Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Барри ЛЕВИНСОН |
«Humbling». Режиссер Барри Левинсон. Сценарий Бака Генри по роману Филипа Рота. США. 2014
Это драма. Стареющий актер Саймон Экслер, в прошлом знаменитый, потерял дар и драйв. Он завязывает со сценой и поселяется на своей загородной вилле. Все вроде еще не так плохо. Вилла роскошная. И это комедия. Саймон уже попытался было наложить на себя руки (но сделал это так нелепо, что попытка суицида была смешна, а не трагична), когда к нему под каким-то натянутым предлогом явилась Пигин, интеллигентная девушка лет двадцати с чем-то. Да, она девушка, хотя ведет бурную половую жизнь. Разгадка этой простой загадки в том, что она лесбиянка. Но Саймон ей понравился, она затянула его в кровать. Это не так просто, потому что у него постоянно болит поясница, и ему трудно улечься. Похоже, когда он все же уляжется, проблемы не кончаются. Но Пигин это, кажется, неважно, ее возбуждают сама личность и сама старость Саймона. К тому же она добирает полового удовлетворения с подружкой-лесбиянкой: одно другому, т.е. один другой, не мешает. Где-то в середине фильма Пигин приводит подружку, - но не ту же самую, а другую, с которой случайно встретилась на улице, - да, приводит ее к Саймону в дом, и они любятся практически у него на глазах. Он не то что страдает, а скорее сомневается: может, это нормально? может, теперь такие времена? Саймон и раньше плохо ориентировался во времени и пространстве, а теперь от этой путаницы с tempora et mores у него вообще поехала крыша. Вдобавок он становится свидетелем и участником одной чересчур сложной для его сенильного ума ситуации. У Пигин раньше была черная любовница Принцесс. Теперь эта Принцесс сделала себе transgender surgery (изменила секс) и стала Принцем. Узнав, что Пигин тем временем перешла из лесбиянок в бисексуалки, Принц говорит ей (в присутствии Саймона): «На хрена тебе этот старикашка? Теперь, когда я мужчина, не лучше ли…?» Неизвестно, приняла ли Пигин предложение Принца, но это не суть важно. Главное, что в результате всех этих дел в фильме образуется очень забавная мутотень, и смех и грех. И это трагедия. Пигин, как можно было ожидать, в конце концов пресыщается Саймоном, обзывает его старым пердуном и, хлопнув дверью, уходит навсегда. И тут оказывается, что хоть Саймон вроде ничего не соображал, уход Пигин полностью сбил его с катушек. Или можно сказать иначе: ее уход, наоборот, поставил его на катушки, то есть заставил вдруг четко осознать: все пропало, жизнь зашла в тупик. Я забыл сказать, что молодильная связь с Пигин отчасти вернула Саймону дар и драйв, он стал репетировать короля Лира. И вот финал фильма: Лир произносит монолог над телом мертвой Корделии и закалывается. (Для тех, кто давно не перечитывал эту трагедию: у Шекспира другой финал, тоже трагический, но не такой). Театральный зал ахает. Но Лир вдруг встает и кланяется. Кинозал чешет в затылках: может, все это опять Саймону привиделось, как уже не раз бывало? Но нет. Он опять рухнул, и это навсегда. Кажется. И все в этом фильме кажется. Кажется, что это драма; комедия; трагедия; трагикомедия. Но драматическое не драматично, комическое не комично, трагическое не трагично. Просто нудный морок. В добрые старые времена фильм о закатных днях актера мог бы быть хорошим (примеры: "Огни рампы" Чаплина; "Зимний вечер в Гаграх") или плохим, но в нем всегда был бы сюжет.* В «Унижении» сюжета нет: то, что я вам попытался пересказать, еще не сюжет, а только тема в общем виде: старый актер полюбил молодую, она поматросила и бросила, он закололся театральным кинжалом. От того, что фильм длится почти два часа, тема в сюжет не превращается, потому что в фильме нет разработки, остроумия деталей и поворотов, драматизма (не в смысле драматической доли старпера, а драматизма как сценарной техники). Просто тянут 106 минут кота за хвост. Как же можно так мучить бедное животное? Разве авторы фильма не знали, что темы как таковой для хорошего фильма недостаточно, необходимо что-то, и очень многое, еще? А я вам скажу, в чем дело. Автору романа Филипу Роту 82 года, режиссеру Барри Левинсону 73, Аль Пачино 75. Им, людям еще того времени, не перестало казаться, что всякие бисексуально-трансгендерные заморочки сами по себе настолько странны и диковинны, что рассказ о них вполне может составить фильм.** Ну что ж. Может, для таких же стариков, как они сами, все это и занимательно. Но мы-то с вами, дорогие друзья, которые знаем обо все этих штуках не понаслышке, а по богатому и разнообразному сексуальному опыту, мы-то какой кайф от «Унижения» можем поймать? Чтобы угодить нам, авторы должны были еще изрядно потрудиться и как-то размять, изогнуть, усложнить и оживить эту довольно болванистую сценарную болванку. * А если бы в старом фильме вдруг отсутствовал сюжет, было бы вполне ясно, что сюжет отсутствует. В "Унижении", как часто в современном кино, отсутствие сюжета камуфлируется всякими оптическими эффектами типа клипового монтажа и так называемым "нелинейным нарративом". Например, заморочки Саймона с Пигин перемешиваются с его психоаналитическими базарами по скайпу. Видения Саймона перемешиваются с реальностью. Тягучая муть болотная взбивается, чтобы были волны. Мораль: современное кино ленивее, хитрее и нечестнее старого! ** Возможно, в романе Рота эта история выглядела многозначительнее: проза позволяла тоньше передать переходы и переливы из комического в трагическое обратно в трагическое и глубже заглянуть в склеротизированные лабиринты старческих Я и ОНО. Факт тот, что в фильме все это обернулось пустотой. Романа я не читал, но, честно говоря, у меня такое подозрение, что и он, в сухом остатке, такая же мутотень, как и фильм.
Барри Левинсон
Филип Рот Смотреть фильм он-лайн
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис | |
Просмотров: 1125 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |