Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Александр СЕРЫЙ |
«Джентльмены удачи»
Режиссер Александр Серый. Сценарий Гии Данелия и Виктории Токаревой. 1971 Данелия был соавтором сценария этого фильма и художественным руководителем его постановки. То, что я скажу дальше, не основано ни на каких известных мне фактах, а только моя догадка. Ни предыдущая картина Серого, детектив «Выстрел в тумане», снятая совместно с Анатолием Бобровским, ни последовавшие за «Джентльменами удачи» комедии «Берегите мужчин» и «Ты мне – я тебе» не то что не идут в сравнение с «Джентльменами», но попросту могут быть исчерпывающе охарактеризованы прилагательным, совпадающим по звучанию с его фамилией. С другой стороны, «Джентльмены» подозрительно похожи по стилю на Данелию: та же ясность композиции кадров, напоминающих карикатуры, стрипы или комиксы; те же предельно выразительные персонажи – как будто маски или, опять-таки, ожившие человечки с карикатур. (Между прочим, когда не любивший растекашиваться словесами по древу Данелия поступал на Высшие режиссерские курсы, его выручило то, что, почти уже провалившись, он показал экзаменаторам свои смешные рисунки). Так вот: не был ли Данелия чем-то большим, нежели всего лишь худруком своего друга со студенческих времен Серого? Удача была Серому очень нужна: это был его первый самостоятельный фильм, и за ним продолжало тянуться реноме человека неуравновешенного и вообще зека (на почве ревности он ударил ухажера своей возлюбленной топором по голове, сделав того пожизненным инвалидом, и отсидел за это в тюрьме четыре года). Может быть, Данелия, конечно, на пару с Серым, режиссировал картину, стараясь делать это понезаметнее? Похоже на то. Тем более что фильм был снят очень быстро, за три месяца – значит, Данелия не слишком надолго оторвался от собственных дел. Если это так, то вот что интересно. Как ни прекрасны фильмы Данелия, «Джентльмены» по степени их популярности (в год выпуска фильм вышел на первое место по прокату - его посмотрело свыше 65-ти миллионов зрителей), по мере народной любви, по стойкости этой любви, я думаю, превосходят все то, что замечательный режиссер снял под собственным именем. Чем же отличаются «Джентльмены удачи» от «Мимино», «Не горюй!» или «Афони»? Фильмы Данелия смешные, но они одновременно и грустные, и не такие уж простые, в них всегда есть какая-то глубокая мысль. А «Джентльмены» - совершенно плоский, двумерный фильм, он как американские B-rated comedies, как пустая картонная коробка, катящаяся под ветром по какой-нибудь uptown (т.е. нецентральной) street. Самые смешные места в нем – самые глупые. Лично меня, например, больше всего рассмешило, как Фатеева, подойдя к даче, где затырились беглые зеки, выкликает их со двора: «Архе-о-ло-ги!». Хмырь, Косой и Алибаба... те еще археологи. Неужели интеллигентная «дочь профессора Мальцева», которую, согласно титрам, играет Фатеева, не могла учуять в этой тройке явных ханыг? А вот не могла, потому что мир этого фильма – мир непуганых идиотов. Сказанное вовсе не означает, что мы не сочувствуем героям Крамарова, Вицина и Муратова, – наоборот, их простодушие и недалекость заставляют нас еще больше им сочувствовать, но это происходит не в результате каких-то размышлений над их судьбами и не от постепенного постижения умной авторской мысли; просто мы смотрим на этих незадачливых лохов, нам смешно и жалко их, вот и все. Что же это выходит? Данелия (если это Данелия) сделал «Джентльменов» легко, походя, как бы спустя рукава, валяя дурака, - а в результате мы имеем самый популярный его фильм! Причем получился не только самый «кассовый» – это уж куда ни шло, мало ли какое дерьмо пиплы хавают, - а именно самый популярный в исконном смысле этого слова, т.е. самый любимый народом, серьезно любимый, прочно поселившийся в народной душе данелиевский фильм. Какой вывод из этого можно сделать? Что нечего слишком стараться, результат все равно непредсказуем или, может быть, чем хуже, тем даже лучше? Нет, подумать так значило бы отрицать высшую справедливость, которая все-таки есть на свете. Вывод иной, такой: не надо непременно стараться быть «глубоким» и «содержательным»; главное – быть самим собой. В «Джентльменах» Данелия, считая, что делает нечто второстепенное по отношению к своему «серьезному» комедийному творчеству, расслабился, творил совершенно спонтанно - и вышло еще лучше, чем обычно!* Вышел фильм вполне «пустой», «бессодержательный» - но и уморительно смешной, и добрый, и душевный – такой, что вся страна его полюбила – навсегда. Фильм на все времена. Вот такая поучительная история. * Здесь можно вспомнить случай с Нильсом Бором. Великий физик обожал смотреть американские вестерны. Его высокоумные ученики посмеивались над ним: «Профессор, ну как вам не надоест смотреть фильмы, в которых шериф всегда побеждает в перестрелке с десятью злодеями? Это же совершенно неправдоподобно!» «Нет, очень даже правдоподобно! - отвечал Бор. – Дело в том, что нападение злодеев подготовленно, а реакция шерифа спонтанна. Непроизвольная реакция всегда быстрее произвольной». «Ерунда, - возразили умники. – Вот давайте вы во время своих регулярных послеобеденных прогулок будете иметь при себе пробочный пистолет. Однажды мы нападем на вас - посмотрим, кто победит!» И что же? Когда через несколько дней студенты неожиданно выскочили из-за кустов и начали стрелять по Бору из пробочных пистолетов, ему удалось «уложить» пятерых нападавших из семи, прежде чем он сам пал от бандитской пули! Серый Александр Иванович Яркий Гия Николаевич Автор С. Бакис | |
Просмотров: 2400 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |