз. Итак, на Марсе находится американская экспедиция. Вдруг поднялась страшная буря, и надо срочно сматывать удочки, не то хана. В суматохе члены экспедиции не заметили, что один член, Марк Уотни, не влез в ракету. Только пролетев миллион км, они обнаружили: «О-о, ботаник-то наш тю-тю!» Ну не думайте, что они такие уж были эгоисты и распердяи: ракета-то летела почти со скоростью света, миллион км это три секунды каких-нибудь. Шучу. Ракета летела с обычной скоростью современной ракеты: «Марсианин» фильм не футуристический, а почти реальный. Вот лет через 15-20 лет американцы полетят на Марс, и история, показанная в картине, вполне может случиться. Да и то, что отсутствия Марка Уотни на борту никто не заметил, тоже шутка. Когда началась ураганная суматоха, Марка чем-то ударило, то ли куском Марса, то ли оторвавшимся куском ракеты. Его товарищи решили, что он погиб. Так что если они и согрешили, то не очень сильно. Во-первых, не удостоверились на все сто % в его смерти. Ну да не до того им было, чтобы зеркальце ко рту Марка подставлять. Во-вторых, не подняли тело на борт. Но и это можно понять: ракета уже накренилась под жутким марсианским ветром, как Пизанская башня. В общем, улетели они. А Марк через некоторое время очухался и кое-как перебрался в модуль, или как это называется. В общем, переполз во вполне пригодное для жилья помещение. Это фильм про то, как мужик умудрился выжить на долбаной красной планете, но мы не имеем дело с полной отвязной фантастикой. Потерпевший крушение корабль, с которого единственным спасся Робинзон Крузо, полузатонул невдалеке от необитаемого острова, и Робинзон не раз челночил к судну на челне, чтобы нырнуть в трюм за солью, корицей и другими специями, за посудой и столовым серебром, за так необходимым ему сектантом (или секстантом?), а главное, за ружьем. Но порох, конечно, ему приходилось изготовлять самому, используя для этого истолченную кору манговых плодов и выпаренную соль воды сероводородного источника. В общем, Робинзон был молодец, но все-таки он вряд ли бы выжил без корабельных «подъемных». Или он, возможно, кое-как выжил бы, но постепенно превратился в дикаря, кушая руками, охотясь пикой и т.д. А Марк Уотни уж точно загнулся бы без модуля. Но что с того? Такому типу, как я, у которого две ручки левые, а в голове одни цитаты из Канта и Мандельштама, и самый лучший модуль не помог бы. «Марсианин» - фильм о новом, современном Робинзоне, прошедшем через марсианские огонь, воду и медные трубы благодаря своей рукастости, практической сметке, знанию физики-химии и компьютерной грамотности. А также благодаря тому, что он не еврейский нюня и маменькин сынок, как я, а настоящий американский оптимист. Кстати, поправка: через воду Марк Уотни не столько прошел, сколько ее нашел, точнее, нашел способ получать ее, пропуская этиленгликоль через раскаленную взвесь карборундовой окиси титана. Это, конечно, очень приблизительно. На самом деле я понятия не имею, что он там через что пропускал, и вообще из всех робинзоновских придумок Марка понял только одну: как он удобрял картофельное поле какашками, оставленными ему на добрую память остальными членами экипажа. Но я верю, что воду таким способом получить можно, и что не только это, а все, показанное в фильме, в принципе научно осуществимо. Ученый, возможно, скажет: «Чушь!» Но «Марсианин» фильм не для ученых, а для лохов, ничего в науке не смыслящих и преклоняющихся перед ней. Мы не знаем, есть ли у Марка на Земле жена или девушка, чем он занимается битых четыре года в свободное от технических заморочек время, испытывает ли временами тоску и отчаяние. «Марсианин» не про людей, а про науку и технику. Это не хорошо и не плохо, это такой жанр. «Робинзон Крузо», кстати, относится к нему не вполне, потому что у Дефо есть компонент трогательной дружбы Робинзона с Пятницей. А вот «Таинственный остров» Жюль Верна – чистое произведение такого рода. У Лема есть книги большого человеческого и философского содержания («Солярис», «Эдем», «Возвращение со звезд»), а есть и сугубо «научно-технологические»: таков, например, почти весь цикл романов и повестей о пилоте Пирксе. Спрашивается: зачем подобные книги, не лучше ли было бы писать вместо них научно-популярные статьи? Нет, статьи – это другое. В книгах все же есть некий общий вдохновляющий посыл: «Воля и ум человека дивные дивы творят». Кроме того, я помню, как тепло и уютно было мне читать «Таинственный остров» в двенадцать лет, как радовался я за Сайруса Смита и его друзей, что они обустроили, наконец, свою пещеру и она суха и тепла; что соорудили прялку и теперь имеют теплую одежду; а миг, когда неверные тени от пламени свечи на стенах пещеры вдруг растаяли, потому что запруженный ручей завертел турбину и жилище колонистов ярко осветилось электрической лампочкой, - о, это был счастливый миг и моей собственной жизни! Точно так же уютно и радостно следить за каждым новым усовершенствованием Марка Уотни, тем более что играющий его Мэтт Дэймон - симпатичный, крепкий и вызывающий полное доверие парень, обыкновенный американский герой. Так что я без сопротивления принял эту историю и этот суховатый научно-технологический жанр. Но в фильме есть большой недостаток – его финальная часть. Модуль Марка стартовал с Марса, он должен состыковаться с космическим кораблем-маткой «Гермес». В этом нет ничего неправдоподобного: то же самое проделывали американские астронавты, чтобы возвратиться с Луны. Но что-то не заладилось: «Гермес» не может достаточно замедлиться, модуль не может достаточно ускориться, что-то в этом роде. И тут начинаются совсем непонятные вещи. Командир «Гермеса», мужественная женщина Льюис, принимает волевое решение зачем-то проделать бомбой дырку в ракете. «Увеличить давление в четвертом ускорителе гравитации! Перейти в режим повышенной турбулентности!» Бабах! Затем она принимает второе волевое: вылететь через дырку в открытый космос и поймать там за руки за ноги Марка (он тоже вышел в открытый, проколов себе для этого иголкой скафандр). Фьюить! «Отлично, мальчики! Я его вижу!» И выудила-таки бородатого карпа-Марка из галактического пруда! Все человечество, следившее за этой рыбалкой по теликам, рукоплещет. Ну дела, ну дела! Мы летим, ковыляя во мгле, Мы ползём на последнем крыле, Бак пробит, хвост горит, но машина летит На честном слове и на одном крыле.
Мы ушли, ковыляя во мгле, Мы к родной подлетаем земле. Вся команда цела, и машина пришла — На честном слове и на одном крыле. В общем, черт-те что, турусы на соплах. Впервые за весь фильм я ощутил, что не наука тут и техника, а мне просто вешают лапшу на уши. Обманывайте меня, я сам обманываться рад, но не до такой же степени! Конец делу венец: я вспоминаю сейчас этот фильм с чувством некоторого скептицизма. Но если сравнить «Марсианина» с другим фильмом о выживании, также претендующим на множество Оскаров: я имею в виду, разумеется, матеро реалистический фильм Иньяррито «Выживший», - то sci-fi Ридли Скотта куда правдоподобнее. К тому же в «Марсианине» есть юмор и ирония. В общем, я ставлю на Марка Уотни против Хью Гласса. Ридли Скотт Cмотреть фильм он-лайн: источник:film4ik.tv
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
| |
Просмотров: 723 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2 |