Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 26.04.2024, 23:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Адольф ШАПИРО

Адольф Шапиро размышляет о пьесе “Три сестры”
Адольф Шапиро размышляет о пьесе "Три сестры”. 
Русское телевидение. Канал «Театр». 2013


                                       Полная запись телепередачи

Предуведомление. Уважаемые читатели, не обращайте внимание на внезапные перемены формата текста. Это глюк моего компьютера, которому я пока что не нашел объяснения. 


Недавно по русскому ТВ прошла передача из цикла "Сквозное действие". Обычно эту передачу ведет театровед Анатолий Смелянский, но на этот раз на телеэкране появился известный театральный режиссер Адольф Шапиро. И нельзя сказать, что он «вел» передачу: это была скорее просто непринужденная беседа. Передача необычна, во-первых, ее длиной: два с чем-то часа, вся беседа  полностью, а не нарезка, где фразы обрываются без всякой логики и уважения к говорящему. Кроме того, в Шапиро совсем не ощущался каботинский театральный дух, он рассуждал как нормальный человек и на человеческом, а не птичьем языке. Была возможность следить за его  логикой (в том числе иногда самодовольно убеждаться, что он ее нарушает - но тоже по-человечески). Наконец, это была настоящая  живая беседа, а не ее имитация: молодые ребята, видимо, студенты-режиссеры, часто перебивая Шапиро, задавали ему  вопросы, на которые он, иногда почесав макушку, отвечал. 
Но среди слушателей были и взрослые люди, например, пожилая тощая критикесса с коротко подстриженными седыми волосами, - я не знаю, кто это, -  которая стала спорить с Шапиро по поводу Наташи: "Сестры виноваты перед ней! Если бы они не смотрели на нее свысока, она могла бы быть другой!" Шапиро на это сказал: "Пушкин ходил с очень тяжелой железной тростью. Знаете для чего? Быдло бить!"
Не то чтобы я был в восторге от такого ответа. Чехов настолько "голографичен" - собственно говоря, голографичность, т.е. многомерность видения, и была единственной философией этого не имевшего никаких резких концепций писателя, -  что такой нюанс: пренебрежение сестер к Наташе, - тоже бы мог законно войти в общий спектр. В чеховской постановке (и это особенно касается многофигурных, полифоничных и, скажем так, бессюжетных  "Трех сестер"),  чем запутаннее клубок взаимоотношений, тем ближе к идеальному режиссерскому решению. Однако эта критикесса уж слишком на своем пункте настаивала: видно было, что она гордится им как неким откровением, до которого самостоятельно дошла. 
Мне вспомнился диалог  тридцатилетней давности между литературным критиком Львом Аннинским и писателем Юрием Трифоновым, который был напечатан в "Новом мире". Аннинский, наподобие этой критикессы, пристал к Трифонову: "Почему вы делите людей на "интеллигенцию" и "мещан"? Ваш Дмитриев из "Обмена" презирает своего тестя, "дельца" Лукьянова, а между тем вы сами даете такую деталь: Лукьянов организовал культурный нужник на ветхой даче Дмитриевых! Без него ваш высокодуховный герой с его старорежимной мамой ходили бы до ветру под кусток! Нет в наше время никаких мещан! Структура общества давно совсем другая, милый мой Юрий Валентинович, а вы этого не замечаете и все держитесь за свои схемы".  Скользкий человек этот Аннинский; иезуит; Грацианский из "Русского леса". Вот настали свободные времена - и каких же таких полезных нужников Лукьяновы понастроили для России? Только заграбастали все  что только можно.  А Лев Александрович теперь долдонит что-то мутно-продержавное. Уж лучше Проханов, чем этот гегельянец. 
Впрочем, я отвлекся. Вообще этот текст – просто мои не очень связные заметки по поводу хорошей и необычной передачи. Не обязательно ведь каждому разговору быть жестко связным: иногда для разнообразия можно просто потрепаться «по поводу», разве не так?
Так вот, Наташа.  Она надела к приходу гостей зеленый пояс к розовому платью, и одна из сестер сделала ей замечание: плохой, мол, вкус. Наверное.  