Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Александр СОКУРОВ |
В категории материалов: 3 Показано материалов: 1-3 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
(太陽 (тайё:). Режиссер Александр Сокуров. Сценарист Юрий Арабов. Россия. 2005
Здравствуй, Толя! |
«Телец». Режиссер и оператор Александр Сокуров. Сценарий Юрия Арабова. «Ленфильм».
2000 Однажды в детстве, заболев гриппом, я играл ртутью разбившегося термометра, гоняя шарики иголкой, как кием, от борта к борту маленькой картонной коробки. Коробка стояла на буграх одеяла неровно, шарики все время скатывались в ее нижний угол и сливались в один крупный шарик. Я старался раздавить его иголкой на два, но он не поддавался, ускользал. Так же трудно зрителю или критику отделить общие и банальные мысли, которые автоматически приходят в голову по поводу фильма «Телец», от того, что в нем действительно показано и сказано. |
Режиссер Александр СОКУРОВ. Сценарий Юрия Арабова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». Фильм был снят на учебной студии ВГИКа и приговорён руководством института к уничтожению. Только подмена плёнки и тайный вынос из ВГИКа режиссёром спасли фильм, который в итоге вышел на экраны только спустя десять лет после съёмок. 1978 -1987. Красноармеец Никита Фирсов возвращается с Гражданской войны. Вообще-то в кино такого показать нельзя: «кто-то возвращается с войны» - ведь это абстракция. Можно показать, как человек едет в поезде, потом идет по дороге, потом стучится в дверь дома. В результате сложения этих картинок мы получим: «человек возвращается с войны». Но этот фильм - о человеческом бытии, и он так сделан – таковы его ритм, оптика, монтаж, и такова его загадка, - что, без всяких претензий на символику, каждый его момент есть момент бытия. Никита идет по холмистой, зеленоватой, пустынной, тихой, отдыхающей от войны степи – и его ходьба не проход из пункта А в пункт Б (в фильме нет ничего проходного, как нет проходных мест в Библии): это именно человек возвращается с войны. Городок, в который он вернулся, так же тих, как степь: кажется, в нем никто не живет. На самом деле это не так. Вот отец Никиты. Наверное, если зайти в другие дома, и там окажутся живые люди. Просто они не выходят, берегут силы – ведь они все голодны. Ну и, кроме того, во время войны бывают бомбежки; война – как бы одна сплошная бомбежка. А после бомбежки люди еще некоторое время не выходят на улицу: кто его знает, а вдруг еще не отбой? Как все, сидит дома студентка-медик Люба. Люба... Никита любил ее до войны, и теперь, вернувшись, ему легко опять начать ее любить. Люба, может быть, раньше не любила его, то есть не замечала, и теперь ей нужно время, чтобы в него влюбиться. |