Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 11.12.2024, 19:49
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Агнешка ХОЛЛАНД

«Во мраке»

«Во мраке»/ «В темноте»/ «Укрытые» («W ciemności»).
Режиссер Агнешка Холланд. Сценаристы Давид Шамун  и Роберт Маршалл. Польша, Германия, Канада. 2011.

 
                               Тизер к фильму "Во мраке"
 

"История одной куклы": мультфильм по сценарию Александры Свиридовой

                                                                Его жиды 

Действие фильма "Во мраке" происходит во время 2-й мировой войны подо Львовом. Не в лесах подо Львовом, где, когда город станет советским, станут прятаться бандеровцы, а в львовской канализации. В 1956-м году Анджей Вайда снял «Канал», великий фильм о том, как группа бойцов Армии Крайовой после поражения Варшавского восстания пытается вырваться из города через канализационные пути, - через 55 лет Агнешка Холланд, в прошлом ассистентка Вайды и автор сценариев его картин «Без наркоза» (1978), «Дантон» (1982), «Любовь в Германии» (1983) и «Корчак» (1990), сделала фильм о скрывающихся в канализации евреях. 
Все основано на реальных событиях. А сюжет такой. Когда немцы весной 1943-го года устроили в львовском гетто «акцию», чтобы до минимума сократить контингент, который затем надлежало перевести в obóz zagłady, т.е. в лагерь смерти, небольшой группе евреев удалось бежать сквозь проделанный в земле лаз. В канализации они сразу же наткнулись на водопроводчика Соху и его молодого помощника. Обитатели гетто были хорошо знакомы с ними: эти двое, с большой пользой для самих себя, оказывали им  мелкие, но ценные услуги, например, в обмен на деньги или драгоценности передавали за колючую проволоку еду и прочие необходимые предметы. А уж тут, под землей, и вовсе их царство: захотят – выдадут бежавших немцам, захотят – спрячут их где-нибудь в лабиринтах подземных коммуникаций. Польдек и Сапек поступают с умом, они избирают второе, но только до поры до времени, пока у этого дрожащего стада хватит чем платить за свои жалкие жизни. Выдоив последний злотый и последнее золотое колечко из жидовских карманов, они сдадут весь кагал и опять выручат хорошие деньги: за голову каждого выкуренного юда немцы платят  500 марок. 
Все это показано в первые минут пятнадцать фильма, остальные два часа – о преображении  Сохи, о том, как этот человек из мелкого вора и шкурника постепенно превращается в праведника наподобие Оскара Шиндлера или Рауля Валленберга. В конце картины во Львов вступают советские, и Соха выводит горстку тех, кого называет «мои жиды» - в сыром смраде подземелья их осталось через четырнадцать месяцев всего около  дюжины - из тьмы на свет божий. Он счастлив, кажется, больше спасенных им, ведь те сберегли свои тела, он же не только тело (обнаружь немцы «схрон», он наверняка пропал бы заодно с этими несчастными), но и душу. (Меньше чем через два года Леопольд Соха погибнет, пытаясь вытолкнуть из-под колес потерявшего управление советского военного грузовика свою маленькую дочь. Такая вот странная судьба: всё кого-то спасал человек, рискуя головой, – и в конце концов не сносил таки ее. Смерть Сохи, конечно, остается за пределами фильма).
О картине тяжело писать, ее было тяжело и неприятно смотреть - мне, во всяком случае. И дело не в том, что она сама, как говорится, тяжелая. К сожалению,  фильм о хорошем, святом человеке не в большей мере гарантирован от неудачи, чем любой другой. Однако констатировать, что «Во мраке» - картина неудачная, куда тяжелей, чем сделать это в отношении манипулятивных фильмов на сходную тему вроде «Списка Шиндлера» или «Ее зовут Сара» (см. тексты о них на нашем сайте). Такую констатацию мне приходится в данном случае выдавливать из себя, потому  что я чувствую -  фильм сделан с чистой душой, без расчетливости и цинизма; есть множество предметов на свете, заслуживающих критики раньше, чем эта работа Агнешки Холланд. С другой стороны, сказать, что картина хорошая, только потому, что герой ее праведник и она сделана с благородными намерениями, - для этого у меня, увы,  недостаточно еврейского патриотизма.
Это насчет того, почему трудно писать. Теперь, более подробно, – почему было трудно смотреть (одно с другим связано, но все-таки это разные вещи). 
В процессе своей духовной метаморфозы Соха начинает помогать узникам подземелья безвозмездно, а точнее, себе в убыток. (Стесняясь своей бескорыстности, он дает «подземному бухгалтеру» деньги, чтобы тот выплатил их ему на глазах у остальных евреев: «пусть они не думают, что я какой-то придурок»). Приняв на себя ответственность "за тех, кого приручил», Соха уже посвящает им каждый момент своего существования, жертвуя материальным благополучием собственной семьи и подвергая жену и дочь опасности. Он без колебаний продолжает идти по избранной стезе праведника даже после того как немцы в ответ на убийство солдата-охранника – а это он, Соха, убил его, чтобы спасти одного из своих подопечных, неосторожно выбравшегося «на поверхность», – вешают четыре десятка добрых поляков, в том числе его друга и помощника Сапека. Он, несомненно, не отступился бы от «людей из подземелья» и после того, как его жена, не выдержав постоянного напряжения, ушла от него вместе с дочерью (впрочем, она тут же возвращается, потому что сама, несмотря на свои постоянные ворчливые укоры мужу, духовно под стать ему).
Да, герой картины - человек большой души. Причем Леопольд Соха не выдумка – он реально существовал  и сделал все то, что показано в фильме. И вот - я всему этому не поверил. Мне ясно: я не поверил, потому что Агнешка Холланд не смогла сделать Соху понятным, как-то у нее не получилось изобразить его преображение так, чтобы я ощущал эмпатию, т.е. мог психологически и эмоционально идентифицировать себя с ним; нет возможности проследить, где, в какой момент из души этого закоренелого, тотального прагматика пробивается не просто элементарная порядочность, нет, из нее откуда-то, как крылья, прорастает святость (жена, правда, сообщила ему однажды, что Езус byl po matke Żydem, – но неужели взрослый католик сам этого прежде не знал, и неужели это сообщение могло водночасье перевернуть его сознание? В принципе, все на свете возможно, но в фильме нет переломного момента, и постепенного очеловечивания Сохи тоже как-то нет), – словом, мне ясно, что герой художественно неубедителен, а  ведь  фильм сосредоточен именно на процессе очеловечения Сохи и превращения его в праведника, и если Холланд не удалось волнующе и правдиво проследить этот процесс, значит, ей ничего не удалось. Да, я все это понимаю, но все равно, когда я смотрел фильм, мне казалось, что я не верю в святость Сохи, потому что я сам циник, что я вообще не верю в существование святых людей на грешной земле. Вот отчего смотреть эту картину было для меня своего рода мучением.
Титры, следующие за последними кадрами, в которых Польдек помогает вырвавшимся из чрева ада, шатающимся от слабости и кислородного удара людям стоять на земной тверди, а его жена Ванда подносит им пироги и водку, словно каждый  выживший и устоявший на ногах – плюсик им обоим на предстоящем Страшном суде («Это моя работа! Моя работа!» - ликующе кричит Соха),  -  финальные титры содержат следующее сообщение: «Многие люди говорили, что гибель Сохи – Божья кара ему за помощь евреям». Что ж, в такое легко поверить: чтобы думать так, львовянам даже не надо было быть юдофобами: помните тех сорок безвинно повешенных? Но титры титрами, а фильм фильмом. В картине, кроме рассказа о самом Сохе, нет ничего ни о массовом польском антисемитизме, ни о частном польском филосемитизме (к слову, единственный в фильме злобный и пристальный антисемит из славян - не поляк, а украинский полицай); и если эта страшная, злая правда что-то добавила к общему впечатлению, то лишь одно - она в последний раз заставила меня подумать: а почему все-таки  Соха оказался лучше, милосерднее своих братьев-поляков? Я думал, думал, но ответа на этот вопрос в фильме не уловил.
Зрители наивнее и непосредственные меня, наверное, таким вопросом не задавались, они просто поверили Сохе в органичном исполнении Роберта Венцкевича. Свет не без добрых людей, вот и все. На глазах у Сохи слезы, и на глазах у спасенных им людей, и на глазах у многих зрителей, не сомневаюсь. Но что поделаешь, черт побери, если искусство, как Москва, слезам не верит - каждый фильм обязан все свои утверждения доказывать, как будто до него кино вообще не было и он начинает с чистого листа (конечно, надо еще и говорить нечто такое, чего раньше никто не сказал, пусть это даже будет не бог весть какая великая истина). Интересная закономерность: фильм показывали на нескольких кинофестивалях, и всюду он получал приз зрительских симпатий. То есть профессионалы, видимо, ощущая приблизительно то же самое, что я, не удостаивали его высоких наград, признания же зрителей он неизменно добивался. Это, конечно, не аргумент - профессионалы иногда еще как промахиваются,  - и к тому же, честно говоря, я в данном случае предпочел бы быть на стороне зрителей... Но все же такая дивергенция, возможно, о чем-то говорит. 
Впрочем, не все профессионалы были к фильму суровы. Вот ссылка на рецензию Александры Свиридовой, писательницы, сценаристки известного анимационного фильма «История одной куклы» об игрушечном Дон-Кихоте, сделанном узником Освенцима, сорежиссера обжигающего документального фильма «Варлам Шаламов. Несколько моих жизней», эксперта Фонда помощи нуждающимся жертвам Холокоста и т.д. – в общем, не только профессионала  в сфере кино, но и человека обостренной духовности. Прилагаю ее мнение в качестве противовеса к   своему собственному.  
 

 
 
        Леопольд Соха                          
    (28.08.09-12.05.46)                              Агнешка Холланд (1948)
 
 
 
 
 
 
Автор С. Бакис

Категория: Агнешка ХОЛЛАНД | Добавил: ovechka (12.07.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 5021 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: