Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Стивен СПИЛБЕРГ |
«Список Шиндлера»
Режиссер Стивен Спилберг. Сценарий Стивена Зейллиана по роману Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». США. 1993 В американских blockbuster video stores фильмы располагаются по жанрам. «Schindler’s List» ищи в секции Drama. Может быть и в Historical. А по-моему – надо поставить в Tearjerkers (мелодрама; дословно – Слезовыжималки). Можно в Mystery (Таинственное).
Даже в первую очередь, считаю, надо поставить «Список Шиндлера» в «Таинственное». Во всяком случае, я бы туда поставил. Для меня представляет неизъяснимую тайну, отчего евреи так любят этот фильм. Когда я попросил объяснить мне это одну пожилую американскую еврейку (между прочим, активную волонтерку JCPA – крупной американо-еврейской общественной организации), она удивленно сказала:
- Ну как же вы, еврей, не понимаете? Там показано, как мы страдали!
- ОК. Но были и другие фильмы, где показано, как мы страдали.
- Чем больше таких фильмов, тем лучше! Молодое поколение, причем не только не-евреи, но и наши дети, ни о чем не знают.
- А из этого фильма обо всём узнают?
- Ну, не обо всём... Но о многом. Вот вы, сравнительно молодой, неужели ничего не узнали?
- Узнал. Про список Шиндлера.
- Ну вот. Так что же вы спрашиваете?
- То, что я узнал, не объясняет мне, почему вам и большинству евреев так понравился этот фильм. Скорее должен был бы не нравиться.
- Что вы имеете в виду?
- Что вам так понравилось в этом Шиндлере?
- Ну, вы дурачитесь! Этот фильм показывает, что не все немцы были сволочами.
- Ну и почему это вас это так радует?
- (пауза) Меня это не радует. Меня, наоборот, печалит, что другие немцы не понимали, что они делают. И не только немцы.
- ОК, но этот фильм про немца, который понимал... понял. Отчего это вас так радует?
- Ну как же! Именно то, что он понял! Понял, что мы этого не заслуживали!
- Ну не заслуживали.
- Что значит «ну»? Вы в этом, может быть, сомневаетесь?
- Я как раз не сомневаюсь. Я настолько не сомневаю сь, что мы, как и не мы, как любые люди, не заслуживают, чтобы их за национальность отправляли в газовую камеру, что я считаю – нет необходимости на протяжении двух серий это доказывать.
- Вот в этом ваше заблуждение! Увы, многие все еще убеждены, что евреи были в чем-то виноваты. А другие думают, что газовых камер вообще не было.
- А посмотрев этот фильм, такие люди изменят свое мнение?
- Может быть... по крайней мере, некоторые.
- А почему они изменят?
- Потому что... они увидят, что газовые камеры были!
- Как их может убедить в этом художественный фильм, если их даже документальные не убедили? Они просто пожмут плечами: что ж, Спилберг вообще фантазер. Раньше он поставил фильм про парк Юрского периода, а теперь про лагерь военного.
- Но фильмы имеют эмоциональное воздействие, вы про это слышали? Люди поймут, что евреи ни в чем не были виноваты! Вот эта девушка, которую нацист застрелил - по-вашему, она это заслужила?
- По-моему, нет. Но как это дойдет до антисемитов?
- Что значит, как? Ох, тяжело с вами разговаривать. Не могу понять, вы делаетесь или на самом деле.
- И все-таки: отчего антисемиты, увидев, как нацист застрелил девушку, поймут, что евреи были невиноваты?
- О my God! А что она такого сделала, чтобы погибнуть в двадцать лет?
- Ничего.
- Наконец-то! Ну вот, когда вы, молодое поколение...
- антисемитов...
- Не ехидничайте, а то я вообще перестану с вами разговаривать. Когда молодое поколение поймет, как евреи погибали ни за что, то, может быть...
- Но антисемиты потому и антисемиты, что они считают, что евреи виноваты не в чем-то там, а в том, что они евреи.
- Вы слишком плохо относитесь к людям, вот что я вам скажу. Не все, кто имеет в отношении нас предрассудки, такие уж безнадежные идиоты. Если им как следует объяснить, показать... Спилберг очень талантливый человек, вы согласны?