Мне трудно судить. Но мне кажется, что Наташа не столько вульгарная, сколько  чисто конкретная  по жизни,  "теллурическая". Сестры – селенитки-лунатики, а она - земная. Конечно, ограниченная, с плохим вкусом. Но не агрессивно плохим, а просто таким, бедным. И из-за ее предельной зацикленности на конкретном, если какая-то ее наметка не осуществляется, какое-то кресло не будет стоять там, где она уже его мысленно поставила, у нее случается истерика. Вообще очень существенно, чтобы было видно:  наползание Наташи на прозоровский дом удается не благодаря ее демонической энергии и агрессивности, а просто ввиду полного отсутствия сопротивления со стороны лунных сестер. Ну вот захотелось чего-то Наташе, и ее план проходит, как нож проходит сквозь масло, не требуется практически никакого нажима. С другой стороны, надо было бы ясно показать, что сестры все более теснимы в угол не по своей интеллигентской деликатности, не позволяющей им опуститься до Наташиного уровня. Напротив, лучше было бы, если бы они выражали отчаянный протест. Но потом, вместо того чтобы перевести этот протест в какое-то действие, они вдруг забывают обо всем. У Чехова этого почти нет, но по мне, так лучше было бы: вот сестры спорят с Наташей, а потом им лень что-то по самому минимуму сделать, чтобы у нее «не выгорело». Да, тут и лень, и психастения, когда после нервного взрыва наступает апатия, и, наконец, это просто очень важный для данной пьесы момент некоей абсурдности жизни.
А в общем, «Три сестры», мне кажется, невозможно поставить так, как надо. Артисты не могут всего этого сыграть. Разве что фильм, где актеры дополнялись бы визуальной стилистикой (в таком случае, должен был бы поставить Хуциев... что-то вроде "Июльского дождя": перемены погоды, переход от веселых времен к трудным, тусовки, романы, Бах или Вивальди…). Но все равно, не то. Как ни старайся, средствами живых актеров не создать этот пестрый ворох: 
Собирались наскоро, 
обнимались ласково, 
пели, балагурили, пили и курили. 
Жизнь прошла — как не было. 
Не поговорили. 
Тут нужны какие-то марионетки Крэга. Хотя Эфрос бился над "Тремя сестрами", чтоб с Яковлевой, Круглым и Дуровым, а не с марионетками. Наверное, он за то и любил так Яковлеву, что она была... пластилиновая неврастеничка. А Дуров, Смирнитский и прочие все меньше желали быть пластилиновыми, все каменнее становились... и Анатолий Васильевич разбил о них сердце.
Самая знаменитая и выдающаяся постановка «Трех сестер» принадлежит Немировичу-Данченко, он поставил пьесу в 1940-м году, и потом она  еще многие годы шла  во МХАТе после войны. Тарасова, Еланская и Степанова  старели… но никак не могли выйти замуж. Я иронизирую, а между тем все, кто видел эту постановку, особенно в тот предвоенный год, не могут ее забыть. Зрители плакали, потому что это был спектакль-прощание. Конечно, почти всех «трех сестер» и их компанию  извели в революцию и потом  еще «зачистили» в 37-м. Но все-таки какой-то дух прозоровского дома витал в 30-е годы над Россией: в конце концов, после «Великого Октября» прошло всего двадцать с чем-то лет. В 40-м году  интеллигентные зрители спектакля Немировича ощущали, что надвигается нечто, что истребит этот дух окончательно и навсегда. Действительно, война подвела черту, она оставила после себя пожарище, которое пахло только сталинской вонью.  Странным или нестранным образом, люди, пережившие 37-й и ранние 50-е, вспоминают о последних, с их антисемитскими и антикосмополитскими  кампаниями и их полной герметичностью, когда ни одно дуновение свежего ветерка не проникало сквозь  железный занавес – вонь, сплошная вонь! -  с большим омерзением и тоской, чем о поре «Большого террора».
Вот этот поэтический  мотив прощания, по-видимому, не давал зрителям спектакля Немировича замечать явную абсурдность поведения прекраснодушных героинь пьесы, их  не то что даже бездейственность, но бессмысленность их действий, когда они как будто нарочно поступают себе во вред, их слепоту к реальности, склонность к пустопорожней болтовне о труде, о будущем и т.д. Пелена слез заслоняла все это от сидевших в мхатовском зале. Каждая постановка, даже самая великая, порождается и определяется временем, когда  она создана. Спектакль Немировича сейчас, в наши трезвые и антиромантические дни,  наверное, лучше было бы не смотреть. Шапиро, хотя он и говорит много интересного, все-таки не совсем ясно объясняет, что хотел выразить собственной постановкой «Трех сестер», хотя можно предположить, что в ней звучали и абсурдистские ноты. 
Впрочем, 132 минуты передачи «Сквозное действие. Разбор пьесы Антона Чехова "Три сестры”» - перед вами. Возможно, читатель лучше автора этих заметок  уловит некоторые нюансы симпатично нестройных и сбивчивых размышлений Адольфа Шапиро об одной из самых загадочных пьес мирового театрального репертуара.    
      



Адольф Шапиро



                         Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо.     С.Бакис  



Автор С. Бакис
slavabakis@gmail.com




Категория: Адольф ШАПИРО | Добавил: ovechka (05.07.2013) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1746 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: