Режиссер Александр Роу. Сценарий Сергея Михалкова по его пьесе «Смех и слезы». Киностудия им. Горького и Ялтинская киностудия. 1958
Шута и злую волшебницу играет Георгий Милляр, любимый артист Александра Роу. К сожалению, второй ролик обрывается за мгновение до того, как старуха-волшебница преображается в свой молодой сексапильный аватар, в роли которого Лидия Вертинская, мама Анастасии и Марианны.
Слава Извини, Наташа, что поставил нашу переписку на свой сайт bakino.at.ua (см. последний текст). Но там никакого интима вроде нет, так что, надеюсь, простишь мне эту дерзость.
Славко Нахальнюк
Наташа Да что ты! Я за любой пиар. Журналюга все-таки. Я еще вспомнила, что в Федьковича пересмотрела все шедевры немого кино. И там справа у пианино сидел тапер, сопровождая каждый фильм музыкой. А в Щорса одно время подряд шли фильмы-спектакли по пьесам Островского, в основном, в исполнении Малого театра. Когда я потом делала передачу со стариками Малого, я некоторых из них помнила молодыми из-за этих показов.
<…> У нас осенью запахло. Ветер уже кучу листьев с деревьев сорвал. У нас между домом и хозяйственными постройками березовая рощица. Выглянула сейчас в окошко - на земле желтого цвета больше, чем травы.
С. Наташа, прости, не Щорса кинотеатр. Не все то, что было на ул. Щорса, было им. Щорса. Например, разве Дворец пионеров был им. Щорса? Или парикмахерская на Щорса, в которую я всю свою малосознательную жизнь проходил вместе с папой, была им. Щорса? Так же и кинотеатр напротив той парикмахерской был не им. Щорса, а им. Горького. Лучший, я считаю, кинотеатр города, в котором надо показывать фильмы Трюффо или Хичкока... Если ты поймешь, Натаха, о чем я говорю. Надеюсь, поймешь, раз мы одной, оказывается, крови, хоть ты татарочка какая-то, а я чистый погромовский жиденок.
Н. Писала про Щорса и как-то сомневалась. Я тоже в кинотеатр Горького любила ходить. Интересно, существует ли он сейчас и если да, то как называется. <…> Гуляла вчера по твоему сайту, но по тупости так и не нашла последние тексты. В форумах? В существенном? Подскажи тропинку.
С. 1). В левом верхнем углу написано "Фрагменты" - это название сайта. Смотришь под ним - там видишь "Новый фрагмент". На это кликаешь.
2). К-тра Горького, конечно, нет. Как нет и Федьковича, и Космодемьянской, и "Украины". Ничего уже нет.
Между тем с "Украиной" связан самый, может быть, счастливый день моей жизни. Витрины этого к-тра, в которых ставили фотки из идущего фильма и тех, что "незабаром", были в таких углублениях. На широких мраморных подоконниках этих витрин было удобно сидеть, а человек маленького роста, как я тогда, мог сидеть на этом подоконнике с вытянутыми ногами. Именно так я сидел на нем в конце августа 1958 года, дожидаясь начала сеанса. Сеанс был первый послеобеденный, наверное, 2:40. Синий билетик в моем кармане стоил рубль пятьдесят, еще утренняя цена (билеты на сеансы, начинавшиеся до 4:00, были дешевле, если помнишь). Оставалось еще много времени. Был светлый сонный день - солнце как бы лениво зависло. Я купил фруктовое мороженое за 90 копеек, розовый брусок в бумажной обертке, и ел его. Фильм, который предстояло посмотреть, назывался "Новые похождения Кота в сапогах". Я регулярно читал "Советский экран" и знал, что это фильм режиссера-сказочника Александра Роу. Я обожал волшебные сказки, и особенно пьесы-сказки. Раньше я прочитал пьесу Михалкова "Смех и слезы", по которой был поставлен этот фильм. В общем, я был подготовлен и предвкушал полтора часа наслаждения. В воздухе уже чувствовалась осень. Из недалекого грядущего, через китайскую стену предосеннего покоя, уже долетал тревожный запах масляной краски. Но подспудная память о школе, как горьковатая приправа, лишь обостряла сладость буддистского покоя. Наверное, это было 23-е или 24-е августа - до 1-го сентября еще много, очень много времени, так много, как остается в 3 или 4 часа утра у человека, которого на рассвете казнят, и он это знает. Невообразимо много времени! Но в душе не было того озноба, что у приговоренного, только легкая грусть и ностальгия по текущему дню: погруженный в него, я одновременно видел его как бы с берега, в обратной перспективе, не только испытывая счастье, но и зная, что испытываю его и что такое, может быть, не повторится никогда.
Ну, а потом я посмотрел этот фильм, и он сразу же стал моим любимым. Он отличался от других фильмов Роу тем, что в нем не было свойственной картинам этого режиссера грубой размалеванности, картонности, тяжелого грима. "Кот" он был похож и не похож на Роу, в нем была легкость, какой-то западный штрих, что-то от комедии дель арте. И он был снят не среди среднерусской природы, а на Ялтинской киностудии, в нем были крымские кипарисы и море. Я бредил морем, бредил Крымом, и это еще больше прибавляло фильму волшебства. В самом начале, на титрах, проплывают вверх маски и звучит такая музыка: "Та-та-тА-та /та-та-та-ТА/та-та-тА-та-тА-та-тА. Жаль, не могу спеть тебе.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
Арсений Тарковский. «Белый день»
Справился по Википедии: премьера фильма состоялась 27-го мая 58-го. Ну да это в Москве! Пока «Кот» добрался до нашей глуши, настал август. И я пишу тебе, может быть, ровно через 56 лет после дня, который вдруг захотелось описать. Может быть, потому вдруг и захотелось. Мне следовало еще добавить, что между вышеописанной нирваной и 1-м сентября находился мой день рождения. 31-го августа мне исполнится 12 лет.
Вот, послушай ту волшебную музыку, раз я не могу спеть:
http://vk.com/video_ext.php?oid=-6018165&id=166317325&hash=aa41e8df7337481e&hd=1
Сейчас, проверяя, откроется ли мой подарок, я заметил в титрах, что композитор фильма - не кто-нибудь, а знаменитый Андрей Волконский! Он еще написал замечательную музыку к фильму "Три плюс два", как ни странно, тоже по пьесе крокодила Михалкова.
Народный артист РСФСР Александр Артурович Роу
(1906, Юрьевец Костромской обл. - 1973, Москва)*
* Между прочим, Андрей Тарковский родился в селе Завражье Юрьевецкого района
Герой Социалистического труда Сергей Владимирович Михалков
(1913, Москва – 2009, Москва)
Князь Андрей Михайлович Волконский
(1933, Женева - 2008, Экс-ан-Прованс)
Автор С. Бакис
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|