- Может быть. Но я не считаю, что он показал в этом фильме что-то такое, за что те, кто евреев не любит, начнут их любить. Больше того, я думаю, что после этого фильма они начнут к тому же евреев меньше уважать. Можно кого-то не любить, но уважать. После этого фильма молодое поколение, за которое вы так беспокоитесь, может потерять к евреям всякое уважение.
- Почему же это?
- А за что уважать евреев из «Списка Шиндлера»? За то, что они дают этому Шиндлеру себя спасать?
- А вы бы хотели, чтобы они все погибли?
- Слава богу, что они не погибли. Но сейчас мы говорим о произведении искусства – о чем оно, для чего. Раньше мы видели в фильмах про Холокост: евреи как овцы бредут в загон. А тут – они, как овцы, бегут из загона. Этот Шиндлер стоит, как Гулливер, а еврейчики между его ног пробегают из Аушвица на свободу.
- Ужас, что вы говорите!
- Не ужас, а вы заметили, что в фильме нет ни одного еврея ростом с Лиама Нисона? Все минимум на голову ниже. Почему так?
- Мне безразлично, кто какого роста! Шиндлер спас массу людей моего народа, и за это ему надо ставить памятники!
- Пожалуйста, ставьте: памятник Шиндлеру от благодарных евреев. Но вам бы понравился такой памятник: огромный Шиндлер, а вокруг него – лилипутики с желтыми звездами? Некоторые испуганно выглядывают из его карманов, рукавов. Я понимаю, если бы такой монумент соорудили сами немцы. Тогда бы у меня бы никаких вопросов не было. Но еврею Спилбергу зачем было изображать евреев лилипутами? Чтобы на их фоне Шиндлер выглядел еще выше?
- Посмотрела бы я, как бы вы обращали внимание на рост Шиндлера, если бы он предложил вам выйти из концлагеря.
- Я побежал бы за ним на четвереньках.
- Ха-ха! Так почему же вас не устраивает, что евреи у Спилберга – овцы? А кем они еще могли быть среди волков?
- Может быть, никем. Но это другой, сложный вопрос. А сейчас я просто не понимаю, почему евреи приходят в такой восторг, когда им напоминают, что они были овцами.
- У меня уже голова от вас болит. Никто не приходит в восторг.
- Показать вам рецензии в еврейской прессе?
- И ничего вы не понимаете. Просто этот фильм дал евреям возможность поплакать и вспомнить все эти ужасы. Кроме того, вы не отдаете себе отчета, на чью сторону вы становитесь, когда заводите эту старую песню, что, мол, евреи были пассивны.
- А они не были?
- Не были... не всегда были.
- Если не всегда – зачем Спилберг показывает их как неразличимое покорное стадо?
- До меня все-таки не доходит. Что вы хотите сказать? Что в концлагерях были еврейские подпольные группы? Действительно, были. Но в данном случае – это не является темой Спилберга. Он хотел рассказать о благородном, красивом поступке Шиндлера.
- И для этого ему нужен был фон из овец?
- Хм... Ну, знаете, эти еврейские группы в лагерях не играли особо важной роли. Если бы Спилберг сделал на них упор, это было бы немножко против исторической правды. Вы любите, когда приукрашивают историческую правду?
- Нет.
- Так чего же вы хотите?
- Я хочу понять, почему евреи так любят фильм «Список Шиндлера». Что за радость – смотреть, как твой народ изображают в виде овец? То есть, может, так оно и было. Но почему евреи радуются? Почему они, наоборот, не возмущаются? Мазохизм какой-то.
- О-о, не могу уже с вами! Кто, кто смотрит этот фильм с радостью? Мы смотрим его со страданием, со слезами! Никто так не страдал, как мы. К тому же, молодой человек, я уже от вас устала. Знаете, как по-еврейски называется такая манера разговора, как у вас? Нох а мул унд нох а мул. Опять и опять то же самое. Я все-таки надеюсь, что вы всё понимаете, просто у вас, как видно, характер такой – акшн.
- Вы имеете в виду, что у меня очень активный характер?
- Акшн – значит упрямец! Учите мамэ лошн!
- Ну упрямец так упрямец. Кстати, «Список» уже появился на видеокассетах. 25 долларов, и можно плакать до полного обезвоживания организма.
- Спасибо, обязательно куплю. Кстати, сегодня в Манхэттене проходит еврейский антиизраильский митинг. Там такие, как вы, нужны.
- Спасибо, обязательно схожу. До свидания!
- Good riddance! (скатертью дорожка).
| |
Просмотров: 2178 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||