Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 19.04.2024, 12:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Алехандро ИНЬЯРРИТУ

«Бёрдмэн, или Неожиданная ценность невежества»

«Birdman, or The Unexpected Virtue of Ignorance». Режиссер Алехандро Иньярриту. Сценарий Алехандро Иньярриту и др. США. 2014

Запоздало и с неохотой пишу об этом фильме. Который почему-то называется по-русски «Бёрдмэн» (хотя можно было нормально перевести «Человек-птица», ибо так оно и есть: не фамилия, а лицо, в некоем смысле являющееся птицей). Который почему-то получил главного «Оскара» за лучший фильм и несколько других важных «Оскаров». Который мне ни чуточки не понравился.

Пожилой довольно актер Ригган Томсон (Майкл Китон) когда-то заработал хорошие деньги, играя Человека-птицу в фильмах «Человек-птица 1», «Ч-п 2» и «Ч-п 3». Могли бы быть еще 4, 5 и 6, но Риггану надоело летать в дурацких перьях в дурацких фильмах, ему захотелось проверить, способен ли он сыграть нормальную антропную, а не орнитологическую роль. Он решил поставить на Бродвее пьесу по рассказу Реймонда Карвера «О чем мы говорим, когда мы говорим о любви». Такой писатель и такой рассказ реально существуют: Raymond Carver, “What We Talk About When We Talk About Love”. Тут важно, что Карвер – очень хороший и очень человеческий, тонкий, серьезный писатель. Ригган, наверное, потому и остановился на Карвере для своего дебюта в качестве театрального актера и режиссера, что, если он желал отлететь как можно дальше от своей птичьей репутации, то никто лучше этого автора не мог бы ему в этом помочь. И вот он начинает делать спектакль. И у него никак не клеится ни постановка, ни собственная игра в главной роли. Профессионализма нет. Кроме того, мешают всякие жизненные заморочки: дочь-наркоманка, требовательная любовница, нудная бывшая жена, бездарные или капризные исполнители и проч. А еще мешает то, что Внутренний Голос постоянно долдонит ему: «Напрасно ты за это взялся. Еще не поздно вернуться к Человеку-птице, контракт еще в силе». Но Ригган не хочет сдаваться, не хочет Голосу поддаваться.

Ну это я так рассказываю внятно и толково, а как оно есть на экране – там сплошные «шум и ярость» (монолог Макбета с этими словами звучит, кстати, в фильме). Иньярриту – страстный мексиканский человек, пусть окультуренный западным кинематографом. Он понаворочал в картине бог знает чего. «Бёрдмэн» начинается кадром, в котором Ригган парит в воздухе, левитирует то есть. Затем выяснится, что он еще и даром телекинеза обладает: шурует на расстоянии предметами по гримерному столу, а когда сильно разозлится, то и шваркает ими бесконтактно о стенку. А когда он вышел однажды в скверном расположении духа на Бродвей, то даже сбил взглядом с неба вертолет! Как это надо понимать? Научная фантастика? Да нет. Это некий знак внутреннего потенциала Риггана: вот есть, есть в нем мощный энергетический заряд, да только на сцене играть – не вертолеты сбивать, тут, кроме чистой энергетики, нужны кой-какие другие таланты. И еще этот фантастический элемент фильма - знак авторской иронии: «Бёрдмэн» - типа комедия, комедия вперемешку с шумом и яростью. Сложный такой коктейль. 

Это что касается стилистики. В смысловом плане тоже наблюдается сложный коктейль. Перипетии пьесы повторяются в жизни. Любовники и любовницы на сцене тусуются, тасуются, как карты в колоде, переходят из одной связи в другую, а исполнители их ролей делают то же самое вне сцены.* А в финале (спектакля) главный герой (пьесы) что, отгадайте, делает? Правильно, стреляется! А что при этом исполнитель роли главного героя, отгадайте, делает? Правильно, реально стреляется! Усердным читателям сайта не так уж трудно было отгадать: ровно та же самая петрушка произошла с героем Аль Пачино в фильме «Унижение», о котором я недавно писал. Правда, тот отдал концы, а Ригган всего лишь отстрелил себе нос. Пластический хирург прилепил ему другой не хуже, это ж комедия все-таки.

Все это, конечно, видено-перевидено: кино про кино, спектакль о постановке спектакля, зеркала, зеркала… «Весь мир театр, все люди в нем актеры». Актерское тщеславие, блеск и нищета актерского существования, мишурная ложь и высокая правда театра. Все в общем ясно. Но если бы Алехандро Иньярриту обладал наблюдательностью и юмором или чувством драматического, то почему бы нет? Дело же не в теме, а в наполнении темы. Но  Иньярриту такими качествами не обладает и по этому поводу не парится. Он считает, что главное не наполнение, а исполнение: тема может быть старая, наполнение старое, но если сделать со всякими фокусами, выйдет нечто новое. Короче, для него централен не смысл, а стиль, форма. Конечно, стиль тоже может быть смысловым, форма может выражать содержание больше, чем само содержание. Но для этого форма должна быть… глубокой. Этот тезис нуждается в разработке, которой я здесь заниматься не стану, просто скажу: у Иньярриту форма неглубокая, внешняя, то есть он формалист. Формализм скучен, поэтому «Бёрдмэн» скучен.

Но что же, если Иньярриту стилист-формалист, остается говорить о нем как таковом. И здесь я должен сообщить нечто важное. Главная фишка «Бёрдмэна» в том, что весь фильм снят одним кадром, без монтажных склеек!  Опять-таки, ничто не ново под луною: такое уже проделывали Хичкок в «Веревке» и Сокуров в «Русском ковчеге».  Но все-таки это трюк поновее, чем тема «весь мир театр». Собственно говоря, в любом театре такая штука происходит ежевечерне: спектакль идет сплошняком от начала до конца.  Но как можно сравнивать? В кино осуществить «сплошняк» куда труднее – ведь надо умудриться вставить в непрерывный кадр всякие технические фокусы, например, сделать, чтобы гримерные коробочки под взглядом Риггана сами ездили по трюмо и т.д. Как это сделать, если все снимается одним куском? Ну я не знаю. Может быть, за трюмо сидел человек и дергал коробочки за ниточки. Да, но как он потом вылез из-за трюмо и вернулся со съемочной площадки домой? Оскаровские академики, конечно, понимали, насколько такие штуки сложны технически. Отчасти в соображении этого они и кинули «Бёрдмэну» главную награду.  Но я лично думаю, что  «сплошняк» получился у Иньярриту  куда менее эффектным, чем у Сокурова. У того кадры были очень простые и ясные, и благодаря этому зрители могли легко заметить, оценить и восхититься: ух ты, всё одним кадром! В «Бёрдмене» столько шума и треска, картинка такая косая, кривая и захламленно-затемненная всяким театральным барахлом, что черт его знает, один это кадр или много. Старания режиссера и оператора Эммануэля Любецки во многом  тратятся зря: фокус, чтобы он поражал, должен быть простым.

Но это еще ладно. В «Бёрдмэне» есть более серьезная ахиллесова пята. По сути, весь фильм нам показывают творческий процесс. Сначала, на репетициях, Ригган играет плохо, (т.е. Майкл Китон хорошо (допустим) играет плохо играющего свою роль Риггана). Но на премьере прошедший через горнило творческих и жизненных мук Ригган вдруг сыграл блестяще. Не будучи в театре профессионалом, он не мытьем, так катаньем гениально поймал зерно образа. (См. второе название фильма: «Неожиданная ценность невежества»).  ОК. Зал бурно рукоплещет. Триумф. Но если по факту, то мы не видим между бездарными репетициями и блестящей премьерой никакой разницы. Если уж на то пошло, так на премьере Ригган и все другие актеры играют еще хуже, переигрывают  и пережимают, как сапожники. Но мы этого не должны как бы замечать, должны схватить саму идею: старпер таки преодолел себя/переборол свой Внутренний Голос, весь фильм бубнивший: «Брось этого Карвера, превращайся обратно в высокооплачиваемого Человека-птицу!»

Уж раскрою еще один секрет: этот Внутренний Голос – он и есть Человек-птица, только сначала она сидела внутри Риггана и мы ее не видели, а к концу  обнаглела, вылезла наружу (размером с хорошего орла!) и чуть не клюет бедному череп.  Вообще по приближении к финалу фильм превращается в полный сюр, с полетами Риггана в небесах над Манхэттеном и т.д. Академикам это, наверное, понравилось. И они понравились сами себе: вот, мол, говорят, что мы консерваторы и любим только мейнстрим, а тут вон какой сюр, а мы, пожалуйста, балдеем.

Но напрасно они обольщались. «Бёрдмэн», фильм молодого (сравнительно), дикого и страстного Иньярриту, такой же обветшалый, залежалый товар, как «Унижение», фильм старого, проевшего на голливудском кино все зубы Барри Левинсона. «Бёрдмэн» отличается от «Унижения», как еще не ощипанная мертвая дичь от ощипанной: много перьев, но в сухом остатке одно и то же.

Резюме: лучше бы дали главного «Оскара» «Отрочеству» Ричарда Линклейтера.  Правда, и в этом фильме все построено на своего рода трюке: Линклейтер отдал фильму двенадцать лет жизни, и не потому что, как Герман, никуда не спешил: он снимал свою художественную картину  по мере взросления мальчика – исполнителя главной роли. Сергей Мирошниченко в цикле фильмов «Рожденные в СССР» сделал то же самое, но он-то снимал фактически бессценарный, документальный фильм, что гораздо проще.

Да и вообще «Отрочество», в отличие от "Бёрдмэна", симпатичный, человечный фильм. Хотя тоже не шедевр, не шедевр, если честно. (См. мой текст об этом фильме). Ничего мне не нравится, да? Но «Бёрдмэн» действительно туфта, поверьте. А не верите, так посмотрите. Фильм, как обычно, прилагается.  

* Кроме того, жизненная ситуация Риггана Томсона аукается с таковой исполняющего его роль Майкла Китона, который когда-то сыграл в двух фильмах Бэтмена, отказался играть его в третьем, был почти забыт зрителями… и вот вышел из полосы тьмы благодаря исполнению роли Риггана Томсона.  Наверное, в фильме есть другие ауканья подобного рода, но я мало знаю о жизни американских кинозвезд и заметил только одно.        

Алехандро Гонсалес Иньярриту (1963)

 
Реймонд Карвер (1938-1988)
 
Смотреть фильм он-лайн
 
 

 Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 

 

Категория: Алехандро ИНЬЯРРИТУ | Добавил: ovechka (27.02.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1122 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: